Радченко В.А. - интервью в ИБ СПб ТПП

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ

ЯНВАРЬ - МАРТ 2014 № 1 (44)

«Подушка безопасности» региональной экономики

Гость номера

Радченко Валерий Анатольевич

C 2007 года является Президентом Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Вице-президент СПП СПб, член Совета СПб ТПП, член Комитета по промышленности Ассоциации Северо-Запад, "Почетный профессор",  доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Действительный член Санкт-Петербургской Инженерной  Академии, национальной и международной отраслевых академий

- Валерий Анатольевич, какова  роль промышленности Санкт - Петербурга в экономике региона?

- Санкт-Петербург - один из крупнейших промышленных регионов страны. Промышленность была и остается ведущей отраслью материального производства, причем ее доля в общем объеме продукции постоянно растет. Промышленное производство в городе осуществляют около 730 крупных и средних предприятий, часть из которых входит в число крупнейших предприятий России. На долю крупных и средних предприятий приходится около 85 % всей промышленной продукции и почти 75 % численности работников отрасли. В целом по итогам 2013 года численность работников промышленных предприятий составила 347,4 тыс. человек. Обеспеченность и благополучие как минимум миллиона человек - работников предприятий и членов их семей, - зависит от петербургской промышленности. Хозяйственную деятельность в сфере промышленности также осуществляют около 22 тыс. малых предприятий.

 Действительно, промышленность по численности занятых составляет менее одной пятой, а по налогу на прибыль постоянно дает практически две трети этого налога. А налог на прибыль составляет одну четвертую от доходов города. Так что и в условиях кризиса промышленность города остается локомотивом его экономики и основой социально-экономической стабильности. Например, в 2011 году объем сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) в промышленности составил свыше 800 тыс. рублей на человека, в транспорте и связи -свыше 300 тыс., в строительстве - всего свыше 30 тыс., в торговле - около 100 тыс. рублей.

- А как мы выглядим на фоне общего спада экономики?

- По итогам января-декабря 2013 года в экономике в целом и в промышленности четко обозначились кризисные явления. Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге снизился на 1,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как по стране он составил 100,3 %.

В обрабатывающих производствах, на долю которых приходится более 90 % общего объема отгруженной промышленной продукции, индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге составил 98,4 %. Объем отгруженной продукции по виду деятельности «Обрабатывающие производства» составил 2 133 млрд рублей (98,1 % к соответствующему периоду 2012 года).

Один из самых ярких показателей положения дел с промышленностью в Петербурге - доля убыточных промышленных предприятий. После кризиса 2009 года наметилась тенденция к уменьшению этого показателя с 26,6 % до 21,5 % в 2012 году. И т у т - 27,4 % за 9 месяцев 2013 года. Этот показатель - едва ли не самый высокий за последние 15 лет.

В этом виноват не только кризис, он скорее вскрывает глубинные проблемы индустриального развития Петербурга и России.

При общем снижении показателей в Санкт-Петербурге наблюдается относительная стабильность. Но повторюсь - относительная. Если и в Санкт-Петербурге и в стране в целом не начать активизацию реального сектора экономики мы можем надолго обречь себя на технологическое, а как следствие, и экономическое отставание от мировых лидеров. Без большой промышленности все предпринимательство сведется к торговле и сфере обслуживания.

- Можно ли сегодня говорить о конкурентных преимуществах петербургской промышленности? В чем они заключаются?

- Я у же частично коснулся этой темы в ответе на первый вопрос. И добавлю, что для Санкт-Петербурга очень важна тема оборонного заказа. По сравнению с прошлым годом он вырос в 1,4 раза. Судостроительные предприятия загружены на несколько лет вперед.

В целом, считаю, что экономика Петербурга достаточно диверсифицирована, что создает определенную «подушку безопасности» и позволит городу избежать серьезных осложнений

К тому же, важнейшими конкурентоспособными преимуществами питерской промышленности были и остаются: наличие значительного числа научно-производственных школ, формировавшихся десятилетиями и даже столетиями. Это огромный потенциал для дальнейшего развития. Это стратегический ресурс -наличие взаимосвязанного комплекса из промышленности, науки, конструкторов и высшего образования.

- Важнейшим элементом промышленной политики на данном этапе российской экономики является создание кластеров. Как бы Вы оценили результаты процессов кластеризации, которые проходят в городской промышленности?

- Понятие «промышленный кластер» является новым понятием и еще не нашло своего отражения в гражданском праве. Оно пока во многом является объектом дискуссий. Но вместе с тем первые шаги в направлении кластеризации Санкт-Петербург уже делает. Появляются инновационные территории отраслевой концентрации. Одним из первых был создан Инновационно-технологический кластер машиностроения и металлообработки, инициатором создания которого выступило ОАО «Звезда». Ядром кластера стал Центр коллективного доступа (ЦКД) к высокотехнологичному производственному оборудованию для малых и средних предприятий, который был создан по итогам конкурса на лучший инновационный проект в рамках Инновационно-технологического кластера, выигранный ОАО «Звезда».

Также пост упательно развиваются кластер радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций, пилотный кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий, аэрокосмический кластер. В каждом уже идут работы, запускаются новые производства. Это хорошая тенденция, шаг в правильном направлении. Но не полный. Например, автомобильный кластер - это типичный случай колониальной экономики: простейшая сборка из деталей и узлов, поступающих из-за рубежа.

Вся научная, проектная и производственная стадии остаются за рубежом. Там же остается подавляющее число прибыли, налогов, рабочих мест. Необходима системная и плановая локализация производства автокомпонентов в нашем городе. Только при этом условии автокластер можно будет считать состоявшимся.

- А если подробнее?

- В число приоритетов развития России обязательно должны входить те виды промышленной деятельности, которые определяют суверенитет страны: оборонная безопасность, технологическая безопасность, продовольственная безопасность, лекарственная безопасность и ряд других. А также те виды промышленной деятельности, которые будут определять развитие мировой экономики в X XI веке: новая энергетика, информационные технологии, новая медицина, биотехнологии, новое природопользование.

Только на базе экономического рос та возможно решение социальных задач. Иначе мы зайдем в тупик. Концепция постиндустриального развития потерпела крах.

Например, после вступления в Евросоюз  страны из бывшего СССР потеряли около половины промышленного и значительную  часть сельскохозяйственного производства. Столкнулись с обесцениванием человеческого капитала, массовой у течкой умов и эмиграцией молодежи. Эти страны у тратили контроль над собственной банковской системой и крупными предприятиями, поглощенными европейскими корпорациями. Мы не можем этого допустить.

Для нашей страны сейчас важен рост реального сектора. Только на основе ускоренного роста в нем возможно обеспечение роста экономического. Сейчас время выбора между переходом к колониальной экономике (вывоз сырья и ввоз высокотехнологичной продукции) или новой индустриализацией на основе современного технологического уклада.

- В стране активно обсуждается закон «О промышленной политике». И в этом году он уже должен быть направлен в Государственную думу РФ. Как лично Вы оцениваете законопроект?

- Я бы, прежде всего, обратил внимание на работу, которая проводится в Санкт-Петербурге.

Закон о промышленной политике обсуждается уже много лет. Сейчас его принятие очень актуально.

Как вообще можно определить промышленную политику? Я считаю, это система приоритетов научно-промышленной деятельности и конкурентоспособная среда. Сейчас складывается ситуация, когда отсутствует внятная постановка целей по улучшению приоритетных видов промышленной деятельности.

В число этих видов промышленной деятельности должны входить в качестве обязательных те виды, которые обеспечивают суверенитет государства. Это первое.

Второе. Наука, промышленность и образование являются тем взаимоувязанным комплексом, который по составным частям существовать не может. Сама по себе промышленность развиваться не может

Третье. Из текста финансово-экономического обоснования законопроекта следует, что введение в действие федерального закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. При этом по экспертным оценкам только модернизация материально-технической базы промышленности для ее перехода в режим инновационного развития в 2013-2015 годах потребует не менее 7,2 трлн руб. Значительная часть указанных средств должна покрываться за счет федерального бюджета. Считаю, что для полноценного процесса необходимо создавать условия для более широкого привлечения промышленников, директорского корпуса к формированию промышленной политики. Учитывать их мнение, не принимать законодательные и нормативные акты без их согласия и одобрения.

Однако закон остро необходим. И от его принятия зависит дальнейший экономический курс страны.

- Чего Вы ждете от Петербургской технической ярмарки?

- Прежде всего, демонстрации наших возможностей, новых разработок. Доказательства, что город готов развиваться. Подтверждения того, что промышленность вместе с наукой и образованием в нашем городе должна являться локомотивом развития в X XI веке. Думаю, мои надежды оправдаются.

Лина Мартина