М.А.Лобин: ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Специальный выпуск журнала "Петербург Предлагает" приуроченный к XX МФ "Российский промышленник" 2 (23) 2016

 

В апреле текущего года Михаил Александрович Лобин стал генеральным директором исполнительной дирекции Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (СПП СПб). Известный петербургский промышленник, являющийся членом Союза с 2000 года, планирует привлечь в Союз представителей новых инновационных отраслей производства и сделать работу Союза максимально эффективной. Цель преобразований - ускорить решение главных проблем петербургской и российской промышленности.

Технологическая безопасность страны

Внешнеэкономический толковый словарь так трактует технологическую безопасность страны: «Состояние развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и ведущих отраслей, производящих современную технику, обеспечивающее для страны возможность самостоятельного решения наиболее важных для национальной, в том числе экономической, безопасности задач даже в экстремальных условиях (например, в условиях войны)... страна должна на базе собственного научно-производственного потенциала производить или иметь возможность быстро освоить выпуск самой современной военной техники, обеспечивающей обороноспособность страны, а также на ряде ключевых направлений производить продукцию на мировом научно-техническом уровне или выше его и постоянно обновлять эту продукцию, сохраняя ее конкурентоспособность... не имея собственной научной базы, а лишь заимствуя зару­бежную технологию, нельзя выйти на передовые позиции на мировом рынке в самых современных отраслях».

В СССР станкостроение рассматривалось как приоритетная отрасль, и все было бы хорошо, если бы несколько десятилетий в Новой России не преобладало мнение, что воспроизводство средств производства в станкостроении можно решить закупками отдельных импортных станков отдельными предприятиями. Так было потеряно петер­бургское, да и российское станкостроение. С квалифицированными рабочими и ин­женерными кадрами также случилась незадача: советское профобразование ушло в прошлое, а новое российское на смену не заступило. Четверть века об этом говорили, констатировали 70 % износ оборудования, решали проблемы на отдельных предпри­ятиях, но общие проблемы станков и кадров только усугублялись.

25 лет отечественная промышленность существовала и существует в условиях высокой инфляции, диктата монополий, высокого уровня налогообложения, отсутствия дешевых длинных кредитов, дефицита квалифицированных кадров и т. д. Решать проблемы обновления основных фондов, а тем более строить новые силами одного предприятия не представляется возможным. Исключение составляют предприятия, входящие в госкорпорации, наделенные привилегией участия в федеральных целевых программах.

Современное отечественное станкостроение

Из моего личного опыта реализации программы импортозамещения: возникла необходимость закупить девять обрабатывающих центров: пять немецких, по одному из Италии, Чехии, Японии и России. Покупка импортных центров вынужденная, и на каждый импортный станок есть справка Минпрома об отсутствии отечественных аналогов. А итог закупки неутешительный: счет восемь к одному не в нашу пользу.

Введенные против нашей страны санкции и низкие цены на природные ресурсы поставили российскую промышленность перед необходимостью скорейшего решения задачи импортозамещения. В свою очередь, предприятия, способные производить высококачественную импортозамещающую продукцию, столкнулись с необходимостью быстрого расширения производства и все с той же проблемой закупки импортных станков...

В Санкт-Петербурге и ближайших регионах есть предприятия, уже имеющие закупленные за границей современные обрабатывающие комплексы, которые загружены в интересах своего собственного производства всего на 10-15 %. Оборудование простаивает, а «сосед» пытается взять неподъемный кредит и купить такое же оборудование для своего производства из-за отсутствия информации о наличии и возможностях загрузки комплекса у «соседа». В нынешних условиях одна из важных задач - создание информационной системы, содержащей перечень компетенций петербургских предприятий, а также предприятий ближайших регионов и стран Союзного Государства.

Несколько лет назад еще с Комитетом экономики и промышленной политики и Санкт-Петербургским политехническим университетом наш Союз создал единую систему мониторинга технологических компетенций (ЕСМТК). Был собран достаточный объем информации. Идея получила поддержку не только петербургского бизнес-сообщества, но и промышленников Республики Беларусь. Однако с течением времени из-за нехватки поддержки, сил и средств система перестала существовать. Считаю необходимым реанимировать ЕСМТК совместными усилиями КППиИ, Кластера машиностроения и Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Кроме того, необходим мониторинг востребованности новых компетенций для распространения передовых технологий на предприятиях машиностроения.

В этой связи исключительно важным становится применение новых композитных материалов, углепластиков, керамики. Объем мирового рынка композитных материалов составляет до 12 млн тонн в год, а доля таких материалов в мировом авиастроении достигает 15 %. В том числе в конструкции Airbus A350 и Boeing 787 - 50%, а в судостро­ении - 2-3%. В Санкт-Петербурге в конце 80-х гг. на базе отечественных разработок планировалось массовое освоение конструкционных изделий из углепластиков, была принята государственная программа по композитным материалам, на проспекте Энергетиков строился производственный комплекс площадью 40000 кв. м. Однако произошла «задержка» на два десятилетия...

В настоящее время изделия с заданным набором физико-механических свойств за счет варьирования состава термореактивной смолы и использования различных армирующих наполнителей изготавливаются и используются почти на 50 предприятиях нашего города. В ЗАО «Ховернетик» производятся суда на воздушной подушке с применением стеклопластика и углепластика взамен традиционных алюминиевых сплавов, стального листа и деревянных элементов, что существенно снижает трудоемкость изготовления, улучшает технические характеристики судна и удлиняет срок его эксплуатации. Такую технологию активно использует ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» при изготовлении корабельных корпусов и элементов палубных надстроек. Необходимо активизировать использование таких перспективных материалов во всех сферах производства техники.

Усилия российских промышленников, направленные на реорганизацию производства и увеличение объемов производимой продукции, необходимо поддерживать эффективной промышленной политикой государства.

Промышленная политика

С момента основания в 1990 году СПП СПб выступал за принятие внятной про­мышленной политики, высказывая свои предложения на всех уровнях. Наконец в 2008 году в Госдуме появился проект ФЗ «О промышленной политике», на основе которого в 2009 году эксперты СПП СПб подготовили проект соответствующего закона Санкт-Петербурга. Дальнейшая совместная работа с представителями ИОГВ города завершилась принятием Закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» (№ 221-47 от 08.06.2009). На основании этого закона при губернаторе был создан Промышленный совет, и диалог бизнеса и власти стал более внятным. Это был один из первых региональных законов о промышленной политике, в нем прописано положение об обязательном согласовании с Промышленным советом всех законопроектов и проектов подзаконных актов, которые ухудшают условия работы промышленных предприятий.

К сожалению, это положение выполняется не всегда, так, без согласования с бизнес-сообществом увеличили земельный налог с предприятий, ввели необходимость оформления паспортов фасадов зданий, находящихся на внутренних территориях предприятий, и т. д. Только личное вмешательство Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко позволило отменить паспортизацию фасадов, не вы­ходящих на «красную линию». Предлагаю впредь не принимать подобных постановлений без обсуждения с бизнес-сообществом, т. е. просто выполнять букву закона.

В Федеральном законе «О промышленной политике в РФ», вышедшем в самом конце 2014 года, обозначены новые инструменты поддержки, среди которых: создание фондов развития промышленности федерального и регионального уровня и провозглашение приоритета промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, поддержка отечественного производителя была законодательно за­креплена, дело за практической реализацией.

Фонды развития промышленности

Созданный в 2014 году федеральный Фонд развития промышленности представляет собой государственную компанию, занимающуюся поддержкой российских предприятий в форме предоставления льготных займов. Одна из основных задач компании - стимулирование импортозамещения. Следует отметить, что еще в 1995 году была создана аналогичная по задачам региональная структура - Санкт- Петербургский фонд поддержки промышленности. К сожалению, тогда не удалось реализовать эту хорошую идею. Видимо, тогда еще не настало время.

По данным официального отчета за 2015 г., федеральный Фонд развития про­мышленности поддержал 74 проекта на общую сумму 24,6 млрд руб., годовой бюджет Фонда составляет 20 млрд руб., из которых было выдано 19,99 млрд руб. Предприятия Северо-Западного федерального округа подали 114 заявок на 33,8 млрд руб. Положительные решения по финансированию были приняты по девяти проектам, представленным следующими предприятиям: ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш», ООО «Русское море - Аквакультура», ООО «Управляющая компания «РП-Групп», АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», АО «НПП «Дальняя Связь», ЗАО «Ладожский ДСК», ООО «Вириал», ООО «Герофарм», ООО «ЛЗГТ». Общая сумма кредитов составила 3,392 млрд руб.

В январе 2016 года заработал петербургский Фонд развития промышленности. СПП СПб принимает активное участие в работе Экспертного совета последнего. Проделана большая работа, на выходе подписание сразу нескольких кредитных договоров. Однако размер кредита в интервале 50-100 млн рублей может удовлетворить скорее малый и средний бизнес, чем крупные промышленные предприятия.

Для поддержки крупных предприятий требуется создать благоприятное экономическое пространство, в котором существуют комфортные условия кредитования со ставкой до 5 % и «длинными деньгами» на 7-10 лет. В вопросе кредитования надо ориентироваться на КНР. По заявлению, сделанному на Петербургском международном экономическом форуме господином Джеком Юн Ма, в КНР кредиты до $ 100 млн выдаются под 2 % годовых на 10-15 лет.

По моему мнению, в последнее время сложился механизм создания комфортных условий кредитования - это симбиоз ФЗ № 275 и Федеральных целевых программ, когда финансовые средства выдаются целевым назначением на решение конкретных задач, влияющих на экономику, развитие бизнеса и создание конкурентной бизнес-среды. Условия такого кредитования должны полностью исключать возможность потратить средства на другие цели. Такой подход исключит нецелевое использование и коррупцию.

Приоритет отечественной продукции при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Огромным резервом для развития отечественной промышленности является внутренний рынок, в том числе государственный заказ. Обострение международной обстановки и санкционные меры к развитию отечественной продукции привели к существенному увеличению гособоронзаказа. Оборонные предприятия, которые всегда применяли самые современные технологии из доступных, модернизируются и переоснащаются. Однако по мере достижения требуемого уровня обороноспособности страны гособоронзаказ будет уменьшаться. Со своей стороны, государственные закупки продукции гражданского назначения будут только возрастать. Реальный приоритет закупок отечественной продукции на государственные нужды даст возможность не только загрузить высвобождающиеся высокотехнологичные мощности оборонных предприятий, но и поднять производителей гражданской продукции на более высокий технологический уровень. Но для этого требуется соответствующий механизм правового регулирования госзакупок.

Существующий принцип покупки по наименьшей цене контракта часто приводит к плачевным результатам. Тендеры выигрывают фирмы, предлагающие демпинговые цены и не имеющие представления ни о реальной стоимости работы, ни о том, как ее выполнить. Далее обращаются к профессионалам, проигравшим в том же тендере, вот здесь и выясняется, к каким потерям для качества приводит демпинг. И это в лучшем случае, а в худшем - демпинговые цены предлагают в мошеннических целях: получить авансовый платеж и податься в бега. Об этом парадоксе говорится не первый год, но может оказаться, что не последний. В правилах проведения тендерного отбора должна быть полностью исключена коррупционная составляющая, а сам отбор должен проводиться только между профессиона­лами, имеющими соответствующий опыт и репутацию.

Какой «Российский промышленник» нам нужен

И в заключение о Форуме «Российский промышленник», в который из года в год Союз вкладывает столько сил. В развитых промышленных странах ни одна профессиональная выставка не состоится без согласования с соответствующей гильдией - общественным объединением предприятий отрасли. И это дает возможность объеди­нить усилия предприятий, профессионалов выставочного бизнеса и городских властей для создания выставочного мероприятия, работающего на положительный имидж города, где организуется мероприятие. Все знают, что Ганновер живет и развивается исключительно за счет своих всемирно известных выставок. Наш промышленный мегаполис заслуживает одной в год мощной многоотраслевой промышленной выставки, способной занять весь новый выставочный комплекс «ЭкспоФорум» и привлечь должное внимание международного промышленного сообщества. Название «Российский промышленник» и девиз - «Живет промышленность - живет Россия» вполне соответствует выставке такого масштаба.

Мы сегодня серьезно задумываемся над реформированием принципа построения Форума. Набирает темп новый способ профессиональной ориентации - WorldSkills.

WorldSkills International (WSI) - Международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 72 страны, с 2012 года Россия принята в члены организации. Основная деятельность WSI - организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей в возрасте до 22 лет. Раз в два года проходит мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который также называют «Олимпиадой для рабочих рук». Проект проведения первого национального чемпионата WorldSkills Russia был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) под председательством Президента России Владимира Путина в октябре 2011 года. В настоящее время это крупнейшее соревнование подобного рода в России. На чемпионате WorldSkills Intermtioml-2015 обновленная сборная России заняла 14-е общекомандное место и завоевала 6 медалей «За высшее мастерство». Кроме того, на очередном заседании Гене­ральной ассамблеи WSI местом проведения мирового первенства 2019 года была выбра­на Казань. С инициативой проведения регио­нальных соревнований по систем WorldSkills в рамках Международного форума «Россий­ский промышленник » выступил Кирилл Соловейчик - член бюро президиума СПП СПб, инициатива поддержана Союзом. Мероприятие такого уровня должно придать новый импульс развитию Форума.


СКАЧАТЬ журнал "Петербург Предлагает" >>>