Олег Белый: «Развивать город не для машин, а для людей»

Олег Белый: «Развивать город не для машин, а для людей»

газета "Новости Петербурга 18.03.2015 №11

В 2015 году 25-летие отмечают как Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (СПП СПб), так и Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко Российской академии наук (ИПТ РАН). «Кому-то это покажется совпадением, но, если сопоставить основные этапы развития СПП СПб и нашего института, не составит труда выявить общность их задач и интересов, - считает директор ИПТ РАН Олег Белый. - Начав становление в один из сложнейших экономических периодов истории России, наши коллективы в качестве глобальной и первоочередной задачи ставили перед собой задачу разработки мер по стабилизации ситуации и обеспечению условий для развития как промышленности, так и транспортной инфраструктуры города».

«Особо хочется отметить тот факт, что высокий уровень актуальности выдвигаемых СПП СПб предложений по модернизации промышленного комплекса Петербурга основывается на участии в их разработке не только производственников, но и ученых, - подчеркивает член президиума Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Олег Белый. - Их результативное партнерство сформировалось в ходе разработки концептуальных документов по долгосрочной стратегии развития города, таких как «Программа развития промышленности на период до 2020 года» или «Стратегия социально-экономического развития Петербурга на период до 2030 года». На этапе активной разработки находится и еще один документ, значение которого для всестороннего развития Северной столицы трудно переоценить, - «Транспортная стратегия Санкт-Петербурга». Инициатором ее разработки как раз и является коллектив ИПТ РАН».

Профессор Белый вспоминает: проблема разработки комплексной стратегии развития сферы транспорта вовсе не нова: еще в 1999 году он выступал в Кремлевском дворце на совещании с участием Владимира Путина с докладом на эту тему. И уже тогда изложил основополагающие принципы и идео­ло­гии, которые стали фундаментом развития «Транспортной стратегии РФ».

- Главное - в стране должно быть налажено тесное и рациональное взаимодействие между имеющимися видами транспорта, - уверен руководитель профильного института РАН. - Да, они имеют разные характеристики, однако задача у них одна - доставить пассажиров или грузы «от двери до двери» точно в срок: по отдельности им выполнить эту задачу нельзя, а вместе, взаимодействуя, можно. К тому же вряд ли кто-то будет спорить, что и работа промышленности без наличия хорошей, грамотно выстроенной логистики невозможна. Поэтому задача построения единой транспортной системы, в рамках которой такое взаимодействие будет организовано, по-прежнему актуальна и в Петербурге, и в России. Не случайно идеологом построения единого транспортного узла города стал Союз транспортников, одна из ведущих организаций при основании СПП СПб, а во главе СПП в начальный период был руководитель крупнейшего на тот момент в Европе Балтийского морского пароходства Виктор Харченко.

По оценке Олега Белого, опыт организации работы в сфере транспорта в Петербурге привел к пониманию того, как это может быть сделано на федеральном уровне. «Когда Георгий Полтавченко только вступил в должность, первый визит он совершил в здание СПб НЦ РАН, где встретился с лидером отечественной науки, руководителем центра и нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым, - рассказывает профессор. - Губернатор интересовался взглядами ученых на различные проблемы развития города. В том числе обратился и ко мне с вопросом по транспорту. Я ответил, что никак не могу понять, зачем в городе имеется сразу 4 комитета, которые в той или иной мере занимаются проблемами транспорта: управление транспортным комплексом должно быть единым, поскольку только в этом случае оно может быть эффективным. На федеральном уровне эта идея уже реализована, а на городском пока все осталось по-прежнему. Из-за этого мы распыляем бюджетные средства, нет эффективного взаимодействия между ведомствами: зачастую одни строят или ремонтируют, а другие тут же следом разрушают. В этом отношении особенно характерна ситуация на Васильевском острове - если нет целостной системы управления транспортом и общего понимания проблемы, то и работать гораздо сложнее, и расходы растут».

Вместе с тем Белый констатирует: в последнее время понимание того, что Петербургу крайне необходимо наличие системных стратегических документов, ориентированных на далекую перспективу, появилось. Благодаря чему и была разработана «Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года». Однако проблеме транспорта в ней уделили слишком мало, по мнению эксперта, внимания. «Остается надеяться, что в ближайшем будущем вопрос будет рассмотрен гораздо более детально - свои предложения по этому поводу я уже сделал», - отмечает эксперт.

- Надо понимать, что такие масштабные документы разрабатываются вовсе не для власти, а для того, чтобы сделать более комфортной и удобной жизнь петербуржцев, - констатирует Олег Белый. - Люди должны четко понимать, что их ожидает в будущем - в том числе в развитии промышленности и при решении проблем транспорта. По моему мнению, во‑первых, нам необходимо создать единый орган управления транспортным комплексом города, а во‑вторых - использовать уже имеющиеся наработки (включая отдельные элементы стратегии) для разработки более детальных тактических планов, максимально учитывающих особенности Петербурга как большого транспортного узла. Сделано это должно быть, безусловно, на основе грамотно выстроенного взаимодействия разных видов транспорта, а также с учетом его специфики и наличия большого числа исторических объектов, сохранение которых обязательно. В этой связи приоритет должен отдаваться экологически более чистым видам общественного транспорта, работающим на природном газе и электричестве. И еще - надо отказаться от порочной практики развития города, который сейчас больше строится для машин, чем для людей...

По мнению авторитетного специалиста, пора принимать решения, которые тем или иным образом ограничат присутствие транспорта хотя бы в центре Петербурга, где по причине несоответствия его градостроительных характеристик и постоянно растущего количества транспортных средств дорожные пробки стали хроническими. «Это не означает, что мы должны тут же ввести запретительные меры, которые только ухудшат ситуацию: надо предложить людям альтернативные варианты использования как личного, так и общественного транспорта, которые для них были бы приемлемыми», - советует эксперт.

- В этом отношении сотрудничество с Союзом промышленников и предпринимателей СПб особенно важно, - считает Олег Белый. - Вряд ли стоит говорить о той определяющей роли, которую играет транспортная составляющая в социально-экономическом развитии города и региона, и о ее значении как связующего звена между отраслями промышленности. С полным правом можно утверждать, что союз как экспертное сообщество активно влияет на принимаемые в городе решения, касающиеся важнейших направлений его развития как крупнейшего центра предпринимательства, промышленной и транспортной сферы. Сегодня в формируемой СПП СПб промышленной политике города уделяется большое внимание разработке и экспертизе различных транспортных систем и объектов, программам обеспечения комплексной безопасности на транспорте, и в этой работе самое активное участие принимают специалисты ИПТ РАН. А реализация совместных с СПП СПб планов по развитию отечественной промышленности и транспорта, безусловно, принадлежит к числу приоритетных задач коллектива Института проблем транспорта Российской академии наук.

Как считает руководитель профильного института РАН, в целом концепция развития транспорта в Петербурге должна быть тщательно проработана и должна учитывать интересы всех сторон. И промышленности, конечно, тоже. Однако он уверен: если мы хотим развивать город правильно, ориентируясь, прежде всего, на интересы тех, кто здесь живет, надо выстраивать транспортную политику, исходя из особенностей нашего города - центра науки, культуры и образования. «Если мы любим свой город и хотим оставить его потомкам во всей красе, удобным и комфортным для жизни, не стоит искать сиюминутной выгоды и думать только о том, как бы сэкономить. В том числе и на транспорте», - полагает Олег Белый.

- Уверен, что, тесно взаимодействуя, такие объединения, как Союз транспортников и Союз промышленников и предпринимателей, могут найти приемлемые решения, которые способны стать хорошим вкладом в формирование «Транспортной стратегии Санкт-Петербурга», - говорит он. - Ведь если считать транспорт кровеносной системой, а город, включая и его промышленность, организмом, то можно смело утверждать: такой сложный организм, как Петербург, без хорошо выстроенной и эффективно действующей кровеносной системы существовать не может...»

СПРАВКА

Олег Белый - заместитель председателя Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук (СПб НЦ РАН), директор ФГБУН «Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко Российской академии наук (ИПТ РАН)», доктор технических наук, профессор.

Подготовил Владимир Сергачев