Тезисы к докладу Д.С.Чернейко на заседании промсовета 8.11.2013

 

Тезисы к докладу председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Д.С.Чернейко на заседании Промышленного совета при Губернаторе 08.11.2013

Проблема дефицита кадров актуальна для промышленности Санкт-Петербурга. При этом внутренние ресурсы городского рынка труда, на первый взгляд, практически исчерпаны.

Безработица по методологии МОТ крайне низкая - составляет 1,6% от экономически активного населения. Уровень экономической активности петербуржцев достиг 70,5%. Казалось бы, наличное население занято практически в полной мере.

Данные научно-исследовательских работ, проведенных по заказу Комитета по труду и занятости населения, также подтверждают тезис о дефиците кадров. По многим ключевым для промышленности специальностям спрос на работников значительно превышает предложение.

Система профессионального образования также не в полной мере учитывает структуру реального спроса. Ее выпуск в 2012 году по многим специальностям не закрывает даже остаточную кадровую потребность. Так происходит по ряду причин: молодые люди не слишком часто выбирают специальности, в которых сегодня нуждается промышленность, ориентируются не на реальное положение на рынке труда, и даже не всегда на свои способности и склонности, а чаще всего на моду и стереотипы.  При формировании государственных заданий для  региональной системы профессионального образования не в полной мере учитываются потребности работодателей. Необходимо заметить, что  эти потребности редко когда формулируются самими работодателями, тем более на среднесрочный
и долгосрочный период. Есть и другая проблема: знания, полученные выпускниками во время учебы, не всегда позволят им приступить к работе на предприятиях.  В итоге создаются дорогостоящие учебные центры, где работодатели переучивают вчерашних выпускников региональной системы профессионального образования, на содержание которой уже заплатили на налоги в городской бюджет. Чтобы изменить ситуацию, предприятиям промышленности необходимо формулировать единый заказ на подготовку специалистов для системы профессионального образования, совместно участвовать в разработке профессиональных стандартов.

К сожалению, предприятия даже в рамках кластера не всегда могут договориться, установить единые правила игры. В городе существуют отдельные примеры взаимодействия: конкретное предприятие договаривается с каким-либо учебным заведением, либо несколько предприятий договариваются между собой и совместными усилиями готовят кадры. Само по себе появление таких проектов - хорошее начинание, но этого не достаточно. Для решения проблемы кадрового дефицита на предприятиях промышленности необходима система кадрового обеспечения всех городских промышленных предприятий, основанная на технологическом форсайте, стратегии развития.

Создание такой системы со временем позволит решить и проблему неконтролируемой  трудовой миграции. Сегодня многие предприятия выбирают самое, на их взгляд, простое и очевидное решение проблемы кадрового дефицита  - завозят  трудовых мигрантов.

В настоящее время трудовая миграция - объективный процесс. Без этого механизма городская промышленность вряд ли справится, но миграция не должна носить стихийный характер. Более того количество и структуру трудовых мигрантов можно и нужно оптимизировать.

Это может быть сделано за счет организационных решений. Кадровое проектирование, кадровый аудит, нормирование, внедрение современных технологий, реорганизация производства, оптимизация штатной численности позволяют значительно сократить потребность в кадрах, увеличить  производительность труда и в итоге повысить эффективность работы и конкурентоспособность предприятия. Решения, которые кажутся слишком затратными, неочевидными или сложными сейчас, могут оказаться оптимальными и наиболее эффективными в перспективе, но чтобы понять это предприятия должны обладать полной картиной рынка труда, а также прогнозом его развития.

Дефицит кадров можно снизить и за счет наличного населения. По методике статистики в постоянном население учитываются и мигранты, которые приезжают в основном работать. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что уровень экономической активности петербуржцев несколько ниже, чем принято считать. Какие-то рабочие места могут быть закрыты за счет так называемого потенциала экономической активности, при создании определенных условий, побуждающих  этих людей выйти на рынок труда.

Еще одно решение, позволяющие снизить дефицит работников
и количество трудовых мигрантов - кадровый аудит (оценка источников
и стоимости кадрового покрытия) при принятии решений о привлечении
в город крупных инвестиционных проектов.

Решения проблемы кадрового дефицита могут быть самые разнообразные, но точечные меры никогда не дадут долгосрочного эффекта.

Для того, чтобы начать выстраивать систему кадрового обеспечения предприятий промышленности, необходимо связующее звено. Им может стать Центр кадрового обеспечения, налаживающий, контролирующий
и развивающий механизмы взаимодействия между системой профессионального образования, работодателями и работниками, обеспечивающий сбор информации, исследования рынка труда (прогноз балансов трудовых ресурсов, рабочих мест, рабочего времени и пр.), консультационную поддержку предприятий промышленности, осуществляющий кадровый аудит инвестиционных решений, кадровое проектирование для промышленных предприятий, включая  нормирование труда,  повышение его производительности, помогающий в привлечении работников из других регионов РФ, совместно с работодателями  проводящий работу по популяризации необходимых профессий 
и специальностей среди молодежи.

Через какое-то время это позволит выстроить единые правила
и обеспечить всех участников рынка труда необходимой информацией для принятия обоснованных решений.

Работодатели будут понимать, как их решения  скажутся на всей отрасли  в целом, и каковы будут их последствия не здесь и сейчас, а в перспективе. Постепенно и «переманивание кадров», и неэффективные решения,
и  кадровый дефицит как таковой, исчезнут.

Иностранные работники будут привлекаться под конкретные проекты в минимально необходимом количестве (когда кадровый дефицит не может быть снижен никаким другим способом). При принятии должных мер по борьбе с нелегальной миграцией это позволит избавить Санкт-Петербург от граждан, которые приезжают «поискать работу», становясь не только источником заболеваний, тяжких и особо тяжких преступлений, социальной напряженности, но и легкой добычей для недобросовестных посредников
и работодателей.  

Система профессионального образования, понимая, кадры какой квалификации и в каком количестве нужны предприятиям промышленности сегодня и понадобятся в перспективе, сможет вносить целесообразные изменения в образовательные процесс.

Правительство Санкт-Петербурга будет регулярно получать информацию для принятия обоснованных, эффективных и комплексных решений в сфере управления человеческим капиталом.

 

Прикрепленный файлРазмер
11.2013.Промышленный совет.pptx1.11 Мб