Аналитические записки по проблеме недостоверности юридического адреса

Аналитическая записка подготовлена членом СПП СПб ООО "ЦПО групп" (www.pravorf.ru)

Аналитическая записка по проблеме блокировки ФНС расчетных счетов организаций с рекомендациями для предпринимателей и для Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

Аналитическая записка по проблеме недостоверности юридического адреса с рекомендациями для предпринимателей и для Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

В рамках реализации курса государственной политики по борьбе с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, «фирмами однодневками» и недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ, начиная с 2016 года налоговыми органами избрана жесткая позиция по контролю за сведениями, вносящимися ЕГРЮЛ и содержащимися в ЕГРЮЛ, а также удалению из ЕГРЮЛ недостоверных сведений.

В настоящий момент проверка недостоверности сведений описана в Приказе ФНС от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, Федеральном законе от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие- либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений,

включаемых в ЕГРЮЛ, являются:

1) письменное заявление заинтересованного лица;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:

4) указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;

5) находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;

6) указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);

7) указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);

8) включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.

На практике реализация выбранной налоговой стратегии обернулась для предпринимателей существенными сложностями, препятствиями к осуществлению легальной деятельности, широким полем для злоупотребления со стороны гос. органов и коррупции.

Компании с реальным адресом и подтвержденными арендными отношениями получали отказы в государственной регистрации, если они предварительно не выезжали в территориальные налоговые органы, не проходили собеседования, не доказывали свою добросовестность, а после того как документы были поданы на государственную регистрацию - не привозили или не сообщали в территориальную налоговую инспекцию входящий номер расписки на государственную регистрацию (собственная практика имеется в каждом территориальном налоговом органе). Смена адреса (места нахождения) на другой регион еще более осложнена.

Таким образом, налоговые органы субъектов РФ поставили фильтр на пополнение ЕГРЮЛ новыми записями, чтобы быть уверенными в их достоверности.

Следующим этапом была тотальная рассылка писем большому количеству юридических лиц, подпадающим под подозрения о недостоверности сведений об их месте нахождения. Зачастую, юр. лицам приходило по несколько писем в квартал. Предполагалось, что ответ на такое письмо подтверждает, что с юридическим лицом имеется связь и сведение о его адресе достоверны, однако на практике даже ответ с приложением документов, подтверждающих арендные отношения, не гарантировал, что в ЕГРЮЛ не будут внесены сведения о недостоверности адреса. Иногда никаких писем вообще не рассылалось и юридическим лицам просто вносили сведения о недостоверности. В официальных документах было изложено, что ненахождение по адресу было достоверно подтверждено выездом на адрес, но такие мероприятия в основном не проводились. Все это объяснялось нехваткой времени, так как на государственную регистрацию ООО по новым правилам выделялось 3 рабочих дня вместо 5, как раньше, а также невозможностью обработать большое количество информации в сроки, выделенные для проверки достоверности.

Указанные действия ФНС доставляли предпринимателям значительные сложности при осуществлении своей деятельности и зачастую являлись предметом шантажа. Так, налоговые инспекции, желая воздействовать на того или иного арендодателя-собственника конкретного здания, отказывали в регистрации предпринимателям конкретно по его объекту или рассылали его арендаторам письма о недостоверности и в открытую говорили о том, что это способ воздействия на собственника здания. Логика простая: если у арендаторов будут проблемы, то никто не будет арендовать такие помещения.

Со временем, ситуация более или менее нормализовалась, и предприниматели с налоговыми органами адаптировались под новые реалии и требования налоговой (не поименованные в законе, но сложившиеся на практике) стали, к сожалению, практически обычаем делового оборота.

В отказах налоговые органы традиционно ссылаются на постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №61, "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".

Данное постановление содержит следующие сведения:

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);

2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Первый пункт указанного перечня является наиболее используемым налоговыми органами, однако налоговые органа склонны толковать его расширительно.

К примеру, если взять обычный бизнес центр с большим количеством арендаторов, то на его адресе практически всегда будут висеть «мёртвые души», т.е. юридические лица, которые когда-то имели арендные отношения с собственниками, но в последствии их расторгли или не продлили и теперь там не находятся. Получается, что в одном помещении может быть зарегистрировано 10 компаний, а по факту сидеть один и этот один легальный честный арендатор-предприниматель будет страдать за 9 других номинальных арендаторов («мертвых душ»). Собственники, конечно, стараются как-то воздействовать на своих арендаторов чтобы они регистрировались по новым адресам после расторжения аренды (обеспечительные платежи, штрафы и т.д.), но эти меры не эффективны, если фирма фактически перестала существовать или банкрот.

Такие «мёртвые души» представляют большую сложность для собственников недвижимости, потому что закон не содержит быстрого и эффективного механизма, как убрать свой адрес в ЕГРЮЛ, используемый недобросовестными лицами. Собственники регулярно подают списки таких лиц в территориальные налоговые, чтобы в отношении недобросовестных лиц была внесена запись о недостоверности, но это не всегда эффективно: исключение из ЕГРЮЛ длительный процесс, а налоговая не всегда оперативно вносит такие сведения в реестр, но если даже и внесет - собственнику нужно ждать, как минимум, 9 месяцев (6 месяцев на нахождение сведений о недостоверности и 3 месяца на публикацию о предстоящем исключении).

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом.

Регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Также на практике, собственнику, несмотря на указание в гарантийных письмах всех реквизитов, могут не звонить, на адрес не выезжать. В случае наличия в ЕГРЮЛ большого количества юр. лиц на объекте - собственнику создаваемого юр. лиц могут отказать. Начинающему предпринимателю потом самому необходимо доказывать свою добросовестность. Известны прецеденты, когда предприниматели приносили в налоговую образцы своей продукции, чтобы доказать свою добросовестность. Вместо уведомительного

В настоящий момент проверка недостоверности сведений описана в Приказе ФНС от N ММВ-7-14/72@, Федеральном законе от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.

В указанных положениях в основном содержатся варианты по проверке достоверности сведений в отношение уже существующих компаний, так как получение объяснений справок, привлечение специалистов - это не те способы, которые могут быть применены к процедуре вновь создаваемых юридических лиц, потому что процедура регистрации юридических лиц ограничена сроком - 3 (три) рабочих дня. Обычно если налоговые органы не успевают проверить достоверность в установленные для регистрации сроки, то они вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации сроком на 30 дней, однако в отношении регистрации вновь создаваемых компаний (не в процесс реорганизации) закон запрещает принимать решение о приостановлении государственной регистрации.

Для компаний, которые только регистрируются может быть применен такой способ проверки достоверности включаемых сведений как «изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа», однако если налоговому органу это будет недостаточно, то остаётся единственный вид проверки, - осмотр объекта недвижимости. Однако очевидно, что в таких крупных городах как Москва и Санкт-Петербург у налоговых органов попросту нет кадровых ресурсов на проверку каждой вновь создаваемой компании в установленные законом сроки (согласно сведениям с сайта ФНС за январь 2020 года в Санкт- Петербурге было зарегистрировано 1117 новых юридических лиц, если разделить на рабочие дня (в январе 17), то получается 65.7 юридических лиц в день). В связи с этим нужна особая процедура проверки достоверности сведений при создании юридических лиц, в которой налоговые органы могли бы достоверно определять факт нахождения юридического лица по своему адресу регистрации.

РЕКОМЕНДАЦИИ Предпринимателям, получившим отказ в государственной регистрации вновь создаваемого общества, следует:

1) Связаться с территориальной налоговой инспекцией по месту регистрации юридического лица и выяснить причину такого отказа.

2) Обсудить с налоговым инспектором повторную подачу документов на государственную регистрацию юридического лица и процедуру подтверждения территориальным налоговым органом подтверждение нахождения вновь создаваемого юридического лица по адресу регистрации.

В случае если причина отказа является незаконной, и предприниматель не желает осуществлять повторную подачу или невозможно преодолеть причины отказа территориальной налоговой инспекции, обжаловать действия МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу в Управление ФНС по Санкт-Петербургу и/или суд.

Предпринимателям, получившим письмо о необходимости предоставить подтверждение сведений о их местонахождении следует:

Направить в территориальный налоговый орган и в МИФНС № 15 по Санкт- Петербургу письменные пояснения с приложением доказательств достоверности сведений о своем месте нахождения (договор арены, передаточный акт, выписка из ЕГРН, гарантийное письмо от арендодателя и т.д.)

1) Обратиться в территориальный налоговый орган за получением разъяснений о причинах внесения записи о недостоверности, а в случае их незаконности - обратиться с жалобой в Управление ФНС по Санкт-Петербургу и/или с иском в суд.

2) Проконтролировать получение исполнителем письменных пояснений и выдачу уведомления о проведенной проверке и принятия сведений о достоверности по результатам проверки.

3) В случае если по результатам проверки внесена запись о недостоверности, то следует выяснить причину принятого решения и в случае его незаконности обжаловать такие действия в Управление ФНС по Санкт-Петербургу и/или суд

Предпринимателям, не получавшим письмо о необходимости предоставить подтверждение сведений о их местонахождении и по фату обнаружившим запись о недостоверности в ЕГРЮЛ следует:

1) Обратиться в территориальный налоговый орган за получением разъяснений о причинах внесения записи о недостоверности, а в случае их незаконности - обратиться с жалобой в Управление ФНС по Санкт-Петербургу и/или с иском в суд.

В случае если налоговый орган не отправлял юридическому лицу письмо с требованием предоставить пояснения относительно достоверности сведений по адресу и принял решение о включение о недостоверности, это является основанием для отмены решения о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

 

ООО «ЦПО групп»

Коняева Анна 

Тел. +7 (812) 603-45-25 , +7 909 591 18 18

E-mail: boss@pravorf.ru