Информационная справка о механизме досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов

С 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - 248-ФЗ).>
Новое правовое регулирование контрольной (надзорной) деятельности(далее - КНД) закрепило приоритет профилактики рисков причинения вреда (ущерба)охраняемым законом ценностям перед проведением контрольных (надзорных) мероприятий. В рамках профилактических мероприятий осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, в том числе: консультирование, самообследование, меры стимулирования добросовестности и объявление предостережения.

Отдельное внимание следует уделить институту досудебного обжалования решений, действий (бездействия) контрольных (надзорных) органов (далее - КНО), впервые введенному 248-ФЗ. С 01.01.2023 обратиться с жалобой в суд, минуя стадию досудебного обжалования, будет невозможно для всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Фактически проект досудебного обжалования представляет собой цифровой сервис для быстрого решения спорных ситуаций при взаимодействии контролируемых лиц с КНО.

Подать жалобу можно только в электронном виде через портал «Госуслуг». Рассмотрение жалоб происходит также в электронном виде.

Подать жалобу на портале «Госуслуги» могут зарегистрированные лица. При этом если жалобу нужно подать от лица организации или предпринимателя, при авторизации на портале следует выбрать пункт «Войти как организация».

Если учетная запись организации не была ранее заведена на портале «Госуслуги», то система предложит создать ее.

Подать жалобу может руководитель или представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или гражданин, деятельность которых подлежит контролю (надзору), и, если в их отношении была назначена либо проведена проверка.

Жалоба может быть подана на действия или бездействие инспектора либо вынесенный в рамках проверки документ: акт, предписание или решение.

248-ФЗ установлены два срока для подачи жалоб: 30 календарных дней - для жалобы на решения КНО, действия (бездействие) его должностных лиц, 10 рабочих дней с момента получения предписания.

Одновременно с подачей жалобы можно направить:

- ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;

- ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения.

Ходатайства рассматриваются КНО в течение 5 рабочих дней.
Жалоба подается на конкретную проверку, учетный номер которой содержится в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

Номер проверки можно выбрать из раскрывающегося списка или воспользоваться поисковой строкой, встроенной в форму подачи жалобы. Все жалобы привязаны к номеру проверки и направляются в соответствующий КНО.

После отправки жалобы, в течение суток заявитель получит уведомление о ее регистрации: регистрационный номер, дата регистрации жалобы, наименование ведомства, в котором зарегистрирована жалоба, а также ориентировочный срок ее рассмотрения. Оповещение о прохождении жалобой каждого этапа автоматически направляется на электронную почту заявителя.

Срок рассмотрения жалобы по 248-ФЗ - 20 календарных дней, но в среднем по стране - 11 календарных дней. Ожидается сокращение до 15.

Рассматривают жалобы только вышестоящие руководители. Территориальный орган федерального органа государственной власти - Центральный аппарат федерального органа государственной власти - Руководитель федерального органа государственной власти.

Необходимо отметить, что функционал подсистемы досудебного обжалования развивается и может
быть адаптирован под текущие задачи.

Например, в целях поддержки бизнеса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022№ 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 году был установлен мораторий на большинство плановых и внеплановых проверок, а также на возбуждение дел об административных правонарушениях.

Контроль за выполнением моратория осуществляется посредством подсистемы досудебного обжалования. Рассмотрение жалобна нарушение моратория осуществляется КНО в течение одного рабочего дня, следующего за днем их поступления.

Кураторы проекта по досудебному обжалованию проводят опросы заявителей, которые подавали жалобы через портал «Госуслуги».

Некоторые результаты таких опросов показаны на слайде. В частности, о возможности досудебного обжалования проинформировано небольшое количество предпринимателей, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг. И основной причиной неудовлетворенности сервисом досудебного обжалования является то, что жалоба не была удовлетворена.