С.М.Гордышевский - Экологически отвественный бизнес

С.М. Гордышевский - председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб, Председатель правления НП «Экологический союз»

 

Тренд «Экологически ответственный бизнес: мировые тенденции и российский опыт»

Сегодня уже сформировался основной ориентир развития («маяк») мировой экономики - ее «озеленение», экологизация. Так, рынок экологически безопасных товаров и услуг в мире, стартовав в начале 90 годов,  составляет уже 224 млрд. долл. США, прогнозируемый рост к 2015 году - до 845 млрд. долл. Количество видов европейской экопродукции за десятилетие 2000-2010 гг. возросло с 53 до 1073, то есть в 20 раз. Так, в 2010 году в ЕС уже производилось 25 тысяч наименований экопродукции, в Китае - 40 тысяч наименований.

Для стимулирования развития экологической ответственности бизнеса в международной практике активно применяются такие добровольные эколого-экономические инструменты, как системы экологического менеджмента, экологическая сертификация и маркировка, «зеленые» закупки в государственном и общественном секторах.

По сравнению с промышленно развитыми странами Россия находится в начале пути экологизации бизнеса и формирования рынка экологически безопасной продукции. Международные исследования говорят о том, что среди 10 тенденций спроса, актуальных до 2020 года, есть две важные и для российского бизнеса - это рост экологической обеспокоенности потребителей и растущая популярность здорового образа жизни. По оценкам специалистов, спрос на экотовары в России растет: покупатели готовы приобретать экопродукцию даже на 30% дороже обычной. Главный аргумент при этом - забота о здоровье и об окружающей среде.

В России для экологически ответственного бизнеса появляются стимулы и на законодательном уровне. Так, с 1 января 2014 года вступил в силу новый закон о госзакупках № 44-ФЗ, в котором среди критериев оценки конкурсной заявки появились экологические характеристики и стоимость жизненного цикла объекта закупки. Принят Федеральный закон №219-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты российской федерации». Большим потенциалом для экологизации российского рынка также обладают мегапроекты.

Вместе с тем, развитие экорынка в нашей стране сдерживает ряд факторов: ориентация бизнеса на краткосрочную выгоду, невысокая экологическая грамотность потребителя, отсутствие преференций для экологически ответственного бизнеса и механизмов контроля «гринвошинга». Российская особенность состоит и в том, что многие компании, которые могли бы соответствовать высоким экологическим стандартам, еще не осознали, что это может быть их конкурентным преимуществом.

В развитии экологических стандартов и экологизации бизнеса объективно заинтересованы все участники экономики. Правительство с помощью экостандартов, через систему зеленых госзакупок, может выбрать экобезопасные товары и стимулировать развитие этого сегмента рынка. Производители и ритейл - повышать эффективность своего производства и приобретать конкурентные экологические преимущества. Потребители - выбирать гарантировано безопасную для здоровья человека и окружающей среды продукцию, поддерживая экологически ответственный бизнес своим выбором.

Поскольку экономическая деятельность человечества является основным «вкладчиком» экологического кризиса, формирование и быстрое расширение экоответственного бизнеса через развитие рыночных эколого-экономических стимулов, вовлечение бизнеса и создание рынка экологически безопасной продукции и услуг, которые в процессе производства и потребления оказывают минимально возможную нагрузку на окружающую среду, сегодня является наиболее эффективным способом снижения и устранения растущей экологической опасности.