Льготы и преференции для потенциальных иностранных инвесторов в Республике Узбекистан

 

Льготы и преференции для потенциальных иностранных инвесторов

 

Иностранными инвесторами в Республике Узбекистан могут быть:

  • иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств;
  • международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права;
  • юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств;
  • физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей.

Формы инвестирования в Узбекистане

Долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;

Создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

Приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;

Вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию;

Приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

Приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.

и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

Изменения формы и процесса инвестирования

Изменения форм, в которых первоначально или повторно осуществляются иностранные инвестиции, не приводят к изменению их квалификации в качестве инвестиций.

Права иностранных инвесторов

Иностранный инвестор имеет право:

- самостоятельно определять объемы, виды и направления осуществления инвестирования;

- заключать договора с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;

- владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности. По решению иностранного инвестора право владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

- самостоятельно принимать решение о патентовании за рубежом и в Республике Узбекистан принадлежащих ему изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, полученных в результате инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;

- самостоятельно и свободно распоряжаться доходом (включая его беспрепятственную репатриацию), полученным в результате инвестиционной деятельности;

- привлекать в Республику Узбекистан денежные средства в виде кредитов и займов;

- использовать средства в национальной валюте на своих счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

- приобретать права на земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством;

- использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на правах собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

- получать адекватную компенсацию в случае реквизиции его инвестиций и иных активов;

- получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.

- В Республике Узбекистан не установлены какие-либо ограничения инвестирования в разрезе отраслей экономики или регионов, в которые направляются прямые частные иностранные инвестиции.

Налоговые и таможенные льготы предоставляются иностранным инвестициям и предприятиям с иностранными инвестициями

Наряду с таможенными и налоговыми льготами, установленными для всех предприятий Республики Узбекистан, имеется ряд льгот, предоставляемых предприятиям следующих отраслей экономики, привлекающим прямые частные иностранные инвестиции:

1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике;

2. Легкая промышленность;

3. Шелковая промышленность;

4. Промышленность строительных материалов;

5. Промышленное производство мяса птицы и яиц;

6. Пищевая промышленность;

7. Мясо-молочная промышленность;

8. Химико-фармацевтическая промышленность.

Данные предприятия освобождаются от уплаты по основной деятельности налога на доходы (прибыль), налога на имущество, налога на развитие социальной инфраструктуры и благоустройство территорий, экологического налога, единого налога для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.

Указанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций:

- от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США - сроком на 3 года;

- свыше 3 млн. долларов США до 10 млн. долларов США - сроком на 5 лет;

- свыше 10 млн. долларов США - сроком на 7 лет.

При этом указанные налоговые льготы применяются при следующих условиях:

- размещение указанных предприятий в трудоизбыточных регионах - Республике Каракалпакстан, Джизакской, Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Хорезмской областях, а также в сельских населенных пунктах Навоийской, Андижанской, Наманганской и Ферганской областей;

- осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан;

- доля иностранных участников в уставном капитале предприятия должна быть не менее 50 процентов;

- внесение частных прямых иностранных инвестиций после государственной регистрации указанных предприятий;

- вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;

- направление дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия.

Кроме того, с 1 июля 2003 года до 1 января 2009 года производственные предприятия с иностранными инвестициями ГАК «Узбекенгилсаноат» (ныне Ассоциация «Узтекстильпром», специализирующиеся на производстве готовой одежды (швейных, трикотажных и кожаных изделий), чулочно-носочных изделий и обуви, освобождаются от уплаты в бюджет всех налогов и сборов, кроме налога на добавленную стоимость.

- В некоторых случаях на основе заключаемых инвестиционных договоров иностранным инвесторам могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты прав при инвестировании в:

  • в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;
  • в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;
  • в проекты в сфере малого и среднего предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.

Дополнительные гарантии и меры защиты иностранным инвесторам могут включать предоставление гарантии Правительства Республики Узбекистан, оказание содействия в финансировании инвестиционных проектов, создание специального налогового и платежного режима, осуществление государственного  мониторинга реализации проектов и иные меры в соответствии с законодательством.

Требования, предъявляемые к иностранным инвесторам (предприятиям с иностранными инвестициями) для получения дополнительных льгот

В случае предоставления Правительством Республики Узбекистан иностранному инвестору дополнительных к установленным законодательством гарантий и мер защиты (льгот и преференций) в обязательном порядке заключается инвестиционный договор.

Инвестиционный договор заключается между Правительством Республики Узбекистан в лице Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (Министерство) и иностранным инвестором (инвесторами).

Для подготовки инвестиционного договора иностранный инвестор представляет в Министерство:

  • проект инвестиционного договора;
  • основные экономические показатели, выполненные на основании технико-экономического обоснования (технико-экономического расчета), прошедшего в случаях, установленных законодательством, экспертизу в уполномоченных органах;
  • заключение Министерства юстиции - в части правовой экспертизы проекта инвестиционного договора;
  • ¾ заключения Министерства финансов, Министерства экономики и Государственного налогового комитета в части предоставления иностранным инвесторам и (или) создаваемому предприятию с иностранными инвестициями дополнительных к установленным законодательством льгот и преференций по налогообложению.

Иностранный инвестор в порядке и сроки, оговоренные в инвестиционном договоре, представляет в Министерство отчеты о ходе исполнения принятых обязательств.

Допуск иностранных инвесторов к процессу приватизации
Информация по ограничениям на конвертацию суммовых средств в иностранную валюту
Гарантии для иностранных инвесторов предоставляемые иностранным инвесторам
Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам и методы их использования
Информация о регистрации СП и ИП
Документы необходимые для государственной регистрации предприятий с участием иностранного капитала
Порядок открытия банковского счета в Республике Узбекистан
Реформы, проводимые в Узбекистане для бизнеса
Инновационные методы роста экономики Республики Узбекистан

Информация по ограничениям на конвертацию суммовых средств в иностранную валюту и влияние ее на репатриацию прибыли

В целях укрепления валютного баланса республики в определенный период в Узбекистане существовали ограничения при конвертации суммовых средств в иностранную валюту. Доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом по усмотрению иностранного инвестора.

Иностранным инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и других обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Конституционным судом Республики Узбекистан принято решение о толковании части первой статьи 10 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов:

- Республика Узбекистан, признавая верховенство Конституции и законов, а также приоритет общепринятых норм международного права, признает решение экономических споров в рамках правового поля.

Норма части первой статьи 10 Закона о том, что «если стороны окажутся не в состоянии достичь согласованного разрешения, такой спор должен разрешаться хозяйственным судом Республики Узбекистан либо посредством арбитража в соответствии с правилами и процедурами международных договоров (соглашений, конвенций) по разрешению инвестиционных споров, к которым присоединилась Республика Узбекистан» является предписанием, устанавливающим, что его применение обусловлено соблюдением правил и процедур международных договоров и соответственно не является прямым выражением согласия республики на передачу какого-то ни было спора в определенный арбитражный орган.

Как правило, согласие сторон спора на передачу его на рассмотрение какого-либо определенного органа разрешения споров должна выражаться в форме арбитражной оговорки к инвестиционному договору либо отдельным соглашением, заключенным между сторонами спора.

Таким образом, решение Конституционного суда не должно рассматриваться как ущемление прав иностранных инвесторов, и к данному вопросу необходимо подходить конструктивно и с уважением прав и обязательств каждой из сторон в рамках общепризнанных норм международного права. 

Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам

и методы их использования

Законодательством предусмотрен уведомительный порядок использования десятилетней гарантии.

Так, при наступлении любого из вышеперечисленных видов ухудшения условий инвестирования иностранный инвестор уведомляет соответствующий уполномоченный орган о применении гарантии.

Уполномоченными органами, которые уведомляются о применении иностранным инвестором гарантии, являются государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан и обслуживающие банки.

Уведомление иностранного инвестора является основанием для применения уполномоченным органом в отношении иностранного инвестора законодательства, действовавшего на дату инвестирования. Уведомление, независимо от даты направления его в уполномоченный орган, действует с момента вступления в силу акта.

Особо привлекательные условия созданы для иностранных инвесторов, в том числе свободные экономические зоны, а именно:

0% подоходного налога, если вы являетесь МСП

От 30 до 50% снижение налогов,

в зависимости от объёма экспорта 0% НДС

Инновационные методы роста экономики Республики Узбекистан

В качестве локомотивов инновационного роста экономики Узбекистана обусловлено тем, что они обладают значительным производственно-техническим потенциалом, здесь сохранились квалифицированные кадры, на них приходится основная часть выпускаемой экспортной продукции и здесь имеются хорошие предпосылки для наращивания производства импортозамещающей продукции. К их числу следует отнести такие крупные корпоративные предприятия, как Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз», АО «Навоийский горно-металлургический комбинат», АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат», АО «Узбекистан темир йуллари», НАК «Узбекистан хаво йуллари», АО «Узавтосаноат», АО «Узхимпром», АО «Узбекэнерго» и другие.

Как свидетельствует опыт стран, добившихся успехов в обеспечении высоких темпов своего развития (Канада, Китай, Южная Корея, Сингапур) одним из главных условий их достижения явилась своевременное формирование взвешенных государственных инвестиционных политик и создание эффективных механизмов финансовой поддержки ключевых предприятий национальных экономик. Здесь были скорректированы бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и другие виды политики, переориентированные на создание действенных стимулов для различных категорий иностранных и внутренних инвесторов, участвующих в реализации крупных национальных, отраслевых и региональных проектов модернизации их национальных экономик. Важными инструментами сформированного в этих странах механизма финансирования программ инновационного развития ключевых предприятий стали займы и кредиты международных финансовых институтов, ресурсы крупных зарубежных институциональных инвесторов в лице инвестиционных и венчурных фондов. Коммерческих банков и страховых компаний, а также содействие государства в реализации программ публичного размещения их акций на крупных фондовых зарубежных биржах.

Однако, главным условием внедрения в этих странах инновационных методов финансирования и притока значительных объемов инвестиций стала заинтересованность самих ключевых компаний в привлечении внутреннего и иностранного капитала для нужд своего инновационного развития за счет умелого использовании потенциала таких прогрессивных инструментов финансирования, как синдицированные кредиты и проектное финансирование, лизинг и франчайзинг, акционерное и облигационное финансирование, венчурный и заемный капитал. Руководителем и специалистам экономических ведомств, финансовых институтов, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, а, самое главное, самим стратегически важным предприятием Узбекистана необходимо научиться работать со всеми указанными выше категориями инвесторов. т. к. от этого будет зависит приток иностранного капитала и нужды финансирования программ инновационного развития