Евсеев В.И.: "Проблемы модернизации и новой индустриализации России на современном этапе в условиях ВТО"

 

Проблемы модернизации и новой индустриализации России на современном этапе в условиях ВТО

к.т.н. Евсеев В.И., президент Союза литейщиков СПб

 О вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) написано и сказано очень много за последние год-два. Проводились совещания и конференции, публиковались труды учёных /1/. Причём оценки и прогнозы делались самые противоположные, от умиротворённых и благостных до неприемлемых и катастрофических последствий, которые ожидают нас после этого шага. Однако прошёл уже почти год с момента официального вступления нашей страны в эту организацию, но до сих пор нет ясности, что же нам несёт членство в ней. Как всегда в России, мы начинаем реагировать на серьёзные события после того, как они уже происходят. На этот счёт наш мудрый народ придумал много метких пословиц и поговорок.  Так и с вступлением в ВТО. За прошедшее время государственные, научные, промышленные, общественные структуры спохватились и провели много полезных мероприятий, разработали документы и стали готовиться к тому, чтобы достойно представлять нашу великую страну в мировом сообществе и получить от членства в нём наибольшее благоприятствование и пользу для нашей измученной экономики и терпеливого народа.

Вступление в ВТО - нормальный ход событий для интеграции в мировую
экономику. Обмен товарами и услугами в условиях разделения труда на мировых рынках в современном индустриальном (а часто считается - в постиндустриальном) сообществе стран с различным уровнем развития действительно должно приносить ощутимую пользу для экономик сотрудничающих стран. При этом необходимо соблюдать определённые правила, быть честными и корректными в сложном взаимодействии современного обмена. В этом плане ВТО предоставляет неплохие возможности практически для всех участников процесса товарного обмена. Конкурентоспособные компании любого профиля и масштаба ожидают беспрепятственного выхода на внешние рынки при снятых экономических барьерах и отсутствии дискриминационных условий торговли. Это касается и зарубежных компаний для благоприятного ведения бизнеса в России.  

Однако российская экономика (законодательная база, инфраструктура, наука, образование, промышленность, сельское хозяйство, кредитно-банковская система и другие составляющие) оказалась не готова работать эффективно в жёстких условиях мировой конкуренции. Страна и её экономика не подготовились в течение 18 лет переговоров к этому ответственному шагу. Сейчас уже частично приняты и принимаются активные меры по созданию и совершенствованию институциональной и законодательной базы, разработке программных документов федерального и регионального уровня с целью переломить ход событий и начать, наконец, модернизацию, основанную на  инновационном  переходе к пятому и шестому технологическим укладам развития отечественной экономики.

Экономика страны и все её элементы, по нашему мнению, находятся в затяжном кризисе, который усугубляется продолжающимся мировым финансово-экономическим кризисом. Последние данные о развитии нашей экономики говорят о серьёзном замедлении этого процесса. Достаточно сказать, что за год темпы роста экономики страны замедлились с 4,8% (в 1 квартале 2012 года), до 1,1% (в 1 квартале2013 года) /2/. В промышленности в первом квартале этого года имеем спад, равный минус 0,8% к четвёртому кварталу /3/ .  При этом министр экономики Белоусов А. считает, что замедление вызвано не внешними, а внутренними факторами, он связал торможение роста с системными изъянами внутренней экономической политики /3, с.16/. Ужесточилась денежная политика: растут ставки кредита, хотя инфляция снижается /2, с.1/. Падает цена на нефть, что может, кстати, стать положительным фактором, который заставит нас, наконец, начать переход от сырьевой экономики к её модернизации. 

Государственный хозяйственный механизм - огромная и сложная организационно-техническая система, которая работает по своим объективным законам. Поясним: организационная часть системы - люди, их организованные и взаимодействующие структуры. Вот здесь созданы и действуют многие субъективные факторы, такие как исторически сложившиеся экономические взгляды, связи, отношение к труду и деньгам, менталитет народа. Техническая часть системы - инфраструктура, определяющая тот или иной технологический уклад в стране, заводы, транспорт, развитие техники, оборудования, производительность труда и  т.д. Основные проблемы возникают именно в конфликтной ситуации между организационной и технической частями системы. Это касается любого небольшого предприятия, города, региона и всей страны. У нас это проявляется очень ярко. Достаточно посмотреть на условия жизни и труда, их организации в таких перенаселённых и неприспособленных для современной жизни мегаполисах, как например, Москва и Санкт-Петербург, с одной стороны, и в вымирающих малых и моногородах городах, сельских поселениях, с другой.  Такие условия приводят к огромным и необоснованном затратам ресурсов, в первую очередь, человеческих. Люди теряют здоровье в погоне за сиюминутным успехом, в желании нормально жить и трудиться, строить современные заводы, внедрять имеющиеся инновационные разработки, которые не востребованы на нашем рынке интеллектуальной собственности и часто уходят к зарубежным конкурентам.

Если посмотреть на элементы экономики нашей страны (инфраструктура, наука, образование, промышленность, сельское хозяйство, кредитно-банковская система и другие), то их современное состояние можно тоже характеризовать как  кризисное, находящееся в перманентном реформировании, часто без решения принципиальных задач и без положительных результатов, и даже проваленных (например, пенсионная и налоговая системы, школьная реформа и ряд других). Это продолжается уже более 20 лет. В таких условиях трудно ожидать стабильности в развитии экономики в целом, а тем более в отдельных элементах.  Отдельные успехи наиболее активных и настойчивых промышленников и предпринимателей с использованием зарубежных инноваций, технологий и оборудования не меняют общей картины неблагоприятной ситуации в стране.

 Поэтому можно сказать, что наше государство и её экономика находятся в затяжном системном кризисе. Подтвердим этот тезис некоторыми фактическими данными.

Государственные задачи в условиях рыночной экономики можно свести к решению следующих основных задач:

- создание адекватной законодательной базы и системы неукоснительного исполнения законов, указов, постановлений и других нормативных документов, создание системы жёсткого контроля их исполнения и действенной системы борьбы с коррупцией;

- координация взаимодействия между министерствами и ведомствами, между органами власти и бизнесом, что является серьёзной проблемой в функционировании хозяйственного механизма страны;

- создание и обеспечение эффективного использования инфраструктуры (энергетика, транспорт, дороги, мосты, развитие территорий, основных фондов стратегических отраслей промышленности, технопарков, науки, образования, медицины и т.д.);

- создание и поддержание деятельности в системе подготовки кадров от рабочих до учёных высшей квалификации, для всех элементов экономики и повседневной жизни населения.

К сожалению, можно констатировать, что ни в одной из перечисленных задач наши государственные власти не смогли достигнуть требуемых результатов. Её действия не носят системного характера, но, напротив, являются фрагментарными по принципу «затыкания дыр» и принятия не предупредительных мер, а действовать «по хвостам», или совсем не принимать никаких мер.  Приведём пример. В настоящее время подготовлен законопроект «О стандартизации в Российской Федерации», который должен заменить ряд устаревших директивных документов.  Отметим, что в настоящее время советские ГОСТы отменены, переходный период, когда можно было ими пользоваться, закончился в 2010 году. Новые стандарты и технические регламенты не разработаны и не приняты в должном объёме и качестве, что означает незаконность применения, например, комплектующих изделий, сплавов, материалов, метизов, крепежа для машиностроения.

В условиях такой «свободы» многие заводы продолжают применять советские стандарты или разрабатывают собственные Технические условия, а также удовлетворяют требования заказчиков и применяют неконтролируемые изделия, сплавы, материалы /6; 13/.  Это значит, что через какое-то время ремонтопригодность  машин и механизмов не будет обеспечена, что будет приводить к катастрофическим последствиям в их работе в течение жизненного цикла. Нам и сейчас хватает катастроф на промышленных объектах.

Кроме того, в проект нового закона заложены два принципа: добровольность применения стандартов и свободный характер их разработки любым субъектом хозяйственной или промышленной деятельности или физическим лицом. По нашему мнению добровольность применения стандартов должна быть отменена, но должно стать строго обязательным. Что касается свободного характера разработки стандартов, то этот подход сам по себе не вызывает возражений. Однако в стране существует ведомство - Росстандарт и уполномоченные институты, для которых необходимо предусмотреть в проекте закона обязательность возглавить процесс разработки, подготовки и представления проектов стандартов на утверждение и возложить на них ответственность за качество этих документов и своевременность их принятия.

Опыт взаимодействия промышленников и предпринимателей с государственными органами власти говорит о том, что последние не знают реального состояния дел в промышленности, их конкретных проблем. В частности, отсутствие в течение многих постсоветских лет обязательного статистического отчёта предприятий привело к вынужденной необходимости количественной и качественной оценки развития промышленного потенциала страны по косвенным признакам, а именно, по данным налоговой службы, объёмам и интенсивности транспортных потоков и т.п.

Несмотря на обязательный для исполнения с 1 апреля 2010 года Приказ Росстата от 30.10.2009 г. №237, вводящий формы обязательной статистической отчётности, положение дел существенно не изменилось.

Всё сказанное позволяет утверждать, что модернизация экономики страны должна рассматриваться также на системном уровне, то есть она должна производиться одновременно во всех элементах хозяйственного механизма страны, скоординированными и всесторонне обеспеченными действиями. Кроме того, модернизация отдельных элементов экономики необходимо производить комплексно, то есть с учётом их состояния, возможностей и потребностей, с учётом отраслевого и кооперационного характера функционирования.

К сожалению, большинство теоретических и практических разработок касаются процесса модернизации без учёта системного и комплексного характера её проведения. Это значит, что получить кардинальные изменения в процессе модернизации в отдельных направлениях или отраслях экономики вряд ли будет возможно.

О проблемах отечественной экономики, промышленности, машиностроения и металлообработки, по различным аспектам их состояния и развития автор неоднократно высказывался в периодической печати, на конференциях, симпозиумах, круглых столах /4-14/, на радио и телевидении. Основные положения этих публикаций и выступлений сводятся к следующему.

В стране отсутствует стратегическое планирование как экономики в целом, так и промышленности и её базовых машиностроительных отраслей. Необходимы ориентиры их развития с учётом мировых тенденций в развитии кооперации и разделении труда, с учётом необходимости преодоления технологического отставания России от ведущих мировых держав, с учётом имеющихся инновационных отечественных и зарубежных разработок.  В качестве положительного примера можно привести важный шаг, предпринятый губернатором Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко. С января 2013 года вместо одного Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, огромной и плохо управляемой структуры, создано четыре комитета (без увеличения численности чиновников): Комитет по стратегическому планированию, Комитет промышленной политики и инновациям, Комитет по предпринимательству и потребительскому рынку, Комитет по государственному заказу. Для каждого Комитета определены полномочия и сфера ответственности. 

 В стране отсутствует внятная и последовательная промышленная политика (нет закона о промышленной политике, в отличие от Санкт-Петербурга) и не создана цельная система законов и подзаконных актов, а имеющиеся и постоянно изменяющиеся правила приводят к ухудшению условий работы в промышленном бизнесе. Устаревшее оборудование, низкая культура производства, недостаток рабочих и инженерных кадров, их низкий профессиональный уровень и социальный престиж, отсутствие длинных и дешёвых кредитных финансовых средств,  а значит, разорительные условия кредитования, удушающая налоговая политика (фискальная и карательная), отсутствие эффективной законодательной базы, неразвитая инфраструктура в регионах страны - вот основные характерные черты системного кризиса и условий, в которых приходится работать нашей промышленности.

В стране и её экономике сложился устойчивый перекос в сторону опережающего развития сферы услуг и импорта различной продукции и средств потребления по сравнению с развитием производства собственных средств производства. Экономика может гармонично и хорошими темпами развиваться при условии сбалансированного соотношения этих двух структурных её элементов. Темпы развития производственной сферы у нас совершенно не соответствуют потребностям экономики в целом, потребностям промышленного производства, а также и средств потребления. Мы перестали создавать современные мобильные высокотехнологичные заводы, не создаём производства комплектующих изделий для машиностроения. С учётом огромных масштабов машиностроительных отраслей в России как основы её могущества и процветания нам необходимо строить сотни заводов - поставщиков комплектующих изделий, узлов, агрегатов, а также станков, оборудования, сборочных заводов конечной машиностроительной продукции. Качество комплектующих изделий и конечной продукции остаются низким, что привело к неконкурентоспособности её на мировом рынке.

Бурное развитие автомобилестроения в различных городах страны в последние 15 лет, основанное на сборке лучших зарубежных марок автомобилей, наполнило наши улицы хорошими современными машинами. Однако львиная доля комплектующих изделий, узлов и агрегатов поставляется из-за рубежа, что лишает наших промышленников, конструкторов и технологов возможности развития собственной промышленной базы. Какое уж здесь инновационное развитие и модернизация!  

Необходимо отметить, что владельцы и руководители наших машиностроительных заводов весьма пассивно относятся к диверсификации своих производств, освоению новых видов продукции, востребованных на российском и зарубежном рынке, к переоснащению заводов. При этом необходимо взять в расчёт их ограниченные возможности, а помощь от государства не носит системного и критериального характера.  

В экономике и промышленности страны сложилась и действует опасная тенденция, которая характеризуется отсутствием взаимодействия и взаимопонимания, а значит, доверия между государственными органами власти и промышленным бизнес-сообществом. Чиновники недоступны для общения с промышленниками, отгораживаются от существующих проблем в экономике в целом и на конкретном предприятии, даже государственном.

Отсутствует обратная связь от промышленного сообщества всех видов и масштабов собственности (кроме приближённых) в сторону власти. Необходимо изменить стиль работы правительства (федерального и региональных), основанный на невмешательстве, исключить из их состава непрофессионалов и коррупционеров. Необходимо обеспечить координацию работы отдельных министерств и ведомств между собой и чиновников с промышленниками, учёными и предприятиями, повернуться, наконец, лицом к реальному сектору экономики.

Одним из важных факторов, который может способствовать выходу из порочного круга нерешаемых до сих пор проблем, может служить общественный договор между государством и бизнесом. В рамках такого договора можно было бы создать прозрачное частно-государственное партнёрство, основанное на взаимной ответственности в интересах экономического развития страны /15/. Кстати сказать, Государственная дума приняла в первом чтении законопроект «Об основах государственно-частного партнёрства...». Это рамочный документ, который позволит местным властям применять различные схемы для совместных с бизнесом проектов.

Если государство и бизнес выполнят взаимные обязательства по всем направлениям сотрудничества, деловой и инвестиционный климат в стране улучшится, станут доступны долгосрочные кредиты, снизится налог на производство, станут более сбалансированными ценовые соотношения в производстве и торговле как внутри страны, так и на международном уровне в условиях ВТО. Система соглашений государства и бизнеса должна получить широкое обсуждение с наиболее представительными деловыми кругами /15, с.26/.

Экономика и промышленность нашей страны всегда развивались на базе комплексных программ, в которые закладывались основные показатели и критерии для руководства всеми отраслями народного хозяйства и к которым надо стремиться в своей деятельности. Сейчас также приняты многие программы развития, однако, как показывает опыт, они плохо выполняются. Необходимо вернуться к программному отраслевому развитию энергетики, машиностроения и других отраслей экономики с всесторонним и контролируемым обеспечением, с объективной отчётностью.

Проведённая в начале 1990-х годов тотальная приватизация основных средств производства страны была стихийной, неконтролируемой и не обеспеченной законодательно, экономически не обоснована и не просчитана. Как известно, эта приватизация до сих пор тревожит умы людей своей антинародной направленностью. К владению предприятиями пришли некомпетентные люди, стремившиеся в первую очередь к личному обогащению. Она стала губительной для целых отраслей отечественной промышленности (станкостроение, лёгкая промышленность и ряд других). В настоящее время планируется приватизация ещё ряда стратегических объектов под предлогом неэффективного управления со стороны государственных структур. Однако за прошедшие 20 с лишним лет эффективных частных собственников и менеджеров образовалось крайне мало. Поэтому сейчас очень опасно проводить  бездумную и не эффективную приватизацию крупных энергетических и промышленных объектов. Наоборот, по нашему мнению, желательно организовать и всесторонне обеспечить (особенно законодательно, психологически) показательную национализацию ряда крупных объектов, которые находятся на грани банкротства, осуществить их санацию и, если приватизировать, то передать в надёжные и грамотные руки.  

Геополитические преимущества и сырьевые возможности России позволяют сформировать ряд направлений промышленной политики и развивать их одновременно, что поможет создать диверсифицированную экономику. Более того, для нас сейчас другого пути просто нет, как нет и времени на неэффективные эксперименты. К таким направлениям можно отнести модернизацию принятых в стране базовых отраслей промышленности (ракетно-космическая и авиационная, судостроение, радиоэлектроника, атомная энергетика, энергомашиностроение, информационные технологии), а также обеспечение высокого уровня экспорта их продукции. Важным направлением необходимо рассматривать формирование внутреннего рынка продукции и высокого спроса на неё, что поможет поддерживать высокую занятость населения, повышение производительности труда и повышения уровня жизни населения. Технологическое направление промышленной политики (например, в отдельных отраслях) активизирует процесс получения новых знаний, а значит, повысит роль науки и подготовки квалифицированных кадров /15/.    

По нашему мнению, либеральная, рыночная модель экономики в её нынешней российской реализации не работает. Её характеризуют крайне низкая конкурентоспособность (кроме оборонки) и инвестиционная привлекательность на мировом рынке.

Со всей очевидностью можно заявить, что российская экономика требует проведения новой индустриализации (как основы комплексной модернизации всей экономики) для чего надо срочно изменить вектор или даже модель развития экономики. Переход к новой модели экономического роста означает переход от экономического роста, опирающегося на конъюнктуру мировых цен на энергоносители (этот путь себя исчерпал), к экономическому росту за счёт повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Материальным условием такого перехода является модернизация технологической базы экономики, позволяющая провести становление пятого технологического уклада с одновременным занятием ниш в шестом технологическом укладе. При этом необходимо создать условия для массового использования инноваций, модернизации отраслевой структуры экономики, внедрения элементов экономики знаний, целенаправленных и значительных эффективных инвестиций в человеческий и социальный капитал /17/.

Согласно упомянутому Приказу Росстата №237 инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедрённые на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. При этом инновации подразделяются на технологические (продуктовые и процессные), маркетинговые и организационные /18/.

Для обеспечения модернизации российской экономики государство приняло ряд концепций и стратегий, направленных на активизацию инновационного развития хозяйственного механизма страны. В 2005 году были утверждены Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года. В 2006 году принята Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года, где упор сделан на активизацию сектора исследований и разработок, формирование инновационной инфраструктуры и модернизацию экономики на базе современных технологических решений. Были созданы Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды с участием ОАО «Российская венчурная компания» с государственным финансовым участием, федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития», ОАО «РОСНАНО» и другие. В стране созданы 29 национальных исследовательских университетов и были выделены финансовые средства на создание  современной инфраструктуры и развитие исследовательской деятельности. Однако за прошедшие годы не удалось сформировать спрос на инновации, создать конкурентную среду в сфере их внедрения и использования, а государственные средства использовались недостаточно эффективно /18, с.10/.

К сожалению, в этой институциональной цепи не было обращено внимание на возрождение важного элемента - отраслевых промышленных научно-исследовательских институтов, система которых практически развалена. В этих институтах проводились прикладные исследования, конструкторские и технологические разработки с использованием результатов отечественных и мировых фундаментальных исследований, осуществляемых академическими институтами, техническими ВУЗами  и университетами. В них находило практическое применение инноваций и их внедрение в лучшие образцы техники, машин, оборудования. Отметим, однако, что в последние годы советского периода эта система работала также очень неэффективно, огромное количество изобретений, патентов, инноваций лежали на полках и не находили своей реализации в промышленности, в новых образцах техники.

Основные параметры инновационного развития России были закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была утверждена распоряжением Правительства  от 17 ноября 2008 г. №1662-р. В этом документе впрямую поставлена системная задача перехода экономики страны к инновационному социально ориентированному типу развития на основе новой индустриализации. Для этого необходимо сформировать спрос (осуществить методы экономического характера для принуждения к инновациям) на инновации в базовых отраслях промышленности, активизировать создание и использование результатов фундаментальной и прикладной науки (развитие экономики знаний), завершить создание и функционирование инновационной инфраструктуры как эффективной системы для коммерциализации и внедрения новых разработок.

На базе Концепции была разработана и принята Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 08.12. 2011 №2227-р), которая задаёт ориентиры, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. При этом ключевым моментом успешной реализации стратегии должно рассматриваться скоординированное взаимодействие всех институциональных и инфраструктурных элементов, тесное и согласованное взаимодействие государственных органов власти и промышленного сообщества, бизнеса всех форм и масштабов деятельности, что в настоящее время далеко от требуемого уровня.

Кроме того, в стране приняты несколько отраслевых Стратегий  инновационного развития, а именно /18, с.28-33/:

- Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года;

- Стратегия развития энергомашиностроения РФ на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года;

- Энергетические стратегии России на период до 2020 года и до 2030 года;

- Транспортная стратегия РФ, стратегия транспортного машиностроения РФ в 2007-2010 годах и на период до 2015 года;

- Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года;

- Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу;

- Стратегия развития металлургического комплекса РФ до 2015 года;

- Основы государственной политики в области оборонно-промышленного комплекса РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу развития;

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации;

- Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 года;

- Стратегия развития торговли в РФ на 2011-2015 годы и период до 2020 года.

Отметим, что в большинстве приведённых документов учитывалась возможность вступления России в ВТО, однако конкретных условий реализации тех или иных параметров инновационного развития применительно к условиям работы в ВТО разработано не было. Это свидетельствует об отсутствии системного видения инновационного развития базовых отраслей промышленности в высокотехнологичном направлении за счёт комплексного использования основных институтов модернизации промышленности.

К таким институтам предложено отнести следующие:

1. Федеральная контрактная система (Федеральный закон №223-ФЗ, принятый взамен №94-ФЗ) призвана обеспечить государственные и муниципальные нужды. Она включает стадии прогнозирования, планирования размещения и выполнения закупок по государственному заказу, а также предусматривает мониторинг, надзор, контроль и аудит в период исполнения контрактов.

Россия не присоединилась к соглашениям ВТО по государственным закупкам, что позволяет вводить различные преференции  для госзакупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также вводить запрет на закупки импортной продукции /18, с.94/.

2. Технологические платформы, которые призваны объединить усилия бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития, формирования стратегических программ исследований и разработок, а также их реализации. Одним из важных инструментов (наряду с другими) реализации и финансового обеспечения работы платформ и реализации конкретных проектов рассматривается государственно-частное партнёрство.

С учётом того, что вступление России в ВТО происходит поэтапно, развитие технологических платформ может быть привязано в долгосрочной перспективе к конкретному этапу вступления в эту организацию. При этом надо разработать систему критериев для оценки результативности работы платформ и согласовать эту систему с планом поэтапного присоединения к ВТО.

3. Инновационные региональные кластеры.

Инновационный кластер - объединение различных организаций (промышленных, инжиниринговых, научных, учебных, финансовых, государственных, общественных, технопарков, и других) позволяющее использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма отношений.  Цель - более быстрое и эффективное получение, распределение и использование новых знаний, реализация открытий и изобретений, повышение экономической результативности деятельности каждого члена кластера за счёт высокой степени кооперации и концентрации ресурсов. Отметим, что пока отсутствует юридическое обеспечение процесса создания и деятельности таких новых образований, как отраслевые и региональные кластеры.

Региональный кластер характеризуется географической (территориальной) концентрацией участников и ресурсов для осуществления инновационной деятельности.

Особенностью кластера от других форм объединения заключается в том, что участники кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий сохранить статус юридического лица и сотрудничать с другими предприятиями, образующими кластер и за его пределами. В кластерах формируется практически вся цепь реализации инноваций на основе сложной комбинации конкуренции и кооперации в общей инновационной деятельности /18, с.72, 73/.

Одной из государственных мер поддержки и развития региональных кластеров стало решение об экспертизе программ развития кластеров и инновационных проектов силами Рабочей группы по развитию частно-государственного партнёрства  в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. В результате были поддержаны 25 территориальных кластеров и их проекты с финансовой поддержкой из бюджета страны.

Анализ деятельности и обеспечение эффективности работы кластеров будет существенным вкладом в подъём конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке новейших разработок в условиях ВТО.

4. Рынок интеллектуальной собственности. Результаты творческой деятельности учёных, специалистов, изобретателей в структуре мирового рынка и в условиях перехода к шестому технологическому укладу и обострения конкурентной борьбы ведёт к перераспределению интеллектуальной собственности, а значит должны быть защищены. Необходимо отметить, что в России рынок интеллектуальной собственности находится в начальной стадии формирования, при этом доля коммерциализованной интеллектуальной собственности, охраняемой патентами РФ, составляет всего около 2%.

В стране ещё не решён ряд проблем, связанных с формированием и развитием  рынка интеллектуальной собственности, среди которых учёт результатов по всем принятым видам деятельности и закрепление этих результатов ни открытым (патентование), ни закрытым (через ноу-хау в режиме коммерческой тайны) способом /18, с.88/.

Более того, управление интеллектуальной собственностью и её коммерциализация в процессе международного сотрудничества практически не регулируются, что не защищает интересы России и существенно повышает риски компаний в работе на условиях ВТО. Для этой цели Указом Президента РФ №673 от 24.05.2011 г. создана Федеральная служба интеллектуальной собственности в ведении Минэкономразвития. Можно ожидать, эта служба поможет реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности в условиях ВТО.

Отметим также, что в нашей стране существует серьёзный дефицит квалифицированных кадров международного уровня для юридического и экономического обеспечения работы российских компаний в условиях ВТО, в том числе, для соблюдения интересов России в  сфере интеллектуальной собственности.

 Остановимся кратко на последних событиях в мировой и отечественной финансовой сфере деятельности. Эти события связаны с крушением мифа о стабильности и надёжности системы оффшоров как мировой финансовой копилки, когда под угрозу поставлено само существование европейского сообщества, основанного на единой валюте. Известно, что эти льготные мировые финансово-кредитные системы  (в частности, на Кипре) служат, кроме честных инструментов по развитию экономик многих стран, «прачечными» для отмывания незаконных капиталов. Эти системы активно использовались и нашими отечественными коррупционерами и нечестными предпринимателями.

К великому сожалению, продолжается масштабный вывоз российского капитала, который обескровливает экономику страны и не даёт ей нормально развиваться. Источником вывозимых капиталов (кроме банально украденных, например, при строительстве стратегических объектов инфраструктуры) служат в основном амортизация основных фондов, природная рента от продажи сырья и недоплаченный труд наших людей, а следствием вывоза - невозможность воспроизводства основных фондов и трудовых ресурсов, а также деиндустриализация страны. Либо вывоз капитала сменится его накоплением внутри страны для проведения новой индустриализации, либо Россию ждёт необратимая колонизация с закреплением её на периферии мирового хозяйства /15, с.24/. Поэтому необходимо решительно провести провозглашённую президентом РФ деоффшоризацию экономики (например, как радикальное и крайнее средство - законодательно запретить необоснованный вывоз капитала).

Всё сказанное ранее позволяет сделать следующий вывод:  без системного анализа состояния и инвентаризации существующего экономического и промышленного потенциала страны, без изменения модели экономического развития потенциала страны, без разработки и реализации стратегии  и комплексной, всесторонне обеспеченной и строго контролируемой  программы и плана развития экономики в целом, а также по базовым отраслям  промышленности ни о какой модернизации говорить нельзя. Тем более в условиях ВТО!

 В заключение обратим внимание читателя на морально-нравственную сторону сложившейся в стране ситуации, в частности, в сфере труда. К сожалению, честный, добросовестный труд как основа благополучия трудящегося человека, да и всей страны, сегодня вытесняется из современной жизни. Он стал не престижен, плохо оплачивается, причём любой - труд физический, организаторский, творческий (впрочем, любой труд может и должен быть творческим).  Героями современного бизнеса часто становятся спекулянты, жулики и откровенные бандиты, сумевшие ухватить где-то и у кого-то кусок собственности, обмануть партнёра и собственных работников. Получить всё и сразу, обеспечить красивую жизнь здесь и сейчас, не затрачивая интеллекта, физических и душевных сил, не проявляя творчества, который присущ только настоящим личностям - вот печальный ориентир для части наших людей, в том числе, для юных граждан нашей страны. Этому способствуют многие наши массовые издания и, в первую очередь, центральные каналы телевидения.

Такая тенденция развивалась много лет и, к сожалению, она стала одной из причин глобального голода в промышленности на рабочие руки. Если говорить о новой индустриализации страны, то без кардинального изменения к труду и к людям труда ни о какой индустриализации говорить не имеет смысла.

Приведём выдержку из замечательной статьи Воеводиной Т. /19/ на эту тему: «... индустриализация - это, в первую очередь, категория духовная: определённый уровень квалификации народа, его умелости, дисциплины, трудолюбия. Industria в трудах средневековых моралистов, собственно, и значило «трудолюбие». Industria противополагалось luxuria - роскошество. То, что сегодня составляет мечту и идеал жизни. В существующей общественной атмосфере говорить о новой индустриализации абсолютно невозможно».

Известно, что успех в любом коллективе тружеников приходит, когда в нём, в первую очередь, царит здоровая морально-психологическая обстановка, доверие, основанное на открытых и честных товарищеских отношениях, а ещё лучше, тёплых и дружеских. Известно, также, что здоровая обстановка в коллективе зависит в определяющей степени от высоких профессиональных и человеческих качеств руководителя, его культуры. Особенно это ярко проявляется в воинских коллективах, где успех и жизнь каждого зависит от командира, которому доверяют всецело и который становится настоящим «отцом» для своих подчинённых. На заводах, в шахтах и в других коллективах, работающих в экстремальных условиях такая ситуация складывается непременно и способствует успешному и радостному труду. Это касается любого коллектива, несмотря на то, что все люди разные, но общий климат заставляет людей сдерживать свои личные качества, эмоции, предпочтения, подчинять их интересам коллектива для его же блага. В этом во все века проявлялись лучшие качества российских людей и, в первую очередь, чувство коллективизма, справедливости, самоотверженности, что позволяло нам выстоять в любых исторических трагедиях.

А что мы видим сейчас в нашей стране? Руководители крупных и малых коллективов часто пренебрежительно относятся к нуждам людей, себе назначают запредельные денежные вознаграждения (назвать их заработной платой не поднимается рука), а рабочим и служащим выплачивают минимальные, но заработанные деньги. Как могут вдохновлять людей на честный труд сообщения о разоблачениях высших и средних государственных чиновников, пойманных за руку на коррупции, взяточничестве и банальном воровстве?!

Поэтому государственным и нравственным долгом властей всех уровней является жестокая необходимость переломить сложившуюся нравственную ситуацию в стране, повернуть вектор нравственного развития так, чтобы люди могли проявлять свои лучшие качества, чтобы вернуть доверие к властям.

          
Использованные источники

1. Членство в ВТО - новый этап участия России в международной торговой системе. Под ред. С.Ф. Сутырина и Н.А. Ломагина. СПб государственный университет, экономический факультет. Изд. «Европейский Дом». СПб.: - 2013. - 256 с.

2. Кувшинова Ольга. Как разогнать Россию / Ведомости, Санкт-Петербургский выпуск, №71(333), 23 апреля 2013, с. 4.

3. Гурова Т., Ивантер А. Ускорение как инженерная задача / Эксперт. - М.: - №17-18 (849). - 29 апреля-12 мая 2013. - с.16.

4. Евсеев В.И., Ищенко А.А. Литейно-механический ТЕХНОПАРК - как инструмент модернизации реального сектора экономики / Межотраслевой информационно-аналитический журнал «Индустрия». СПб: - №3(60). - 2009. - с.13-15.

5. Евсеев В.И., Иванова Г.Н. Сертификация систем менеджмента по национальным и международным стандартам - путь повышения эффективности промышленных предприятий / Межотраслевой информационно-аналитический журнал «Индустрия». СПб: - №4(61). - 2009. - с.77-79.

6. Евсеев В.И. Техническое регулирование и стандартизация как инструмент обеспече-ния модернизации и организации деятельности в сфере металлообработки / Межотраслевой информационно-аналитический журнал «Индустрия». СПб.: - 2009. - №5(62). - с.32-35.

7. Евсеев В.И. О состоянии, тенденциях и перспективах развития машиностроения и литейного комплекса в России и Санкт-Петербурге / Межотраслевой информационно-аналитический журнал «Индустрия». СПб.: - 2010. - №1(63). - с.36-40.

8. Евсеев В.И. Развитие и поддержка отечественной промышленности - общая забота государства и бизнеса / Журнал для собственников и топ-менеджеров высокотехнологичных компаний «Умное производство». Тверь. - сентябрь 2011. - №3(15). - с.8-12.

9. Евсеев В.И., Лосик А.В. «Оборонка» как локомотив инноваций / Оборонный заказ. СПб.: - 2011. - №2(17). - с.46-48.

10. Евсеев В.И. О комплексном подходе государства к решению проблем машиностроения, науки и образования / Строительные и дорожные машины. М.: - 2011. - №11. - с.2-8.

11. Евсеев В.И. Актуальные проблемы развития российской промышленности / Инженерный клуб. СПб.: - 2012. - №1. - с.6-11.

12. Некоторые вопросы стратегии и тактики в развитии экономики и промышленности России / Строительные и дорожные машины, М:. - 2012. - №12. - СС.

13. Евсеев В.И., Иванова Г.Н. Сертификация систем менеджмента как фактор повышения конкурентоспособности промышленных предприятий / Инженерный клуб. - СПб.: - март 2013. - с.46-49.

14. Евсеев В.И. Требуется программа индустриализации / Бизнес и наше время. СПб.: - 2013. - №1. - с.22.

15. Глазьев С. Жребий брошен / Эксперт. - 29 апреля - 12 мая 2013. - №17-18(849). - с.25.

16. Перес Карлота. Требуется несколько промышленных политик / Эксперт. - М.: - №17-18 (849). - 29 апреля-12 мая 2013. - с.17.

17. Бодрунов С.Д. Модернизация России - политический лозунг дня / Экономическое возрождение России. - СПб.: - 2012. - №4(34). - с.11.

18. Бодрунов С.Д. Концепция нового индустриального развития России в условиях ВТО // Монография / Институт нового индустриального развития (ИНИР). СПб.: 2013. - с.113.

19. Воеводина Татьяна. Без труда / 24 часа. Еженедельник. Новости. Обзор отечественной и зарубежной прессы. СПб.: 2013. - 30 апреля. - №18(1442). - с. 2.