статья Н.А.Колычева

 

О плодах жилищной реформы  и развитии сбережения ресурсов              

В 1997 году Президент России Е.Б. Ельцин издал Указ о Жилищной реформе. К 2012 году реформа должна была быть закончена, а отрасль ЖКХ стать безубыточной. Предполагалась в целях снижения издержек и повышения качества обслуживания населения демонополизировать жилищно-коммунальное хозяйство, создать условия для конкуренции в этой сфере с разделением функций и переходом на договорные отношения между заказчиками и подрядчиками услуг. Что и было сделано.

Первым сегментом рынка коммунальных услуг, полностью переведенным на рыночные отношения, стали услуги по сбору и вывозу мусора. Сегодня можно с удовлетворением констатировать, реформа принесла замечательные плоды. Судите сами, в 2000 году жители Санкт-Петербурга в среднем накапливали по одному кубометру отходов в год и платили за удаление этого мусора по 132 рубля 60 копеек. В 2015 году платеж для жителя, проживающего на нормативных 18 квадратных метрах жилой площади, составлял 769 рублей. Среднее накопление за это время возросло до 1,88 м. куб в год. В пересчете выходит, что удаление одного кубометра мусора стоит 409 рублей. Индекс инфляции по данным Минэкономики за рассматриваемый период составил 4,67 раза. Получается, что ныне в ценах 2000 года, петербуржец платит за вывоз и размещение одного кубометра мусора всего 87 рублей 78 копеек. Это на 34% дешевле, чем в 2000 году. Если подсчитать экономию полученную населением города от снижения стоимости услуги за период с 2000 по 2015 годы набежит сумма в 12 миллиардов рублей. Выходит, что за 15 лет мусорщики нашего города полтора года обслуживали население бесплатно. Скажем спасибо этим людям. Эффект становится еще более значительным в сравнении с плодами работы естественных монополий. К примеру, динамика стоимости услуг по водоподведению и водоотведению в нашем городе за этот же период существенно опережала суммарный индекс инфляции и денег все не хватает.

О чем говорят приведенные цифры. С одной стороны о самоотверженном труде, разумной технической и технологической политике субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих услуги населению. Рынок создан, работает, саморегулируется. Более 80% крупных заказчиков услуг выбирает подрядчиков на основании конкурсных процедур. Основными участниками рынка внедрены инновации, позволившие существенно снизить транспортные издержки, выбросы выхлопных газов, нагрузку на магистрали, повышена производительность труда и внедряется современная система управления эффективностью производства.

Участники рынка, жестко конкурируя за клиентуру, смогли в рамках саморегулирования объединить свои усилия и разработать Общественный проект развития системы утилизации коммунальных отходов Санкт-Петербурга. Этот Проект, в отличие от всевозможных концепций, программ и постановлений, осуществляется. Предприниматели также выработали критерии оценки эффективности развития системы обращения с отходами и меры общественного контроля над этим процессом. В тяжелейших условиях экономического кризиса продолжается сооружение мощностей по сортировке и утилизации ТКО на основе наилучших с точки зрения экономики, экологии, ресурсосбережения технологий. В нашем городе впервые в России введены в эксплуатацию автоматизированные мусоросортировочные комплексы, электростанция на свалочном газу, передающая полученную электроэнергию в сеть, из вторичного сырья, извлеченного из отходов, производится товарная продукция и альтернативное топливо, часть подвижного состава переведена на газомоторное топливо. Чистота сортировки полимеров на новейшей автоматической линии утилизации пластиков достигла 99,96%, фактически получено первичное сырье. В целом объем переработки коммунальных отходов в Санкт-Петербурге приблизился к 30%. Это хорошо.

Еще большим достижением является то, что уровень сырьевого, энергетического и почвенного использования твердых коммунальных отходов в пунктах применения наиболее эффективных технологий достиг 70%, а при условии осуществления, скажем, в рамках региональной целевой программы комплекса уже разработанных и опробованных мер, может, при относительно небольших затратах, достичь уровня в 85%. Это означает, что отходы, накапливаемые в результате жизнедеятельности населения мегаполиса становятся предметом заботы преимущественно производственно-заготовительных предприятий, а не перевозчиков, а также то, что колоссальная масса ресурсов вернется в естественные производственные и природные циклы и перестанет оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду. Если Правительство города поддержит инициативу предпринимательства при разработке Территориальной схемы санитарной очистки и осуществлении Региональной целевой программы город сэкономит значимые средства, улучшит состояние окружающей природной среды, повысит уровень ресурсного самообеспечения.

В запуске такого механизма заинтересованы представители промышленного комплекса в связи с вводом механизма расширенной ответственности производителей потребительских товаров и упаковки, предусматривающем, что сбор и утилизация отдельных категорий отходов потребительских товаров и упаковки должна осуществляется производителями и экспортерами этих товаров. В случае невыполнения этих обязанностей возникает обязанность по внесению экологических платежей в федеральный фонд. Не желательно, чтобы эти деньги ушли из региона. Но и полученное сырье должно быть эффективно использовано. Здесь, а также в части изготовления новой техники и оборудования, мы ждем помощи от промышленного комплекса северо-запада РФ. Минпромторг готов покрыть часть затрат на разработку новой техники. Очевидно, опыт Санкт-Петербурга приобретет ключевое значение для новой, зеленой индустриализации России. Мы надеемся на взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями города, а также импортерами продукции. В ноябре, на выставке «Экология и безопасность, будет круглый стол по этой тематике. Сегодня мы готовы принять на переработку широкий спектр промышленных отходов (450 позиций по ФККО) и рассмотреть вопросы о создании интегрированных цепей по утилизации иных видов промышленных отходов.

С другой стороны, приведенные цифры свидетельствуют о сверхэксплуатации системы и, по сути, начале ее разрушения. Тарифы в нынешних-то экономических условиях практически не индексируются четыре года. Крайне низка финансовая дисциплина компаний управляющих жилищным фондом, что выражается в нецелевом использовании последними средств, собранных с жителей на удаление мусора. Существенная часть участников рынка перешла в «серую зону», четверть перевозчиков на своих страничках в интернете открыто предлагают вывоз мусора за наличный расчет. Процветает практика вывоза мусора в несанкционированные места или на контейнерные площадки, с владельцами которых не оформлены договорные отношения. К примеру, в Германии за такие деяния предусмотрена уголовная ответственность. Город уже двадцать лет пытается разработать за счет бюджетных средств систему мониторинга над обращением с отходами, израсходовано шестьсот миллионов рублей, но, системы контроля как не было, так и нет. Это происходит потому, что лица, ответственные за разработку не учитывают опыт предпринимательства. Сегодня менее десяти процентов заказчиков вывоза отходов требуют документарного подтверждения факта их размещения в санкционированных местах.

Желательно, чтобы экологическая политика утратила декларативный характер. Необходимо утвердить конкретные показатели и стандарты проживания, которые следует обеспечить в ближайшей перспективе. Слово экология должно получить достойное место в бюджете города и не только в год, объявленный в России годом экологии. Необходимо восстановить в ежегодном отчете Правительства раздел «Экологическая ситуация и здоровье», вспомнить задачи и целевые показатели которые ранее вносились в Генеральный план города, сделать так, чтобы следующие 10 лет не повторили опыт предыдущего двадцатилетия, в течение которого не выполнена ни одна программа или концепция, ни один объект в соответствии с принятыми постановлениями не построен, а имевшиеся мощности доработали свой ресурс. Крайне необходимы система мониторинга над обращением ТКО, меры контроля над целевым использованием средств населения.    Необходимо срочное регулирование рынка. Пятнадцать лет сверхэксплуатации системы не только выжали из нее все резервы, но и поставили на грань краха.

В нашем городе ныне зарегистрировано полмиллиона субъектов хозяйственной деятельности, а договорные отношения, нацеленные на должное выполнение требований правил благоустройства, оформили лишь 10% из них. Взимание платы за перемещение большегрузного транспорта по федеральным трассам создает дополнительную нагрузку на экономику удаления отходов. Отсутствие платежной дисциплины у ряда компаний управляющих и эксплуатирующих жилищный фонд и эффективной системы контроля над целевым использованием этих средств ведет к катастрофическому росту задолженности и параличу системы вывоза мусора из города.

Интегральным показателем успеха любой деятельности в условиях рыночной экономики является капитализация. Так вот, рыночная капитализация объектов не определена, следовательно, надеяться на внешние инвестиции в таких условиях не приходится. Кризис налицо. Хотя, такое уже было, и органы власти Санкт-Петербурга находили возможности по выходу из тяжелой ситуации до того как город неизбежно превратился бы в помойку. В 2010 году тариф на сбор и вывоз мусора был единовременно увеличен на 88%. Этому также предшествовал четырехлетний период «заморозки» тарифов. Однако, что будет сейчас, не понятно. Повышение тарифа, не столь значительное как в 2010 году, конечно необходимо. Но сегодня это уже не главное.

К сожалению, нынешний кризис имеет более глубокие корни. По сути, он истекает из кризиса всей политической системы Российской Федерации. Показателем является то, что федеральные органы государственной власти России под лозунгом «Жилищной реформы» 18 лет настраивали рыночные отношения в области коммунальных услуг, а теперь, без анализа результатов реформы и учета ее положительных следствий, не информируя о политическом кульбите население, приняли законодательство о резкой монополизации в этой сфере. Решение передать региональные рынки единым операторам ведет к сверхмонополизации и разрушению рынка. Следствием станет резкое, кратное удорожание услуг и продолжение стагнации отрасли. И без того мелкий ручеек частных инвестиций полностью пересохнет. Ведь «на кормлении» будут сидеть «свои» люди, которые будут меняться со сменой губернаторов. В таких условиях инвестировать в обращение с мусором способен только безумец.

Сделано это Правительством и Государственной Думой РФ в угоду олигархии и для нее. Посмотрите на лица, вслушайтесь в музыку фамилий тех, кто прибрал к рукам рынок аналогичных услуг в Москве, сплошь эффективные сыны олигархов и обличенных высокой государственной властью сограждан. А результаты? Тут слезы, но, естественно, не олигархов, а населения и предпринимательства, которых обяжут оплачивать этот праздник. В настоящее время разрабатываются программы предполагающие финансирование направления отходов на переработку в триллионы рублей. Поражает цинизм, с которым вводилось новое законодательство. Четыре года на различных уровнях шло обсуждение изменений к Закону об отходах производства и потребления. В соответствующие инстанции и комитеты подавались кипы предложений, проектов, заключений, а в результате, за два месяца до конца года появляется проект, который никто в предпринимательском сообществе не видел. Это говорит о многом. Теперь страну лихорадит от такого законотворчества. Приходится принимать срочные меры по отмене части «статей», либо Россия превратится в большую свалку.

Правительство не справилось с разработкой десятков подзаконных актов. А может ему лучше бы вообще их не разрабатывать. Чего стоит один проект нового порядка обращения с отходами. На первой странице Правительство своим решением передает отходы в собственность единым операторам. Грустно, ведь не обладает Правительство такими полномочиями. Не имеет оно права имущество одних лиц своим решением передавать в собственность другим лицам. И этот документ выставляется на общественное обсуждение.

Для ускоренного развития рассматриваемой системы необходимо обеспечить быструю консолидацию участников рынка, желающих сохранить свое дело, наладить горизонтальные связи с представителями иных индустриальных кластеров, готовиться к запуску оборотного ресурсного цикла, являющегося необходимым условием для перехода на шестой технологический уклад, вводить в эксплуатацию наиболее эффективные и безопасные технологии, готовить кадры и информационные системы, что собственно нами и делается. Отрасль в ближайшие три года совершит качественный переход, по сути, в новое для нее измерение. И, если сейчас экономика России ежегодно сваливает использованные плоды труда на полигоны и свалки, после качественного перехода до 70% ресурсов станет возвращаться в естественные производственные и природные циклы. Это приведет к существенному увеличению валового внутреннего продукта страны.

Колычев Н.А. - председатель подкомитета по отходам и ресурсосбережению Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, почетный работник ЖКХ России