Окрепилов В.В.: «Локомотивами развития нашего города должны стать наука и образование»

Выпуск  № 244  от  18.12.2013
Благополучием можно управлять
Локомотивами развития нашего города должны стать наука и образование
Алексей МИРОНОВ

Генеральный директор федерального бюджетного учреждения «Тест - С.-Петербург» академик РАН Владимир ОКРЕПИЛОВ - один из разработчиков петербургской Стратегии-2030. Как человек, непосредственно готовивший документ, он рассказал обозревателю отдела экономики «Санкт-Петербургских ведомостей» о том, каким образом этот проект может повысить качество жизни горожан.

- Владимир Валентинович, как специалист расскажите, что это такое - качество жизни?

- Говоря научным языком, качество жизни - это «комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе». Но проще говоря - это все, из чего складывается благополучие каждого из нас.

И я считаю, что именно на повышение показателей качества жизни нужно делать упор при составлении планов стратегического развития Петербурга. Потенциал для этого есть. К примеру, можно отметить достижения города в такой отрасли, как экономика знаний. Доля экономики знаний в ВВП России составляет 15%, а в ВРП Петербурга - около 25%. Наука и образование должны стать локомотивами развития экономики города, дать толчок к существенному повышению качества жизни людей.

- Хочется уточнить: а как можно повысить качество жизни людей?

- Добиться реализации Стратегии-2030, разработкой которой в настоящее время занимается Экономический совет при губернаторе Санкт-Петербурга. Стратегия предусматривает повышение темпов социально-экономического и научно-технического развития, качества и конкурентоспособности продукции и услуг, создание механизмов достижения экономической безопасности и социальной стабильности. Не менее важно повысить качество государственного управления всеми этими вопросами.

- Существуют ли способы определить, каков уровень жизни в стране или в отдельно взятом городе?

- Методик много. Одни берут за основу экономику, другие - психологические, нравственные, культурно-религиозные стороны жизни людей. Наиболее распространенной и, на наш взгляд, самой объективной является методика, предложенная специалистами Программы развития ООН. Они разработали механизм исчисления «индекса развития человеческого потенциала» (ИРЧП).

Этот индекс представляет собой интегральный показатель ожидаемой продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и реальной доли ВВП на душу населения, то есть благосостояния. Предусмотрены также другие индикаторы - демографические, показатель экономической активности населения, уровень развития социальной сферы и др.

- Есть ли данные о том, какое место по показателям качества жизни занимает Петербург среди других регионов РФ?

- Если говорить о продолжительности жизни, то Россия занимает 123-е место в мире (68,8 года). Петербург с показателем 71,5 года находится на уровне 107-й страны мирового рейтинга, уступая Палау - 72,1 года и опережая Вануату - 71,3 года. Что касается положения среди других субъектов Федерации, то здесь мы вышли на 8-е место - между Карачаево-Черкесией и Белгородской областью. По уровню образования ситуация гораздо лучше. По этому показателю наш город может быть приравнен к 19-й стране мира - Словении. А впереди нас - Швеция, позади - США. В России мы находимся на 3-й позиции - между Курской и Архангельской областями. В целом же РФ занимает 50-е место мирового рейтинга. По уровню доходов на душу населения Петербург занимает 7-е место в РФ. Впереди нас - Республика Коми, позади - Татарстан. Среди стран мира по уровню доходов наш город занимает 32-е место - между Испанией и Новой Зеландией. Россия занимает лишь 45-е место.

Наш город может похвастать и другими ключевыми социально-экономическими показателями - такими как оборот розничной торговли, развитие малого бизнеса, строительство жилья. В Петербурге самый низкий в России коэффициент младенческой смертности и уровень безработицы.

- Хорошо: научная проработка вопроса есть, методики освоены. Что нужно сделать, для того чтобы активно применять их на практике?

- На мой взгляд, необходимо внедрить модели управления, основанные на использовании систем менеджмента качества. Сегодня наиболее распространенными в мире являются модели, основанные на принципах всеобщего управления качеством (TQM). Эта методология реализуется через системы менеджмента, базирующиеся на стандартах ИСО 9000, модели региональных премий по качеству и критериях региональных конкурсов товаров и услуг.

Сертификация ИСО широко применяется в промышленности. Но наш опыт, полученный в результате проведения многолетних исследований, доказал, что современные методы управления качеством могут успешно применяться не только на предприятиях, но и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях управления. Разработан и проект национальной системы управления качеством.

Наши специалисты выполнили интересное обследование мнения населения: удовлетворено ли оно услугами органов местного самоуправления. Опрос показал, что там, где такие системы менеджмента качества используются, граждане дают больше положительных оценок: им проще общаться с чиновниками, государственные услуги предоставляются более своевременно и в целом муниципалитет работает эффективнее и ответственнее. По заказу Федеральной антимонопольной службы мы проводили аналогичное исследование по оценке эффективности внедрения систем управления качеством на федеральном уровне.

К слову, территориальные системы управления в нашей стране начали разрабатывать еще в 1970-е годы. Одной из первых получила признание Ленинградская территориальная система управления качеством продукции (ЛТС УКП), которая начала создаваться в 1976 году. Это был уникальный и весьма полезный опыт.

- Есть ли примеры современного применения разработок по повышению качества государственного управления?

- Проект многоуровневой системы управления качеством успешно реализуется в нашем регионе. Он стал частью комплексной научно-технической программы Северо-Западного федерального округа на период до 2030 года. Программа разработана по решению Межведомственного северо-западного координационного совета при РАН по фундаментальным и прикладным исследованиям.

- А в Петербурге удается ли когда-нибудь поставить такую стандартизацию на службу горожанам?

- Это могло бы стать отдельной городской программой: вместе с индикаторами стандартов проживания должна быть разработана система мониторинга их эффективности. Наработки по данному направлению у нас уже есть - в рамках Комплексной программы СЗФО. Для отслеживания результатов создана интерактивная информационно-аналитическая система мониторинга. Анализ ведется посредством внесения ответственными лицами в базу данных значений по разработанной системе. Этот, без сомнения, положительный опыт можно было бы применить и для анализа эффективности стандартов жизни.

МЕЖДУ ТЕМ

Проект Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года обсудил на своем декабрьском заседании и «Клуб лидеров». В дискуссии участвовал председатель городского комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов. Напомним, что некоммерческое партнерство «Клуб лидеров» объединяет руководителей предприятий крупного и среднего бизнеса Петербурга и области.
Полицентричное развитие города (его деление на территориальные зоны вместо районов) было поддержано участниками как «отвечающее веяниям времени» и, по сути, фактическому положению вещей. А вот блок развития транспортной системы, по мнению экспертов клуба, в достаточной степени проработан лишь до 2020 года. Они высказали пожелание доработать документ на следующие 10 лет.

В блоке развития малого и среднего бизнеса тревогу у специалистов вызывала потеря предпринимателями 60 - 70% дохода из-за слишком интенсивного развития торговых сетей. Они предложили также раскрыть механизмы государственно-частного партнерства - для обеспечения доступа малых и средних компаний к созданию городской инфраструктуры, в том числе спортивной.

Участники «круглого стола» рассмотрели механизмы формирования агломерации и ее роль в экономике региона. Особое внимание они уделили развитию рынка социальных услуг и привлечению в этот сектор некоммерческих организаций. Важным эксперты признали и необходимость вовлечения общественности и бизнес-сообщества в работу над Стратегией-2030 не только на этапе ее создания, но и на этапах реализации и контроля исполнения.


ФОТО пресс-службы ФБУ «Тест-С.-Петербург»