Интервью А.В.Голубева НЦ "Специальный ресерс"

А. Голубев: Качественный отбор в Реестр даст возможность участвовать в честных тендерах и побеждать в честной борьбе.

История ЗАО «Труд» началась 63 года назад в годы восстановления народного хозяйства после ВОВ. В 1947 году была создана артель инвалидов по переработке вторичного сырья (утиля), которая переросла в ватную фабрику «Труд». Изделия фабрики - вата, ватные изделия пользовались высоким спросом и много лет фабрика выпускала именно эту продукцию.

Но после распада СССР, ситуация изменилась как на сырьевом, так и на потребительском рынке. Появление синтетических утеплителей для одежды потребовало перепрофилирования предприятия на выпуск домашнего текстиля: одеял, подушек, матрацев, постельного белья.

Главной задачей предприятия ЗАО «Труд» стало изготовление высококачественной продукции, соответствующей госстандартам и отвечающей всем современным требованиям. Современное импортное оборудование позволило увеличить объемы производства и открыть новые цеха, значительно расширив ассортимент. Помимо высокотехнологичного оборудования в производственном процессе используется высококвалифицированный труд швей. Продукция, которая насчитывает более тысячи наименований, пользуется заслуженным спросом у населения, обеспечивая потребности российского рынка.

Интервью пресс-службе Национального центра «Специальный ресурс» дал Алексей Голубев, генеральный директор ЗАО «Труд».

Считается, что для всех предпринимателей существует один закон - чем выше рентабельность, тем выгоднее заказ. Как Вы считаете, система госзаказа сегодня сбалансирована в вопросе прибыль - качество?

Когда заказчики договариваются непосредственно с производителями, они сами могут все посмотреть и узнать. А вот во время процедуры госзаказа система дает сбой, потому что все, что рассматривается комиссией по России - это заказы более 50 млн. рублей, по Санкт-Петербургу - более 40 млн. рублей это одно, а вот, например, заказы до 40 млн. рублей- там полный бардак, так как основным критерием является только цена. И на сегодняшний день можно привести массу примеров, где люди выигрывают тендеры по цене, по которой невозможно произвести данный товар, если, во - первых, ты зарегистрирован официально, во - вторых, ты платишь налоги и официальную заработную плату в - третьих. Это все понимают, но ситуация не меняется.

На Ваш взгляд, какие критерии помогли бы этого избежать, чтобы цена перестала быть определяющей?

Первым критерием могла бы быть продолжительность времени существования предприятия, сколько предприятие находится «на плаву».

Вторым - отзывы об этом предприятии, о качестве и сроках выполнения таких же заказов или подобных.

И все эти данные должны быть в так называемом накопительном банке, где они будут храниться и в открытом доступе. И вот тогда, когда компания участвует в тендере, она помимо предложения цены, могла бы предоставить свои данные, которые заказчик мог сравнивать с другими участниками. И после сравнения понять какой исполнитель данного заказа сможет наиболее качественно его выполнить, не сбрасывая со счетов цену, в условиях того, что компания имеет в наличии свои производства, цеха.

Приведу пример. Недавно был тендер МЧС на 27 млн. рублей, который выиграл частный предприниматель за 15 млн. рублей. Стоимость только сырья- ткани на выполнение этого заказа 12,5 млн. рублей!

Формирующийся в России Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг мог бы стать банком, о котором Вы говорили выше?

Скорее всего «да», но каким образом Реестр будет эти данные собирать? Это один из важных моментов. Данные, которые будут внесены в Реестр, должны идти не от поставщиков, а от государственных служб, госзаказов Москвы, Петербурга, регионов и т.д. Вот тогда будет понятно, что эти компании уже участвовали в госзаказах и качественно их выполнили и имеют свои производства. Написать можно все, что угодно, а должно быть подкреплено конкретными делами вплоть до того, что эти предприятия сами себя будут выставлять. Это очень тонкий момент.

А также, я считаю, общественные организации имеют право рекомендовать такие компании в Реестр, так как они вполне реально оценивают ту ситуацию, которая есть в промышленности на сегодняшний день. Предприятия, которые состоят в этих союзах, знают друг о друге, производственные возможности, продукцию, которую выпускают. Это не «однодневки», которые могут в последний момент «нарисоваться».

Мне вообще не понятно, почему компании с такой формой организации как ИП, ЧП могут выиграть заказ на огромные суммы? Это не тот уровень людей, которые смогут гарантировать выполнение заказа. Такие заказы должны выполнять организации, которые имеют форму ООО, ОАО, ПАО, ЗАО.

При каких условиях малый и средний бизнес могли бы иметь возможность участвовать в госзаказах и выигрывать?

Малый бизнес может работать на длительный заказ. Есть планирование, когда мы стараемся работать с одними и теми же заказчиками, которые есть, так как технологический процесс под них уже налажен: есть лекало, необходимое оборудование для изготовления тех или иных изделий. Такая ситуация не только на нашем предприятии, но и во многих других отраслях. Например, обработка - они знают какого класса, и какого уровня детали они могут выпустить или наша фабрика - я точно знаю, какую одежду я могу сшить по требованиям, которые мне предъявляют сегодня. Мне проще, потому что фабрика большая, а если компании поменьше, то им сложнее, так как не все виды оборудования у них есть в наличии. А приобрести его нет возможности, поскольку оборудование стоит очень дорого.

Какие преференции должен давать статус надежного поставщика?

Если будет качественный отбор в Реестр, то он даст возможность участвовать в честных тендерах и побеждать в честной борьбе.

По любому, предприятия не могут снижать цену до бесконечности.

Во- первых, заказ МЧС, который был оценен специалистами в 27 млн. рублей, уже подразумевает не высокую себестоимость изделия и если при участии в тендере опустится до 25 миллионов рублей, то тогда предприятие выполнит этот заказ в «ноль», то есть без прибыли, заплатив налоги, официальную заработную плату и закупив качественное сырье. Возможно, что в других регионах налоги и заработная плата несколько ниже, но даже при этих условиях минимальная стоимость такого заказа может составлять 22-23 миллиона рублей. А если бы критерием оценки было качество продукции, выпущенной предприятием за несколько лет, то возможно, что победа в тендере принадлежала бы ни тем предприятиям, которые назначают низкую цену, а предприятиям, выпускающим качественную продукцию.