Интервью В.Н.Васильева газете Санкт-Петербургские Ведомости

19.06.2015 

Профессиям научат

А остальному учитесь сами

Разницу между прежними выпускниками школ и нынешними ректор Университета ИТМО Владимир ВАСИЛЬЕВ ощущает не только по своему вузу, которым руководит почти 20 лет. Владимир Николаевич с 2004 года возглавляет Совет ректоров вузов Петербурга, так что видит и «обстановку по городу».

И настроен оптимистично. В последнее десятилетие Университет ИТМО утвердился в звании альма-матер лучших программистов мира, а победители чемпионата мира по программированию «вырастали», разумеется, из вчерашних школьников. И если молодежь обычно обвиняют в инфантильности и потребительском отношении, профессор Васильев отмечает, напротив, большую сознательность и ответственность.

- Владимир Николаевич, говорят, поколения выпускников школ, студентов принципиально меняются примерно раз в пять лет. Какую разницу вы видите между нынешними выпускниками и выпускниками 10-летней давности?

- По моим ощущениям, сильная перемена в характере поколений происходит примерно раз в семь лет. Так что если мы говорим о десятилетии, то сейчас этакий «полуторный шаг».

Год 2005-й, да и 2004-й, были переломными. В 1990-х и в начале 2000-х годов выпускники школ шли в вузы в основном за дипломом. И понятно, почему. В Советском Союзе наличие диплома о высшем образовании было само по себе хорошей рекомендацией. И когда в 1990-е годы вдруг «открылись ворота», появились и частные вузы, высшее образование стало доступнее, родители по старой памяти считали, что диплом для их ребенка - что-то самоценное. Помню, так и говорили: «Хотелось бы получить диплом». Ну дипломы и в переходах метро продавались. Но где-то лет десять назад картина начала меняться: ребята стали идти в вузы не просто за дипломами (ими уже никого не удивишь), а за знаниями.

А с 2009 - 2010 гг. я стал наблюдать другую тенденцию. И на мой взгляд, положительную. Выпускники школ стали рассматривать высшее образование уже не только с точки зрения получения знаний. И даже не с точки зрения будущего заработка. Скажем, до того вуз и будущую профессию выбирали так, чтобы можно было «купить себе яхту». Сейчас молодые стали ориентироваться на те вузы и те профессии, где им будет интересно. Где они максимально реализуют свой потенциал. Прежняя установка на то, чтобы больше зарабатывать, сменилась другой установкой: быть довольным, получать удовлетворение.

На самом деле это не только российская тенденция. В свое время мой коллега, ректор Калифорнийского университета, говорил об этой перемене: они еще в 2000 году почувствовали эту тенденцию.

По-моему, это не может не радовать. У юных стало меняться отношение к жизни, к познанию самих себя, познанию мира. Обратите внимание: сейчас и в школах и в вузах становится все больше добровольческих объединений. Ребята работают в социальной сфере, в экологической. Нарастает стройотрядовское движение. Расширяется дополнительное образование: сейчас уже свет клином на подготовке к ЕГЭ не сошелся - молодежь занимается искусством, спортом, играет в КВН. Это все из той же области: желание познать себя, свои возможности.

Кстати, нынешнее поколение выпускников я считаю более креативным. Университет ИТМО проводит конкурс «Школьный патент»: когда мы начинали - участвовали единицы школьников, способные что-то изобрести, а сейчас их количество растет.

- Что такого случилось, что юношество, как вы говорите, расширило свои интересы и уже не согласно на денежную, но нелюбимую профессию?

- Думаю, не последнюю роль тут сыграли социальные виртуальные сети. Возрос обмен информацией: ребята ищут и находят группы по интересам, постоянно общаются - это, мне кажется, заставляет больше задумываться и о самом себе, более осознанно выстраивать свою образовательную траекторию.

Иногда они ошибаются, в том числе в выборе профессии. Но нынешнее поколение, я думаю, относится к этому спокойнее: ничего страшного, не получилось - не трагедия, можно изменить курс.

- Нет плюсов без минусов. Какие слабые места вы замечаете у нынешних поколений выпускников и студентов?

- Минусы очень простые, и они вытекают из плюсов. Как я уже сказал, мы имеем дело с мощными потоками информации и они только нарастают. Молодежь хочет получать больше сведений, но в таком случае бывает трудно засиживаться над решением сложной задачи, ответ на которую не дается сразу. Нынешние молодые хотят получать результат быстро.

Есть оборотная сторона и у такого спокойного отношения к неудачам. Не получив результат сразу, молодой человек предпочитает быстро сменить направление и бежать дальше. А возможно, надо было подольше посидеть и поработать.

Виртуализация общества тоже имеет свой минус - точнее, свою характерную особенность. Вспомните, как общаются в Интернете, в сетях: короткими эрзац-предложениями. В этом есть критический момент, потому что потом надо выходить в реальную жизнь. А там и общаться нужно иначе, и уметь работать в команде, и выполнять обещанное, и смотреть в глаза тому, с кем ты в Сети яростно спорил, не очень выбирая выражения. Ребятам надо просто о таких критических моментах говорить. Этот переход из виртуального мира в реальную жизнь - непростой: в виртуальности обычно все получается очень ловко, а когда видишь, что в реальной жизни так же ловко не выходит, - это озадачивает.

- Уже много лет не ослабевает проблема: молодежь предпочитает гуманитарное образование. Нынешние выпускники понимают, что технари сейчас требуются больше?

- В техническое направление начали активнее идти последние года два. Но этот тренд еще очень слабенький. Именно потому, что техническое направление требует усидчивости, в инженерных специальностях нужно много времени, чтобы получить результат. Это, безусловно, отпугивает. Так что больше 50% выпускников школ стремятся поступать на социально-экономическое, управленческое, гуманитарное направления. Кстати, информационные технологии в этом смысле хороши тем, что дают как раз быстрый результат. Нужны только хорошая голова и компьютер.

- Обычно мы только после окончания вуза понимаем, что многие возможности прозевали. На что посоветуете будущим первокурсникам обратить внимание, чтобы не упустить важного?

- Я прошу прощения за англицизм - но я бы посоветовал обратить внимание на то, что называется soft skills, «софт скиллз». Можно перевести как «социально-личностные компетенции». Это то, что не связано непосредственно с твоей профессией - профессию тебе дадут: в петербургских вузах очень хорошие научные школы, педагогические школы, медицинские, инженерные, школы искусства. «Софт скиллз» - это умение четко формулировать, обязательность в исполнении, способность работать в команде и вести диспут... В этом вузы, мне кажется, недорабатывают, поэтому я бы посоветовал ребятам самим не упускать это из внимания. Такие качества как раз развиваются, если занимаешься добровольчеством, участвуешь в разнообразных проектах. Это дает чувство причастности к тому, что происходит в стране.

- Владимир Николаевич, вы-то свой школьный выпускной, конечно, помните.

- Конечно: всю ночь бродили, прощались, но было радостное чувство, потому что все понимали, что главное - впереди. Естественно, мы не отдавали себе отчет в том, с чем столкнемся. У нас были довольно идеалистические картинки.

- Вы наверняка свою мечту превзошли: стали ректором университета, который лидирует в чемпионатах мира по программированию.

- Школу я заканчивал в 1968 году, а в те годы были знаменитые споры «физиков и лириков», фильм «Девять дней одного года», - и я хотел заниматься физикой, и не просто физикой, а ядерной физикой, а если еще точнее - термоядом. Так что вот эта мечта, получается, не сбылась. А стать ректором, да и вообще насчет административных должностей - у меня и мысли такой не было. О профессорстве, о статусе доктора наук мысли были - вот это, получается, сбылось.

Беседовала Анастасия ДОЛГОШЕВА