Важно ещё за партой выбрать профессию и осознанно прийти в вуз

Фото Александра Фирсова / АиФ

Без «угадайки». Ректор Университета ИТМО Васильев о ЕГЭ и «технарях»

«Развитие высшего образования» - так назывался  всероссийский форум, который на днях завершился в Университете ИТМО Петербурга. Несмотря на протокольное название, речь шла о важном: стимулировании исследований, внедрении современных технологий и новых форм обучения.

Так что же ждёт вузы нашего города и всей России? Об этом рассказал Владимир Васильев, ректор Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга.

Елена Данилевич, АиФ-Петербург: - Владимир Николаевич, в этом году вступительная кампания преподнесла сюрпризы. На стоматологию, например, было подано 170 заявлений на место. Больше только в Академию театра и кино. А вот технические специальности, как их ни пропагандируют, остаются на вторых ролях. В чем причина «нестыковки»?

Владимир Васильев: - Интерес к инженерно-техническим направлениям растёт, хотя не так резко, как хотелось бы. Кстати, это мировая тенденция. Во всех странах больше стремятся стать юристами, экономистами, менеджерами, чем инженерами. Объяснение простое: это тяжёлые, трудоёмкие профессии, где во время учёбы обязательны высшая математика, информатика. Кроме того, в российских вузах в отличие от западных - выгоняют. И всё же, что касается «технарей», динамика у нас явно по нарастающей. Ничего плохого не вижу и в ажиотаже на стоматологию. Вспомните, как тяжело в 1990-х шёл приём в медицину. Сегодня ситуация поменялась в корне. Построено много современных клиник, внедряются передовые методы, у врачей есть возможность заработать - вот и результат.

Отчисляем меньше

- Сейчас пропуском в вуз служат баллы единого госэкзамена. В итоге многие считают, что детям от школы нужны не знания, а сертификат по ЕГЭ, чтобы поступить в университет. Кто прав? 

- В целом ЕГЭ дал много положительного. Школьники из маленьких городов, не очень обеспеченных семей получили возможность без материальных потерь участвовать в конкурсе наравне со столичными выпускниками. Это большой плюс. Другое дело, что сначала было немало отрицательного в технологии экзамена. Не случайно тесты, когда из четырёх предложенных ответов требовалось выбрать один правильный, получили название «угадайка». Но сейчас вернулось сочинение, математику разделили по сложности на два уровня - для тех, кому достаточно школьного курса, и кому этот предмет понадобится в будущем. Причём предлагаются задачи, где нужно думать, использовать нестандартные подходы - это самое главное.

- Часто ректоры жалуются на слабые знания вчерашних школьников. Открыто говорят, что первокурсников приходится подтягивать, чтобы могли осилить программу вуза...

- Я тоже слышу, что советская школа была сильной, а сейчас мы отстаём. Считаю, что эти мерки не подходят. Современная школа стала совсем другой, информационный поток в разы больше, чем 20-30 лет назад, а это требует совершенно иного подхода. Педагоги нашего университета, например, очень довольны ребятами, которые приходят в ИТМО. В этом году у нас на первом курсе свыше 220 победителей и призёров олимпиад различных уровней, в том числе международных. 42% абитуриентов набрали по трём предметам ЕГЭ свыше 260 баллов, что говорит само за себя. Каждый шестой студент - иностранец, а всего в университете постигают азы науки юноши и девушки из 70 стран.

Но главное даже не показатели. Считаю очень важным, что в последние годы поступают ребята профильно мотивированные. Которые прошли через технические кружки, научные объединения, дополнительно занимались математикой, физикой и информатикой, участвовали в олимпиадах. Они ещё за партой выбрали профессию, готовились к ней и осознанно пришли в аудитории. Кстати, это видно и по отсеву. Если лет 8-9 назад у нас из первокурсников до финиша доходило 40%, сейчас отчисляем в разы меньше.

Умники и умницы

- Образование в петербургских вузах серьёзное. Но почему на выходе в подготовке кадров мы проигрываем Западу?

- Не согласен с такой позицией. Мы готовим высококомпетентных специалистов, востребованных страной. Как устроена система? Наверху - два государственных университета с особым статусом - МГУ и СПбГУ. Далее идут федеральные вузы, которые обеспечивают кадры для округов. Также есть научно-исследовательские университеты, «заточенные» на определённые отрасли экономики. В этом году дан старт и опорным вузам, работающим на субъекты Федерации. Причём каждый занимает свою нишу и чётко понимает цель, к которой стремится. Другое дело, что, получив диплом, наши выпускники приходят в компании, на заводы, которые не всегда способны конкурировать на мировом рынке. Но здесь мы вынуждены следовать за экономикой. Как только уйдём от сырьевой зависимости и перестроимся на высокотехнологичные отрасли, будут и соответствующие специалисты.

- Но откуда же они появятся, если средств в просвещение вкладывается всё меньше? Даже для скандальной «Зенит-арены» недостающие миллиарды власти Петербурга забрали со строительства детсадов и школ!

- Во-первых, эти средства образованию города вернут. Во-вторых, не знаю ни одного вуза, где жили бы только на деньги казны. Все имеют различные внебюджетные источники - услуги, контракты, дополнительное обучение и т. д. Зарабатывается свыше половины доходов - и это правильно.
У нас, например, государственное задание составляет четверть объёма, остальные 75% получаем от работы на рынке.

- Почему же тогда в высшей школе города работают люди с невысоким жалованьем, в возрасте? Доходит до абсурда: уборщица порой получает больше профессора. Кстати, о зарплатах говорилось и на недавнем форуме в ИТМО, где участвовали Дмитрий Медведев  и новый министр образования Ольга Васильева. 

- Проблемы никто не снимает, но решаются они по-разному. У нас в вузе средний возраст педагогов и научных сотрудников 44 года. Средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в 2015 г. равнялась 91 тыс. руб.

Знаю, что и в других университетах эту планку держат высоко. Что касается дискуссии на форуме, речь шла о базовом окладе, который часто не обеспечивает достойный уровень жизни преподавателей, особенно молодых. Для ассистента сегодня это 15 тыс., а профессора 42 тыс. руб. Это влияет на качество работы, внедрение новинок. Премьер счёл такую озабоченность справедливой и дал поручение довести гарантии до 60-70%. Более того, есть указ президента, где ясно сказано: к 2018-му зарплата преподавателей в высшей школе России должна составлять 200% от средней по региону. Это обозримые сроки, реальные планы, и они будут выполнены. 

- 1 сентября у вам пришли 4000 первокурсников. Но студенчество - не только лекции и экзамены. Это, прежде всего, юность, когда открыты все пути. Какой же должна быть эта прекрасная пора, чтобы она стала лучшим периодом в жизни?

- Для студента всё же главное - учёба, а это тяжёлый труд. Однако наша задача, чтобы молодёжь не только научилась учиться, но и поняла: пополнять знания человек должен всю жизнь. А это значит - отвечать за свои слова, уметь работать в команде. Быть индивидуальностью, спорить, но подчиняться решениям, принятым большинством. Любить свой город, университет, страну. Искренне считаю, что в нашем вузе для молодёжи созданы все условия, чтобы они не только стали профессионалами, но и раскрыли свои таланты. Свежий пример - призёр Олимпиады Кирилл Григорьян. Он учился на кафедре безопасных информационных технологий,  получил красный диплом и всё это время успешно занимался стрельбой. Результат - бронзовая медаль на Всемирных играх в Рио. И таких ребят - творческих, целенаправленных - у нас большинство.

Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 07/09/2016