В.А. Шамахов - тезисы выступления на Правительстве СПб 16.12.14

В.А. Шамахов - директор Северо-Западного института РАНХиГС

Тезисы выступления на заседании Правительства Санкт-Петербурга по Проекту Закона «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге» 16 декабря 2014 г.

1. Представленный проект реализует требования Федерального Закона № 172 - ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» (принят Государственной Думой 20 июня 2014 г. и одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 г.),  разработанного в соответствии с «майскими указами» президента РФ Владимира Путина. Так, одним из поручений 2012 г. была подготовка федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающем координацию стратегического управления и мер бюджетной политики. Законом вводится такой документ стратегического планирования как стратегия пространственного развития Российской Федерации - основа для разработки документов территориального планирования.

2. В указанном документе определяются три уровня стратегического планирования: федеральный, субъектов РФ и муниципальный, которые должны быть взаимоувязаны через документы стратегического планирования.

3. Для региона принятие подобного документа носит чрезвычайно важный и актуальный характер. Это связано в первую очередь, с проблемой замедления темпов экономического роста. Уже в предшествующее десятилетие в нашей стране проявилось отсутствие новых «прорывных» технологий и индустриальных проектов, требующих гигантского строительства и способных обеспечить долгосрочный региональный рост. Усугубились структурные диспропорции хозяйственной структуры, имеющие четкую территориальную составляющую.  Кроме того, по прогнозам специалистов, экономическое и социальное развитие России в течение следующих 10 лет может быть существенно ограничено из-за дефицита финансовых, трудовых и технологических ресурсов. Наиболее очевидно этот факт проявится в региональном развитии, в замедлении его темпов.

4. Принятие документа подобного масштаба и направленности действия особо актуально  в нынешних условиях, когда проблема импортозамещения приобретает ключевое значение для национальной экономики. Поэтому закон, положения которого направлены на формирование долгосрочного сценария развития, поддержку отечественного товаропроизводителя и высокотехнологичных производств, создание внутренней конкурентной среды, жизненно необходим.

Отрадно, что разработка документов стратегического планирования развития региона велась Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга опережающими темпами, велась работа по подготовке и принятию отдельных документов стратегического планирования, не дожидаясь выхода федерального закона.

5. Рассматриваемый нами документ может быть определен как система теоретических и методических положений, раскрывающих сущность, принципы, задачи организации стратегического регионального планирования, порядок формирования стратегических ориентиров и целей регионального развития, а также механизм их реализации. Разрабатываемая стратегия регионального планирования должна диалектически сочетать общее и особенное - реалии регионального развития, специфические особенности его развития.

Весьма важным нововведением законопроекта является положение о мониторинге хода исполнения документов стратегического планирования и контроля за достижением определяемых ими целей и задач.

6. Необходимо отметить принципиально новый характер стратегического планирования в современных условиях. Стратегическое планирование в новых условиях - это организация деятельности по оформлению и согласованию интересов социальных субъектов в отношении будущего региона, создание конкретизирующих образ будущего программ и проектов и их реализация силами региональной власти, бизнеса и сообществ. Это предполагает, во-первых, передачу ответственности за настоящее и будущее территории самим жителям и выбранным ими органам власти, во-вторых, - поддержку инициативы и повышение самостоятельности местных сообществ в деятельности, направленной на решение экономических и социальных проблем и развитие территорий.

7. Как показывают исследования, в большинстве регионов разработка стратегий ограничивается только обоснованием целей и направлений социально-экономического развития территорий. Необходимый для реализации стратегий механизм управления в лучшем случае позиционируется в агрегированном формате, исключающем развернутую характеристику составляющих его форм, методов и инструментов.

Все эти и подобные им факты во многом обусловлены низкой квалификацией разработчиков стратегий, что в конечном счете пагубно отражается на качестве разрабатываемой стратегии, приводит к серьезным проблемам в ее реализации.

8. Таким образом, именно практика современного социально-экономического развития настоятельно диктует необходимость обучения в новой области управленческой деятельности - сегодня необходимы специалисты по стратегическому планированию регионального развития. Совершенно очевидно, что управленческие кадры нужно готовить  - учить их и теории, и практике стратегирования. Именно с данной целью в СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ в октябре 2013 г. была создана кафедры стратегии, территориального развития и качества жизни, которую возглавил ведущий теоретик в области стратегирования Иностранный член РАН В. Л. Квинт.

9. Идеи В. Л. Квинта стали методологической основой разработки стратегии городского развития до 2030 г. Разработку городской стратегии начали с определения конкурентных преимуществ региона, затем сопоставили стратегические приоритеты

страны с данными конкурентными региональными преимуществами. Как отмечает В.Л. Квинт, методологически - это единственно правильный подход, особенно в условиях ресурсного дефицита. В числе возможных «точек роста» экономики Санкт-Петербурга были определены:  экономика знаний, жилищное строительство, промышленность (желательно на инновационной основе), транспорт и сфера услуг.

10. Последовательная реализация закона «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге» призвана привести к созданию условий для достижения целей экономического и социального развития региона в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики, целей Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 г. Закон предусматривает повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, их концентрацию

Практическая значимость представляемого законопроекта состоит в том, что в нем закрепляется последовательность разработки долгосрочных и среднесрочных документов стратегического планирования, цели и приоритеты, необходимая периодичность разработки и корректировки.

11. Однако, уже сейчас очевидны проблемы, которые обостряться при практической реализации обсуждаемого Закона. Наиболее острой представляется следующая:  Как будут согласовываться документы стратегического планирования на уровне региона и муниципальном уровне. Кто будет разрабатывать стратегии развития муниципального уровня? Учитывая значительное число «муниципалов» и разнородность их интересов, нетрудно предположить, что их стратегии будут «разноголосыми», а порой противоречащими друг другу, региональным стратегиям и федеральному документу. Таким образом возникает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов по стратегическому планированию на муниципальном уровне. СЗИУ имеет возможности для подготовки (повышения квалификации) специалистов такого класса. Тем более, что мы имеем определенный резерв времени, так как Федеральным Законом и решениях о его реализации прописано, что будет переходный период до 1 января 2017 г., в течение которого возникнет порядок взаимодействия стратегий на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

12. Учитывая масштабы и сложность проблем Санкт-Петербурга как крупнейшего мегаполиса, требующего особых технологий управления, в законе необходимо предусмотреть создание системы обеспечения стратегического планирования и управления, которая будет включать подсистемы юридического, научного, информационного, маркетингового, кадрового и иного сопровождения.

В законе необходимо предусмотреть возможности широкого привлечения представителей бизнеса, предприятий и организаций, населения, институтов гражданского общества к реализации задач стратегического развития Санкт-Петербурга. В достижении стратегических целей и задач необходимо предусмотреть использование современных механизмов и форм частно-государственного партнерства.

При разработке проекта закона Санкт-Петербурга «О стратегическом планировании Санкт-Петербурга» необходимо обеспечить учет следующих наиболее важных, по нашему мнению, вопросов стратегического управления социально-экономическим развитием Санкт-Петербурга.

Целесообразно обеспечить возможность разработки в Санкт-Петербурге такого документа как «Прогноз научно-технологического развития Санкт-Петербурга», а также прогноза научно-технологического развития Северо-Западного макрорегиона. Ст.22 Федерального закона предусматривает, что при разработке Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации формулируются направления научно-технологического развития субъектов Российской Федерации. Учитывая роль Санкт-Петербурга как научно-технологического центра России разработка таких документов является вполне правомерной.

Закон Санкт-Петербурга должен давать возможность для ускорения инновационного развития Санкт-Петербурга, формирования инновационных кластеров, научно-внедренческих зон и реализации иных важных для страны инновационных проектов.

Важным направление является создание нормативной правовой базы для стратегического развития кадрового потенциала города. Закон должен создать широкие возможности для формирования высокоэффективного научно-образовательного кластера, ориентированного на потребности страны и экспорт высокотехнологичных услуг.

В законе Санкт-Петербурга необходимо обозначить основные критерии и порядок выбора приоритетов демографического, социального, экономического, пространственного и институционального развития города, и определить механизмы увязки приоритетов с задачами градостроительного развития Санкт-Петербурга и Генеральным планом.

Целесообразно в Законе предусмотреть возможность разработки документов стратегического планирования по макрорегионам, формирующимся вокруг Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург и Ленинградская область и др.).

При разработке Закона необходимо учесть внешнеэкономическое значение Санкт-Петербурга и предусмотреть возможность разработки стратегических документов, определяющих перспективы международного сотрудничества Санкт-Петербурга (развитие Балтийского региона, Северно-Европейского региона, Баренц-региона и др.)

Важной задачей Закона должно быть создание условий формирования региональной нормативной базы социально-экономического развития города, городских стандартов качества жизни и нормативов финансирования услуг, оказываемых городскими социальными службами и организациями городской инфраструктуры.

13. Таким образом, учитывая особую актуальность разработки и реализации Закона «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге», предлагается одобрить обсуждаемый Проект. На наш взгляд, это будет уверенный шаг к решению задачи, не поддававшейся решению до сих пор, - эффективного соединения рынка и плана.

Реплика В. Л. Квинта: Нет общегосударственной методологии подготовки и реализации региональных стратегий.