Выступление А.И.Котова на Экономическом совете 09.07.2014

 

Выступление  председателя Комитета по экономической политике и стратегическому  планированию Санкт-Петербурга Анатолия Ивановича Котова на заседании Экономического совета при Губернаторе Санкт-Петербурга 09.07.2014

«Меры экономической политики Санкт-Петербурга по реализации Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года»

         После одобрения в мае 2014 года Правительством Санкт-Петербурга Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга практически сразу же приступили к ее реализации. В частности в июне т.г. были приняты 17 государственных программ Санкт-Петербурга соответствующих 17 стратегическим целям, определенным Стратегией. При этом формирование бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов осуществляется в строгом соответствии с мерами, включенными в указанные государственные программы. В свою очередь переход к государственным программам обеспечил возможность реализации программно-целевого принципа формирования бюджета, при котором около 90 % расходов бюджета носят программный характер.

         Вместе с тем, механизм реализации Стратегии предполагает необходимость формирования и других инструментов, в частности - программы деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации Стратегии. По сути, этот документ представляет собой  экономическую политику Санкт-Петербурга, которую можно определить как целенаправленную и скоординированную деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации мер экономического, институционального и административного характера, направленных на формирование благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста экономики и достижения на этой основе целей социально-экономического развития.

         Необходимость выработки новой экономической политики обусловлена, прежде всего, ясным пониманием властями Санкт-Петербурга того обстоятельства, что обеспечить экономический рост можно будет только при наличии соответствующих условий для успешного ведения бизнеса и привлечения к этому процессу субъектов предпринимательской деятельности. Расчет на то, что достижение целей социально-экономического развития, заявленных в Стратегии, можно обеспечить только за счет потенциала бюджетного финансирования, безоснователен. В этой связи приглашение бизнеса к реализации Стратегии, должно сопровождаться принятием экономической политики, основанной на следующих основных принципах.

Первый (главный) принцип - приоритет мер экономического характера. При этом реализация таких мер предполагает наличие развитой институциональной инфраструктуры, обеспечивающей возможность органам государственной власти оказывать эффективной влияние на экономику.

Второй принцип - ограниченность государственного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности. Такое вмешательство в случае необходимости реализации ряда государственных функций может осуществляться посредством применения мер административного регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности, которые должны носить ограниченный и открытый характер.

Третий принцип - целенаправленность. Предполагает, что экономическая политика всегда должна формироваться и реализоваться с целью обеспечения устойчивого экономического роста. В этой связи, принимаемые в рамках этой политики меры должны быть, в максимальной степени, направлены на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской (хозяйственной) деятельности.

Четвертый принцип - достаточность. Экономическая политика должна включать необходимый и достаточный набор мер (инструментов), обеспечивающих возможность устойчивого роста экономики. В этой связи определение достаточности мер экономической политики становится важнейшей задачей исполнительных органов государственной власти и профессиональных бизнес-сообществ.

Пятый принцип - обоснованность. Принимаемые меры (инструменты) экономической политики должны обосновываться и выбираться, как правило, на основе данных объективного анализа и экономической целесообразности. В этой связи, при формировании экономической политики особое внимание должно быть уделено созданию методического обеспечения для объективной оценки эффективности принимаемых мер.

Шестой принцип - оценка результатов. Результативность экономической политики оценивается степенью достижения целей социально-экономического развития. В свою очередь, несоответствие достигаемых значений целевым показателям предполагает необходимость усовершенствования (корректировки) экономической политики посредством принятия таких мер, которые обеспечивают достижение заданных показателей.

Седьмой принцип - синхронизация принимаемых мер. Реализация мер экономической политики должна реализовываться синхронно. Разрозненное применение мер (инструментов) экономической политики не обеспечивает достижение необходимых результатов.

Основываясь на целях и принципах экономической политики, Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга совместно с Высшей школой экономики был проведен анализ предложений, подготовленных ИОГВ, профессиональными организациями бизнеса и экспертами, и по его результатам определен предварительный комплекс мер экономической политики, направленный на реализацию Стратегии, оформленный в виде перечня мер. На сегодня этот перечень включает около 90 мероприятий, которые разделены на:

         1) меры экономического характера предназначены обеспечить коммерческую заинтересованность субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности, выражающуюся в получении соответствующей прибыли;

         2) меры институционального характера предназначены обеспечить создание и функционирование эффективных механизмов (институтов) государственного управления экономикой;

         3)меры административного характера предназначены обеспечить наиболее оптимальную реализацию правоотношений, устанавливающих для субъектов предпринимательской деятельности соответствующие запреты, разрешения и ограничения.

В свою очередь

меры экономического характера разделены на три тематических направления, а именно:

1)развитие рыночных механизмов ценообразования, основанных на конкуренции и зависимости спроса (платежеспособности) и предложения;

2)развитие рынка финансовых услуг и обеспечение для субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности доступности финансовых (инвестиционных) ресурсов;

3)формирование оптимальной системы налогового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности;

меры институционального характера разделены на 11 тематических направлений, а именно:

1)развитие конкуренции;

2)обеспечение условий для долгосрочной стабильности и сбалансированности бюджета посредством реализации бюджетной стратегии;

3)повышение инвестиционной привлекательности;

4)формирование и развитие системы долгосрочного планирования по реализации целей социально-экономического развития;

5)повышение уровня профессиональной подготовки кадров и обеспечение эффективного функционирования рынка труда;

6)создание условий для развития технологической инфраструктуры;

7)повышение эффективности отечественной экономики;

8)совершенствование системы государственной поддержки субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности;

9)обеспечение эффективного взаимодействия с государственными институтами развития и модернизации экономики;

10)оценка влияния принимаемых нормативно-правовых актов на ведение предпринимательской (хозяйственной) деятельности;

11)обеспечение взаимодействия с профессиональными общественными организациями.

меры административного характера разделены на 6 тематических направлений, а именно:

1)получение субъектами предпринимательской (хозяйственной) деятельности разрешения на строительство объектов капитального строительства;

         2)обеспечение технологического подключения субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности к источникам энергоснабжения;

3)регистрация субъектами предпринимательской (хозяйственной) деятельности прав собственности на созданное (приобретенное) в рамках хозяйственной деятельности имущество;

4)оптимизация процедур таможенного администрирования при ведении субъектами предпринимательства внешнеторговой деятельности;

5)упорядочение проведения контрольно-надзорных мероприятий по отношению к субъектам предпринимательской (хозяйственной) деятельности;

6)оптимизация процедур налогового администрирования и ведения бухгалтерского учета.

        

В условиях ограниченного времени кратко остановлюсь только на некоторых наиболее важных мерах экономической политики.

        

Меры по формированию экономических условий, благоприятных для ведения и развития предпринимательской (хозяйственной) деятельности наиболее важная составляющая экономической политики. Такими мерами, несомненно, являются меры налогового регулирования, которые могут выступать действенным инструментом экономического развития. При этом, несмотря на то, что налоговая политика относится к полномочиям федеральных органов власти, у Санкт-Петербурга имеются  возможности для проведения налоговой политики  в отношении региональных и местных налогов, для осуществления, таким образом, налогового регулирования на региональном уровне. В настоящее время указанное регулирование осуществляется ИОГВ в рамках законодательства Санкт-Петербурга. В соответствии с нормами указанного законодательства в городе в целях стимулирования инвестиционной деятельности установлены, в частности, ряд льгот в отношении ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, а также налога на имущество, земельного налога и транспортного налога. Сумма предоставленных налоговых льгот по данным УФНС составила в 2012 году 14,8 млрд. руб., в т.ч. по налогу на имущество 10,7 млрд. руб.  Следует признать, что достоверно оценить эффективность предоставляемых в настоящее время льгот не представляется возможным из-за отсутствия необходимого методического обеспечения. В то же время по оценке экспертов, предпринимательского сообщества и косвенным показателям существующая система налогового стимулирования экономического развития нуждается в модернизации. В частности, предлагаются к рассмотрению следующие основные подходы к осуществлению в Санкт-Петербурге налогового регулирования:

1)установление налоговых льгот и налоговых ставок должно быть в максимальной степени нацелено на стимулирование инвестиционной деятельности и экономического развития, а также получение максимально возможных показателей бюджетной эффективности, с этой целью предлагается:

провести анализ и подготовить предложения по снижению общей суммы вложений (сейчас 800 млн. руб. и более) в отношении объектов основных средств, предоставляющей право применения пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Санкт-Петербурга,  и освобождения от уплаты налога на имущество;

провести анализ целесообразности действия нормы статьи 11-9 Закона Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», устанавливающей пониженную ставку налога на прибыль, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для организаций, отвечающих требованиям указанной статьи, ввиду практической неиспользуемости организациями, предоставляемых льгот, и подготовить предложения;

провести анализ и подготовить предложения по предоставлению  налоговых льгот,  в т.ч. установление пониженной ставки налога на прибыль и освобождение от налога на имущество, для субъектов предпринимательства, а также организаций осуществляющих деятельность в сфере наукоемких технологий, в т.ч.  IT-технологий, био- и нанотехнологий;

провести анализ и подготовить предложения по более широкому использованию субъектами предпринимательства статьи 66 Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите, предоставляющем возможность изменить срок уплаты налога при наличии оснований;

провести анализ и подготовить предложения по включению в состав произведенных расходов для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходов понесенных застройщиками на создание социальной инфраструктуры в рамках реализации федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов...».      

2) предложить в качестве первоочередных мер налогового регулирования следующие меры:

обеспечить снижение с 2015 года налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (с 10% до 7%);

завершить в 2014 году формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и подготовить необходимые нормативно-правовые акты в части изменения, налогооблагаемой базы, ставки налога и налоговых льгот в 2015 году;

3)с целью эффективной реализации мер, касающихся налогового регулирования, разработать в возможно-короткие сроки необходимое нормативно-правовое обеспечение для расчета показателей эффективности налоговых льгот и иных мер государственной поддержки;

Что качается реализации задач, связанных с развитием рыночных механизмов ценообразования, рынка финансовых услуг и обеспечением доступности финансовых (инвестиционных) ресурсов, то очевидно, что  их решение, в значительной степени, определяется действиями федеральных властей, которые, в свою очередь, зависят от макроэкономических факторов. Пожалуй, одной из наиболее действенных мер по снижению стоимости заимствований, является субсидирование субъектам предпринимательства банковских ставок по кредитам коммерческих банков до величины учетной ставки Центробанка. В целом, этот механизм применяется в Санкт-Петербурге и речь идет о его более широком использовании в программах поддержки, прежде всего крупных проектов. Действенной мерой по повышению доступности инвестиционных ресурсов, могли бы стать гарантии бюджета Санкт-Петербурга, которые, на сегодняшний день, практически не востребованы. Особого внимания заслуживает в этой связи также работа Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, субъектов микрофинансирования. Кроме того, повышению доступности ресурсов способствовали бы меры по уточнению ряда положений законодательства Санкт-Петербурга о государственно-частном партнерстве. В частности, целесообразно уточнить виды расходов, которые может осуществлять Санкт-Петербург согласно норме закона о возможности проведения выплат.          

 

Меры институционального характера в рамках формируемой экономической политики должны быть направлены, как уже отмечалось, на создание эффективных механизмов (институтов) государственного управления экономикой.

Одной из важнейших задач государственного управления является развитие конкуренции. Необходимость принятия более действенных мер в этой сфере обусловлена имеющимися здесь проблемами. К сожалению, большая часть из них может быть решена только на федеральном уровне. В этой связи последовательное и безусловное исполнение норм, устанавливающих отдельные конкурентные условия в законодательстве, должно стать  непременным правилом для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В частности,  имеется ввиду федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», безусловное исполнение которого в части исключения «любых действий заказчиков, которые, в т.ч., приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников» должно способствовать развитию конкуренции в этой важной сфере.  При этом статья 30 указанного закона прямо устанавливает норму (не менее 15%) обязательного  осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.  

В рамках реализации задачи по повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга основные меры должны быть направлены на решение вопросов, связанных с внедрением в Санкт-Петербурге стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Внедрение Стандарта осуществляется в соответствии с «дорожной картой». При этом, ряд мероприятий, таких как: создание специализированного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в регионе; создание в субъекте единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»; принятие высшим должностным лицом субъекта инвестиционной декларации региона; принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия, принятых (принимаемых) нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность и ряд других, уже реализованы. Другие - находятся в стадии реализации как, например, одно из наиболее важных мероприятий - Инвестиционная стратегия Санкт-Петербурга.

В рамках реализации задачи по формированию и развитию системы стратегического (долгосрочного) планирования по реализации целей социально-экономического развития предлагается принять меры, направленные на создание необходимых предпосылок для эффективного планирования. Среди первоочередных мер в этом направлении предлагается рассмотреть принятие нормативно-правового акта, определяющего систему государственного планирования, которая в свою очередь, обеспечивает возможность более сбалансированного социально-экономического развития городских территорий, районов города и Санкт-Петербурга в целом. Уверен, что создание такой системы будет способствовать развитию взаимопонимания между исполнительными органами государственной власти и предпринимателями, повысит степень доверия к городу как партнеру и улучшит инвестиционный климат. Кроме того, в рамках реализации этой задачи, предлагается разработать и внести в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга Программу социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период с 2015 по 2020 годы.  

В рамках задачи по обеспечению эффективного взаимодействия с государственными институтами развития и модернизации экономики важно добиться более широкого вовлечения ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания»,  Инвестиционный фонд РФ и других корпораций в практическую работу по отбору и реализации в Санкт-Петербурге значимых проектов. С этой целью целесообразно провести инвентаризацию соглашений с ними, рассмотреть ход выполнения указанных соглашений и совместных проектов, а также подготовить предложения по расширению взаимодействия. С целью более эффективного взаимодействия с институтами развития, а также иными организациями подобного типа рассмотреть возможность учреждения в городе Корпорации развития Санкт-Петербурга. Основными направлениями деятельности указанной корпорации могли бы стать взаимодействие с институтами развития и инвестиционными фондами, а также координация работ по развитию территорий Санкт-Петербурга. Целесообразно также в рамках принимаемых мер активизировать также и деятельность Санкт-Петербургского фонда поддержки промышленности.

В рамках реализации задачи по совершенствованию системы государственной поддержки субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности предлагается в максимальной степени сосредоточиться на поддержке наиболее значимых для города проектов, реализуемых в соответствии с целями социально-экономического развития Санкт-Петербурга. При этом, в ряде случаев Санкт-Петербург мог бы сам выступить их инициатором. К примеру, такими проектами могли бы стать комплексное обустройство городских территорий приоритетного развития, участие Санкт-Петербурга в развитии и освоении Арктики, создание в Санкт-Петербурге Международного центра высоких технологий. В частности, реализация в городе последнего проекта в полной мере отвечала бы стратегическим устремлениям Санкт-Петербурга - перехода к экономике знаний. Важной мерой государственной поддержки станет принятие в Санкт-Петербурге закона «Об инновационной деятельности».

Для реализации задачи создания и развития технологической инфраструктуры как важнейшего условия функционирования экономики предлагается рассмотреть возможность создания в Санкт-Петербурге особой экономической зоны производственного типа (индустриального парка) с установлением особого (льготного) режима налогообложения. Необходимость такой меры особенно актуальна для развития субъектов предпринимательства, специализирующихся на производстве автокомпонентов, а также субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих производственную деятельность по приоритетным направлениям. При этом управление создаваемой инфраструктурой целесообразно возложить на бизнес. Кроме того целесообразно активизироавть    

В рамках реализации задачи по обеспечению взаимодействия с профессиональными общественными организациями меры экономической политики должны быть направлены на повышение их роли в подготовке и реализации решений по обеспечению экономического развития. В этой связи, предлагается уже в ближайшее время подписать с рядом общественных профессиональных организаций города Соглашения о сотрудничестве по реализации Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года. Это еще раз подчеркнет готовность органов государственной власти Санкт-Петербурга к взаимодействию с гражданским обществом в решении самых животрепещущих вопросов города. Было бы целесообразно, по нашему мнению, также рассмотреть вопрос о более широком привлечении общественных профессиональных организаций к вопросам формированию и реализации программ развития,  координации и подготовки решений по развитию кластерных и отраслевых объединений.

И, наконец, меры административного характера. В целом работа по оптимизации административного регулирования ведется в настоящее время в рамках «дорожных карт», разработанных в рамках национальной предпринимательской инициативы для решения конкретных задач по уменьшению количества процедур, общего времени и стоимости регуляторных процедур. В рамках оптимизации этих процедур особое внимание нами уделяется реализации 6-ти конкретных задач, перечисленных мною выше.  Коротко остановлюсь на решении одной из наиболее важных для Санкт-Петербурга задач - получение субъектами предпринимательской (хозяйственной) деятельности разрешения на строительство объектов капитального строительства. Так сегодня срок получения разрешения на строительство типового объекта в Санкт-Петербурге  составляет 389 дней и это не предел. Очевидно, что основные меры по решению этой задачи, связаны с необходимостью корректировки нормативной базы. В этой связи, сегодня проводится актуализация около 2-х десятков нормативно-правовых актов.    

 

Принимая во внимание сложность и важность формирования экономической политики, предлагается дальнейший порядок работы по данному документу:

1) до 30.08.2014 члены Экономического совета и бизнес-клуба с учетом сегодняшнего заседания  подготавливают и направляют в адрес КЭПСП комментарии относительно представленных и высказанных предложений по мерам;

2) до 30.09.2014 КЭПСП совместно с экспертами дорабатывает документ с уточнением ответственных, сроков и получаемых результатов (закон, постановление, обращение в федеральные органы, методика и т.п.);

3) с 01.10.2014 документ будет размещен в открытом доступе в сети интернет для обсуждения;

4) 01.11.2014 документ будет направлен в ИОГВ для согласования и последующего внесения на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга.

  

В заключение своего выступления я хотел бы еще раз подчеркнуть, необходимость и важность работы по формированию  экономической политики. Ее главная цель создать экономические условия для обеспечения устойчивого экономического роста и достижения показателей социально-экономического развития, определенных Стратегией-2030. Такого документа в городе еще не разрабатывалось, да думаю, что и в России такого опыта практически нет. Тем большая ответственность лежит на нас за его подготовку и реализацию.

 

Спасибо за внимание!