Аналитическая записка по проблеме блокировки ФНС расчетных счетов организаций

Аналитическая записка подготовлена членом СПП СПб ООО "ЦПО групп" (www.pravorf.ru)


Аналитическая записка

 

по проблеме блокировки ФНС расчетных счетов организаций
с рекомендациями для предпринимателей и для Союза промышленников и
предпринимателей Санкт-Петербурга

 

В 2001 году в России принят Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту «ФЗ № 115»). В 2012 году Центральный банк Российской Федерации во исполнение указанного закона установил требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П). С принятием Положения возможности банковского контроля значительно расширились. У финансовых структур появилась обязанность выявлять и пресекать необычные и подозрительные финансовые операции клиентов.

Поскольку четких и исчерпывающих критериев отнесения операций клиента к подозрительным действующее законодательство не содержит, под подозрение банка может попасть любой предприниматель, независимо от характера его деятельности. Выявление сомнительных факторов грозит компании внесением в черный список, ограничением доступа к банковским услугам, блокировкой операций с денежными средствами и иными неблагоприятными последствиями.

Операция может расцениваться банком как подозрительная при наличии хотя бы одного из следующих признаков:

  1. Необычный характер сделок;

  2. Отсутствие явного экономического смысла;

  3. Проведение с целью вывода капитала из страны;

  4. Финансирование «серого» импорта;

  5. Обналичивание денег;

  6. Уход от налогов;

  7. Коррупция.

С недавнего времени финансовые структуры используют новый инструмент для блокировки. Банки запрашивают у клиента сведения о происхождении средств для открытия вклада, а также интересуются судьбой снятых со счета денег. Если клиент отказывается предоставить такую информацию, банк предупреждает о возможной блокировке вклада или счета. Указанные действия финансовых структур не выходят за рамки правового поля, банки имеют право задавать клиенту вопросы об источнике происхождения средств в соответствии с нормами так называемого «антиотмывочного» законодательства. Однако все действия банка должны быть добросовестными и разумными.


РЕКОМЕНДАЦИИ


предпринимателям, получившим требование банка

о предоставлении дополнительной информации

 

Действующее законодательство обязывает кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. Истребование предоставления документов у клиентов является обязанностью банков. Ответственность банков установлена ст. 15.27 КоАП РФ - «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Поэтому в попытке обезопасить себя банки стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчёты.

Примерный перечень признаков подозрительности операции приведен в Положении Банка России № 375-П. Однако большая часть признаков носит субъективный характер. В настоящее время Банк России планирует изменить перечень признаков, однако в новой редакции все равно сохраняется существенная доля субъективных оснований, по которым банк может отказать в проведении операции.

Таким образом, банки самостоятельно решают, какие документы требовать от клиента и как его проверять. Если у сотрудников банка есть подозрения в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма, проводится проверка деятельности клиента и совершаемых им операций.

Чтобы избежать проблем предпринимателю необходимо:

  1. Направить требуемые банком документы либо направить в банк письмо, в котором детально изложить порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности и экономический смысл конкретной операции (сделки).

  2. Если возможности предоставить документы в срок и в полном объеме нет, то договориться с банком о предоставлении разумного срока для предоставления всех документов и объяснений.

  3. Если банк злоупотребляет своими правами и требует все чаще и больше - разумнее не дожидаться закрытия счета, а перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

При поступлении запросов от банка следует как можно быстрее перевести все общение в официальное русло. Банки иногда действуют недобросовестно, а также допускают процессуальные ошибки и нарушают установленную процедуру. Все это в последующем может быть использовано предпринимателем для признания действий банка незаконными. Также, если конкретный сотрудник банка не желает вникать в предоставленные документы и объяснения или направляет необоснованные запросы, не стоит бояться обращаться с жалобой как в сам обслуживающий банк, так и в Банк России.


РЕКОМЕНДАЦИИ


предпринимателям, получившим уведомление банка о блокировке счета

  1. При блокировке счета важно выяснить причину такого решения, для этого нужно письменно обратиться в банк за разъяснениями.

  2. Подготовить и направить в банк письменное заявление о неправомерности действий банка по блокировке счета. К заявлению приложить документацию, которая может подтвердить экономическую обоснованность и легальность проведенных по счету операций, а именно: документы, переписку, доказательства исполнения сделки.

  3. Если банк не ответил на запросы, не сообщил причины блокировки или после предоставления документов и информации не разблокировал счет, его действия необходимо обжаловать в Межведомственную комиссию при Банке России и (или) в суд. Также практика показывает, что при нарушении банком прав предпринимателей может помочь привлечение к проблеме СМИ и бизнес-омбудсмена.

  4. В случае если в кратчайшие сроки проблема с банком не решается, то рекомендуется в срочном порядке зафиксировать убытки, возникшие в результате блокировки счета. К числу таких убытков могут относиться неустойки, выставленные контрагентами из-за несвоевременных расчетов, пени и штрафы налогового органа, проценты, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы и т.п.


РЕКОМЕНДАЦИИ


предпринимателям, получившим отказ

в открытии счета/проведении операции или внесения компании в «черный» список.

Еще одна распространенная ситуация, в связи с которой у предпринимателя возникает множество проблем, - внесение компании в «черный» список. Банк может осуществить такую процедуру в любой момент, не сообщив об этом самой компании. Предпринимателю останется только догадываться о причинах ограничения доступа к банковским услугам.

В описанной ситуации предпринимателю первоначально нужно выяснить, действительно ли компания внесена в «черный» список.

  1. Необходимо подать в банк запрос о причинах отказа в осуществлении операций или открытии счета.

  2. Собрать документацию, доказывающую благонадежность предпринимателя (в зависимости от причины попадания компании в «черный» список, состав пакета документов будет отличаться) и представить ее банку.

  3. В случае отказа банка в осуществлении операций или открытии счета обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию при Банке России и (или) в суд.

Следует помнить, что банк обязан довести до сведения Росфинмониторинга свое решение об отказе в проведении той или иной операции. Это не право банка, а его обязанность в силу закона. Поэтому если банк нарушил данную обязанность, то шансы выиграть спор с банком достаточно велики.

По результатам рассмотрения обращения Межведомственная комиссия может вынести либо решение о пересмотре решения банка об отказе (ответ в пользу предпринимателя), либо решение о невозможности пересмотра (ответ в пользу банка).

Если решение состоялось в пользу предпринимателя, то Комиссия сообщит об этом самому клиенту и в тот банк, который ему отказал.

Такое решение банк обязан направить в Росфинмониторинг, а далее информация будет направлена в Банк России.

Банк России отправит эту информацию в другие банки через специализированную информационную систему.

В свою очередь, в отношении предпринимателя должны быть пересмотрены решения и по другим операциям, если ранее в связи с нахождением в «черном» списке в совершении операций было отказано.


РЕКОМЕНДАЦИИ


для Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

  1. На базе Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга организовать конференцию по рассматриваемой проблеме с участием представителя Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков (Ассоциация «Россия»), Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, представителямипредпринимательского и банковского сообщества, а также с привлечением СМИ (в том числе федерального уровня).

  2. Выступить с инициативой принятия Банком России информационного письма о разработке критериев работы банков с предпринимателями при принятии решений об ограничении банковского обслуживания либо блокировке счетов, изменить перечень признаков подозрительных операций с целью максимального сокращения субъективных оснований.

  3. Направить обращение в Росфинмониторинг и Банк России с просьбой особого контроля вопросов в рамках ФЗ № 115 и недопущения со стороны банков формального подхода.  

Аналитическая записка подготовлена членом СПП СПб ООО "ЦПО групп" (www.pravorf.ru)