Валерий Радченко: «Проблемы есть. Но они решаемы»

4 февраля 2015 года

газета "новости Петербурга"

Валерий Радченко: «Проблемы есть. Но они решаемы»

Этой публикацией «Новости Петербурга» начинают цикл материалов, связанных с предстоящим в апреле 2015 года 25‑летним юбилеем петербургского Союза промышленников и предпринимателей. Вплоть до юбилейной даты мы будем предоставлять возможность высказаться по различным аспектам работы промышленности представителям ассоциаций, компаний и организаций, входящих в состав СПП СПб. А открывает рубрику интервью с руководителем Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга (АПП СПб) Валерием Радченко.

- Возглавляемое вами объединение промышленников - одно из старейших в новейшей истории города. Изменилась ли за годы существования его основа?

- Перемены, связанные с реформированием экономики и, в частности, с правовым статусом членов ассоциации, конечно, есть. Однако ее костяк по-прежнему составляют промышленные предприятия, которыми город со всеми основаниями может гордиться. Потому что такие компании, как «Адмиралтейские верфи» и «Алмаз», «Красный Октябрь» и «Климов», «Ленполиграфмаш» и «Звезда», «Светлана» и «Авангард», а также многие другие - лидеры в своих направлениях. Прежней осталась и политика ассоциации: наша главная задача - всемерно помогать предприятиям в их практической деятельности, а также представлять (и даже лоббировать) их интересы.

- И это удается делать?

- В большинстве случаев - да. Могу сразу сказать: в Петербурге фраза «промышленная политика» - не пустой звук. Она действительно есть, и в своей повседневной деятельности мы, представляя интересы промышленников, находим не только понимание, но и реальную поддержку на всех уровнях. Плотно и продуктивно сотрудничаем со всеми профильными комитетами правительства Петербурга. А если случаются какие-то проблемы, которые необходимо решать на более высоком уровне, выходим на губернатора, являющегося руководителем Промышленного совета. И Георгий Полтавченко реаги­рует на наши потребности очень чутко и оперативно - мне это очень нравится.

Честно скажу: в последнее время на всех уровнях местной власти пришло осознание того, что промышленность была и остается становым хребтом экономики Северной столицы, и поэтому вниманием мы не обделены. Во всяком случае те шаги, которые предпринимаются и будут осуществляться для поддержки промышленности города, дают основание об этом уверенно говорить. А вот с Москвой, к сожалению, аналогичного по эффективности сотрудничества не получается...

- Почему, на ваш взгляд, это происходит?

- Дело в том, что, образно выражаясь, московские ведомства стали слишком далеки от народа... То есть от нас. Да, тенденция на возрождение промышленности, и оборонной в первую очередь, в стране стала трендом. В разы увеличилось финансирование оборонного заказа, и сейчас для «оборонки» времена гораздо лучшие, чем еще недавно. Но попробуйте попасть на прием к какому-нибудь «высокому» чиновнику в Москве! Не говоря уже про то, что коррупция, которая раньше была характерна для гражданского общества, теперь пробралась даже в связанные с «оборонкой» ведомства. Иначе объяснить факт закупки немецких двигателей для российских военных кораблей я, к примеру, не могу, поскольку никаких объективных оснований предпочесть их двигателям «Звезды», до сих пор сотнями эксплуатируемым по миру, не вижу. А необоснованные решения иных «начальников», вполне вероятно, продиктованные вовсе не государственным, а личным интересом, в целом ряде случаев привели в тупик. И теперь, когда многие из предприятий, входящих в нашу ассоциацию, попали под действие санкций Запада, мы пожинаем плоды таких недальновидных шагов. В результате, к примеру, на корабли, которые уже строятся, не получаем силовые установки или турбины, а подписанные ранее контракты просто не выполняются. А ведь о том, что подобное может случиться, промышленники говорили и писали уже давным-давно.

- Проблема импортозамещения сейчас для «оборонки» ключевая?

- Это так. Но она не единственная. К тому же я абсолютно уверен в том, что любые проблемы, в том числе и импортозамещения, учитывая опыт и возможности наших предприятий, вполне решаемы. 29 января провели большое совещание с участием профильного вице-губернатора как раз по этому поводу.

Проработав вопрос, могу сказать: пути решения этой и других проблем есть. Если не продает какое-то изделие Германия - мир не без доб­рых людей, и желающие его продать, причем при том же качестве, обязательно найдутся... В течение 1-2 лет, если сложить усилия сторон, все получится. Однако это не означает, что все надо делать самим - это мы уже проходили и знаем, что такой подход контрпродуктивен. Но ключевые отрасли, такие как «оборонка», самолетостроение или станкостроение, в России должны базироваться на собственной продукции: иначе зависимости от импорта, каким бы он ни был, не избежать.

- Вы уверены в экспортном потенциале России и ее способности выпускать современную продукцию мирового уровня?

- Жизнь показывает, что российская оборонная продукция (корабли, самолеты, вертолеты и т. д.) пользуется в мире вполне устойчивым спросом. Но и этим вопросом надо заниматься системно и плотно - иначе в высококонкурентном мире не выжить. Но мы можем изготавливать не только оружие - вспомним хотя бы проект скоростного поезда «Сокол». Мог ли он быть осуществлен? Вполне! Надо было только проявить упорство и довести дело до конца. Как и во многих других случаях. А что теперь? Теперь мы попали в зависимость от Siemens... И сейчас у нас есть проекты мирового класса. Такие, например, как идея создания на базе Кронштадта «умного города» (ее в сотрудничестве с партнерами реализует «Авангард») или разработка принципиально нового поколения двигателей, которой вместе с российскими и зарубежными компаниями занята «Звезда». И можно только приветствовать тот факт, что в Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в 2015 году, утвержденном правительством РФ 27 января, идет речь о формировании механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса), реализующим проекты импортозамещения, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам (на это предусмотрено 20 млрд рублей) и о целом ряде других мер, направленных на поддержку реального сектора экономики.

- А каким образом местные власти поощряют тех промышленников, которые ориентированы на такую продукцию?

- Инструменты для этого предус­мотрены самые разные: имеется целый ряд программ поддержки по самым разным направлениям. В том числе и городской заказ, который только для нужд городских предприятий ежегодно составляет около 200 млрд рублей. И губернатор, выступая на одном из недавних заседаний Промсовета, прямо сказал, что поддержка местных производителей - одна из первоочередных задач, которые встают в новых экономических и политических реалиях. Особенно хочу отметить тот факт, что правительство города поощряет тех, кто повышает эффективность труда и нацелен на производство высокотехнологичной продукции. К примеру, 30 декабря наградили победителей конкурса на соискание правительственных премий «За увеличение производительности труда на промышленных предприятиях» и «За создание высокотехнологичных рабочих мест»: в первом случае победило ООО «ОМЗ-Спецсталь», а во втором - ОАО «Средне-Невский судостроительный завод». Для примера: производительность труда на предприятиях, ставших участниками конкурса, увеличилась в 2013 году (в сравнении с 2012‑м) на 24 %.

- Если подводить итог, то что, по-вашему, надо сейчас делать для улучшения ситуации в промышленности?

- Надо активно, не покладая рук и не ропща на обстоятельства, работать. И без всяких скидок спрашивать с тех, кто принимает решения, затрагивающие ее коренные интересы. Потому что без промышленности Петербурга быть не может. И очень хорошо, что, пусть и с некоторым опозданием, понимание этого в город пришло...

СПРАВКА

Ассоциация промышленных предприятий была организована в июне 1989 года, а инициатором ее создания стал ряд производственных объединений Северной столицы («Авангард», «Алмаз», Кировский завод, «Светлана», Завод им. Калинина и т. д.). В настоящее время в состав ассоциации входят 89 крупнейших предприятий Петербурга, представляющих ведущие отрасли его промышленности (судо-, приборо- и машиностроение, радиоэлектронику и другие), а также банки, страховые компании, отраслевые и творческие объединения.

Беседовал Владимир Сергачев