Доклад А.В.Кучаев зам. председателя Комитета по природопользованию, охране окр. среды и обеспечению экологической безопасности

 

Доклад

По основному вопросу: «О состоянии технологической безопасности в промышленности Санкт-Петербурга и улучшении природоохранной деятельности» на заседании президиумов ОО и РОР "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга" 14.03.2016 г.

Существует ряд федеральных и региональных органов государственной власти, имеющих прямое отношение к вопросам охраны окружающей среды.

В настоящий момент на федеральном уровне решение экологических задач на территории Санкт-Петербурга осуществляется следующими специально уполномоченными органами государственной власти: Департаментом Росприроднадзора по СЗФО; Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральным агентством лесного хозяйства; Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральным агентством по рыболовству; Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии; Невско-Ладожским Бассейновым Водным Управлением; Федеральным агентством водных ресурсов; Федеральным агентством по недропользованию; Министерством внутренних дел России.

На региональном уровне полномочия в области охраны окружающей среды на территории Санкт-Петербурга осуществляют: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; Комитет по благоустройству; Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности; Администрации районов.

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением  Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В систему субъектов РФ входят также приравненные к ним специализированные прокуратуры.

К специализированным прокуратурам в области обеспечения исполнения природоохранного законодательства относятся соответствующие природоохранные прокуратуры. Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга осуществляет надзор  как за деятельностью соответствующих государственных органов, осуществляющих регулирование вопросов, связанных с охраной окружающей среды, так и за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности проводит государственную политику в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в этой сфере.

Основные задачи Комитета:

  • Осуществление государственного управления в области охраны окружающей среды, а также в сфере использования и охраны природных ресурсов;
  • Осуществление государственного надзора в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории Санкт-Петербурга, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
  • Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также подведомственных Комитету государственных унитарных предприятий и государственных учреждений в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также безопасности гидротехнических сооружений.
  • Участие в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Одно из основных направлений работы Комитета - это региональный государственный экологический надзор.

Региональный государственный экологический надзор Комитета - деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных  законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений

Объектами регионального государственного экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Санкт-Петербурга, за исключением объектов капитального строительства, объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Перечень последних утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

В рамках экологического надзора в 2016 году проведено порядка 1 400 плановых и внеплановых проверок, что на 22% больше по сравнению с 2015 годом. В результате выявлено более тысячи нарушений, 88% которых устранены. Большая часть нарушений выявляется при обращении с отходами производства
и потребления.

На 41% выросло число наложенных штрафов - с 20 (2015 год) до 29 (2016 год) миллионов рублей.

Комитет проводит мероприятия по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных к административной ответственности.

В результате совместных мероприятий с природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга, Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Росгвардией, Следственным комитетом в прошлом году удалось возбудить 6 уголовных дел по статье «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов». В 2015 году было возбуждено только 1 дело.

Так, одна из мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, а именно изъятие орудия совершения административного правонарушения (техники) стало действенной мерой. Штрафы на водителей минимальны, а простой техники - это существенные убытки для организаций.

В 2016 году выполнено 10 вертолетных вылетов, съемки с которых служат существенной доказательной базой.

Помимо выявления и пресечения правонарушений в области охраны окружающей среды государственные инспектора проводят мероприятия, направленные на  предупреждение совершения нарушений.

Анализ основных изменений, внесенных в законодательство, регулирующее вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления, показал, что своевременное информирование природопользователей о таких изменениях способствует  предупреждению правонарушений в этой области.

Основные изменения, внесенные в законодательство.

  • 1. Малым и средним организациям и ИП за первое нарушение грозит не штраф, а предупреждение. С 4 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ и теперь штраф за административное правонарушение, которое совершенное впервые и выявленное в ходе государственного надзора, подлежит замене на предупреждение. Это касается тех случаев, когда в КоАП РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено.

При этом важно, что замена штрафа предупреждением допустима, если нарушение не причиняет вред окружающей среде.

  • 2. Профилактика правонарушений в бизнесе.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ внесены изменения в федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Две новые статьи:

статья 8.2 "Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований";

статья 8.3 "Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями".

В целях профилактики нарушений органы государственного надзора в 2017 году должны:

  • размещать на своих сайтах перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также тексты этих правовых актов
  • информировать юр. лиц и ИП посредством опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами
  • в случае изменения обязательных требований - распространять комментарии об изменениях, сроках и порядке вступления их в действие
  • не реже одного раза в год публиковать обобщение практики деятельности государственного контроля (надзора, указывая наиболее часто встречающиеся нарушения и рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юр. лицами, ИП в целях недопущения таких нарушений
  • выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Последние будут выдаваться хозяйствующим субъектам, если орган получил информацию о возможности нарушения, которое не приводит к фатальным или катастрофическим последствиям (законом перечислено, к каким).

К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа с юр. лицами и ИП, относятся:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств
  • административные обследования объектов земельных отношений
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в интернете и СМИ
  • наблюдение посредством анализа информации о деятельности либо действиях юр. лица и ИП, обязанность по представлению которой возложена на такие лица.

В случае выявления при этом нарушений надзорные органы принимают в пределах своей компетенции меры по их пресечению, а могут и назначить внеплановую проверку юр. лица или ИП. Если нарушение не грозит фатальными или катастрофическими последствиями, то орган может ограничиться предостережением.

Замена допустима, если нарушение не причиняет вред окружающей среде.

В 2016 году Комитет начал предоставлять государственную услугу по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 2. Оформление разрешительной природоохранной документации (новые полномочия Комитета с 01.01.2016). С 01.01.2016 по 31.12.2016 в Комитет поступило 1538 обращений о предоставлении государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Статьей 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусмотрена государственная пошлина в размере 1600,00 рублей, подлежащая зачислению в бюджет Санкт-Петербурга по нормативу 100%. В рамках реализации данного полномочия в 2016 году в бюджет Санкт-Петербурга перечислено 3 428 100,0 рублей.

В рамках реализации полномочий по приему отчётности об образовании отходов от субъектов малого и среднего предпринимательства и установления порядка ее представления с 01.01.2016 по 31.12.2016 в  Комитет поступило и рассмотрено - 4007 документов.

Реализация новых полномочий по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется в форме государственного реестра таких объектов, который представляет собой государственную информационную систему.

Комитет ведет государственный региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с использованием программно-технического обеспечения учета объектов НВОС (далее - ПТО УОНВОС). С 01.12.2016г по 31.12.2016г  в Комитет поступило в электронном виде - 6280 заявок.

Еще одно полномочие - это государственная услуга по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников. По этой услуге также введена пошлина
в размере 3 500 рублей. В бюджет уже перечислено почти 1,5 млн рублей.

В рамках реализации полномочий по приему отчётности об образовании отходов от субъектов малого и среднего предпринимательства и установления порядка ее представления с 01.01.2016 по 31.12.2016 в  Комитет поступило и рассмотрено - 4007 документов.

Комитет занимается также охраной объектов животного мира. В прошлом году создан прецедент на всю страну. В результате проведенных мероприятий инспекторы Комитета изъяли 5 ушастых сов и 3 енотов-полоскунов из незаконного владения. Нарушители в туристических местах города - возле Исаакиевского Собора, у Спаса-на-Крови, на Дворцовой площади - предлагали туристам города фотографироваться с животными за плату. По всем животным принято решение вернуть их в собственность государства.

Тема обращения с дикими животными с подачи нашего Комитета в эфир телекомпании Россия 1 вышла на уровень полномочного представителя президента по вопросам экологии Сергея Борисовича Иванова.

По нашей инициативе также принято решение об установке в городе предупреждающих дорожных знаков 1.27 «Дикие животные» и 8.21 «Зона действия» на Кольцевой автодороге, дороге между Комендантским проспектом
и Парашютной улицей, дороге в Каменку, в аэропорт «Пулково».

Одним из основных и самых важных направлений работы Комитета
и подведомственных предприятий является предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций экологического характера, работа аварийных служб.

  • За 2016 год в экологические аварийные службы города поступило порядка
    12 тысяч обращений, это на 3 тысячи больше, чем в 2015 году. Граждане сообщали о нефтяных пятнах, о разлитой ртути, о скоплениях опасных отходов.

В период навигации предприятие «Пиларн» приняло от судоходных компаний 550 т льяльных вод, это в 2 раза больше, чем в  2015 году. Основная цель - снижение числа сбросов нефтезагрязненных вод в центральной части города - достигнута. В 4 раза сократилось число разливов на Фонтанке и Крюковом канале.

В 2016 году ледокол «Невская Застава» выходил на ледокольные работы
56 раз. Силами нашего ледокола в ноябре из ледяного плена были высвобождены
12 судов.

  • Комитет и предприятия «Пиларн» и «Экострой» ведут подготовку волонтеров по очистке береговой полосы от нефтепродуктов. В 2016 году подготовлено 92 человека. Всего в городской базе - 515 волонтеров.

С объектов социальной сферы в рамках мероприятий по снижению негативного воздействия факторов экологического риска на окружающую среду по заказу Комитета в 2016 году собрано и переработано 10101 единица вышедшей из употребления оргтехники, 419 тыс. люминесцентных ламп, проведено ртутьметрическое обследование мест хранения ламп на площади 24904 м2, проведена демеркуризация 274 м2 мест хранения ламп.

В рамках обеспечения радиационной безопасности Санкт-Петербурга Комитетом в 2016 году организована работа по ведению учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Раздельный сбор опасных отходов обеспечен на городских экологических мероприятиях, в том числе с привлечением детей.

Обеспечено функционирование системы сбора опасных отходов
от населения Санкт-Петербурга, состоящей из 8 стационарных пунктов
(3 из которых открыты в 2016 году - в Выборгском, Колпинском и Курортном районах Санкт-Петербурга), 210 экотерминалов, более 700 мест установки экобоксов. Осуществлено более 2000 стоянок Экомобиля.

Собрано 289 тонн опасных отходов (на 100 тонн больше, чем в 2015 году).

В подведомственное Комитету предприятие СПб ГУП «Экострой» приобретена специализированная установка для извлечения ртути из ртутьзагрязненных материалов, грунтов и люминофора. Установка позволит снижать количество ртутьзагрязненных отходов, направляемых на размещение, одновременно увеличивая объем ртути направляемый во вторичное использование.

В 2016 году Комитетом была организована непрерывная эксплуатация 61 ГТС, находящегося на балансе подведомственных государственных унитарных предприятий - ГУП «Ленводхоз» и ГУП «Экострой». Сооружения находятся
в работоспособном состоянии и функционируют в штатном режиме.

В целях обеспечения безопасности 46 бесхозяйных ГТС в период прохождения паводков был реализован комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения аварийных ситуаций.

Необходимо отметить положительную динамику сокращения количества бесхозяйных ГТС. В результате проделанной в 2016 году работы количество бесхозяйных ГТС сократилось на 20%. По состоянию на начало 2017 года
в Перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений входит 37 объектов.

Еще одно направление работы Комитета - это рациональное использование и охрана водных ресурсов. У нас продолжается увеличение доли предприятий, которые законно используют водные объекты: с 78% в 2012 году до 91,8 в 2016.

По сравнению с 2012 годом существенно увеличилось количество введенных в эксплуатацию очистных сооружений - с 92 до 137 - и приборов учета объемов сточных вод - с 29 до 88.

Комитет также отвечает за содержание водных объектов. В 2016 году по заказу Комитета проводилась уборка акватории и береговой полосы от мусора на 106 водных объектах. Выполнены работы по очистке от донных отложений реки Мойки, Обводного канала, Кронверкского канала.

Экологическое просвещение, информирование граждан о городских экологических проектах - также одно из основных направлений работы Комитета.

Ежегодное увеличение количества петербуржцев, которые раздельно сдают опасные отходы - это яркий показатель просветительской работы.

В 2016 году создано школьное движение в защиту вязов. Участвуют 30 команд из 21 образовательного учреждения. Основная задача участников движения - выявить все посадки вязов в городе.

В конце 2016 года по заказу Комитета были сняты и показаны на канале «Санкт-Петербург» фильмы о работе города по охране водных объектов, а также
о городской системе особо охраняемых природных территорий.

В целях установления международных контактов и продолжения возможного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды в 2016 году проведены встречи с представителями Генеральных Консульств Великобритании, Израиля, Индии, Министерства окружающей среды Финляндии, Мэрии Таллинна, Мэрии Хельсинки, Финского метеорологического института, Агентства по гидрометеорологии Киргизской Республики, Правительства Киргизской Республики.

16 декабря 2016 года Губернатором Санкт-Петербурга утвержден План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Санкт-Петербурге Года экологии, в который вошли 64 мероприятия.

В Год экологии будет проведен целый ряд просветительских мероприятий. Запланирован серьезный информационный проект, в рамках которого будут опубликованы сведения об экологическом состоянии всех районов города,
о качестве воздуха, растительности, воды.

В ведении Комитета находятся 5 государственных предприятий и 2 учреждения, деятельность которых также направлена на обеспечение экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Новости о деятельности Комитета и подведомственных организаций ежедневно публикуются на экологическом портале Санкт-Петербурга по адресу: http://www.infoeco.ru/.

Деятельность СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор»

Правительством Санкт-Петербурга принято решение о бессрочном  прекращении размещения на территории Полигона промышленных отходов.

Прекращение производственной деятельности по приему промышленных отходов не снимает с Полигона ответственности по обеспечению безопасности предприятия как опасного производственного объекта, а также ликвидации негативного воздействия на окружающую среду.

В связи с этим, в 2016 году на Полигоне был выполнен значительный объем природоохранных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности и минимизации негативного воздействия на окружающую среду накопленного на Полигоне экологического ущерба.

Предельный размер субсидий, выделенных Полигону в 2016 году, составил  267 млн. рублей, что более чем в 4 раза превосходит предельный размер субсидий, выделенных в 2015 году. Освоение по выделенным субсидиям составило 94,4%.

В результате проведенных мероприятий 2016 году территория Полигона приведена в безопасное (нормативное) состояние, ликвидирована аварийная ситуация на переполненных картах, обеспечено безаварийное прохождение осеннего и весеннего паводков, начато проектирование комплекса очистных сооружений Полигона. Комитет приступил к работам по поэтапной ликвидации накопленного на Полигоне экологического ущерба.

Научно-технический экологический совет

При Комитете создан Научно-технический совет (НТЭС) под председательством академика РАН, профессора, Президента политехнического университета М.П. Федорова, в состав которого вошли профильные ученые - доктора и кандидаты наук.

Было проведено 6 заседаний НТЭС, на которых рассматривались предложения по технологиям ликвидации накопленного на Полигоне экологического ущерба
и обеспечению текущей экологической безопасности.

На данных заседаниях были приняты решения о необходимости:

- укрытия карт №64 и №68 с целью недопущения попадания осадков
и увеличения уровня промышленных отходов в них, обеспечения пожарной безопасности и минимизации испарений из карт;

- разработки принципиальной схемы комплекса очистных сооружений для очистки вод внутреннего и обводного канала и понижения уровня промышленных отходов в картах №64 и №68;

- создания рабочей группы ученых-геологов для аналитической работы по изыскательским работам предыдущих лет и разработке концепции проекта рекультивации.

Проектирование комплекса очистных сооружений

Одной из первоочередных мер в рамках ликвидации накопленного экологического ущерба Полигона является реализация комплекса мероприятий по проектированию и строительству комплекса очистных сооружений, который позволит:

- очищать ливневые сточные воды с территории предприятия для безопасного прохождения сезонных паводков;

- очищать обводненные отходы из карт-котлованов №№ 64 и 68,
что является обязательным условием для дальнейшей рекультивации территории Полигона.

Проектом будет разработано 4 очистных установки общей производительность не менее 60 м3/час.

Реализация дорожной карты по ликвидации экологического ущерба

Разработан План действий (дорожная карта) поэтапной ликвидации накопленного на территории Полигона экологического ущерба.

1. Комитетом совестно с Полигоном организованы все необходимые мероприятия по безаварийному пропуску весеннего и осеннего паводкового периода 2016 года.

Мероприятия включает в себя:

- работу имеющегося комплекса очистных сооружений Полигона (производительность -  20 м3/ч);

- выполнение работ по перекачке воды из внутреннего и обводного каналов
в контрольно-регулирующие пруды;

- возведение дамб (глиняных замков) на картах и каналах Полигона;

- восстановление обваловки карт;

- создание аварийных запасов глины в местах возможных протечек.

2. Реализация укрытия открытых карт №64 и №68 плавающим укрывным противофильтрационным покрытием с целью недопущения повышения уровня содержащихся в них отходов за счет поступления атмосферных осадков.

3. В период с 2018-2019 годы планируются все необходимые строительно-монтажные работы по созданию комплекса очистных сооружений для очистки стоков Полигона, включая понижение уровня открытых карт №64 и №68 ниже отметки уровня залегания кембрийских глин.

4. В период с 2017-2018 годы планируются все необходимые комплексные инженерные изыскания для разработки проекта рекультивации территории Полигона. Мероприятие будет выполняться с целью определения объемов и состава накопленного на Полигоне экологического ущерба, а также определения его воздействия на окружающую среду и выбора методов и технологий его ликвидации.

По итогам проработки вопроса ликвидации Полигона в 2016 году концептуально определено, что самым целесообразным с экологической и экономической точек зрения методом ликвидации негативного воздействия накопленного экологического ущерба является консервация территории Полигона путем создания горизонтального и вертикального экранов, а также стабилизация жидких промышленных отходов.

5. В течение 2019 года планируется разработка проектно-сметной документации на выполнение мероприятий по рекультивации территории Полигона.

6. В период с 2021 по 2025 год планируется выполнение всего необходимого спектра работ по рекультивации территории Полигона с целью ликвидации накопленного экологического ущерба и устранения негативного воздействия Полигона на окружающую среду.

7. После 2025 года будет осуществляться проведение пострекультивационного экологического мониторинга.

Цель мероприятия - подтверждение устранения негативного воздействия Полигона на окружающую среду.

 

А.В.Кучаев

заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга