МИНФИН ПРОТИВ РОССИЙСКОГО АУДИТА
Создаётся впечатление, что Минфин РФ намерился передать контроль за бизнес сообществом России в руки западных аудиторов, вопреки решениям, согласованным во время обсуждения с Экспертным советом Госдумы и Банком России планируемых изменений в Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности».
Проект Закона № 273179-7 о внесении изменений был внезапно 9 июля 2018 года снят с рассмотрения во втором чтении и перенесён на более поздний срок. И вот уже более полугода аудиторская общественность находится в полном неведении относительно своего будущего.
Недавно стало известно, что подготовленный Минфином ко второму чтению проект Закона поступил в Комитет по финансовому рынку ГосДумы, а представителям российского аудита удалось неофициально получить его текст. Является ли этот документ настоящим или нет, пока не ясно, но аудиторы активно его обсуждают.
Основные изменения, коснулись Статьи 17 «Саморегулируемая организация аудиторов», которой, как следует из её названия, предусмотрено существование только одной СРО, что противоречит целому ряду законодательных норм, в частности, Федеральному закону от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который направлен на недопущение монополистической деятельности и ограничения конкуренции.
Введение такой нормы законодательно закрепит доминирующее положение группы лиц (прежде всего, «большой четверки»: KPMG, PwC, Deloitte, EY) на рынке аудиторских услуг (ст. 5 Федерального Закона «О защите конкуренции»), приведет к экономической концентрации и монополизации рынка, существенно увеличит риски недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг, а также впрямую повлияет на национальную экономическую безопасность России.
Вышеуказанная норма законопроекта входит также в противоречие с п. 1 Поручения Президента РФ № Пр-2629 от 19 декабря 2015 года в части формирования условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов, в т. ч. на международных рынках аудиторских услуг. В истории нет ни одного примера, когда монополизм в той или иной сфере приводил к положительным результатам.
Очевидными последствиями создания единственной СРО аудиторов станет также резкое повышение стоимости аудиторские услуги, возрастание финансовой нагрузки на предпринимательское сообщество, ухудшение качества аудиторских услуг вследствие уменьшения конкуренции.
Наиболее приемлемым для сохранения конкуренции и соблюдения баланса интересов всех участников рынка представляется применение количественного критерия членства в СРО аудиторов: объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26 процентов от общего количества аудиторских организаций, что и было согласовано в ходе обсуждения Банком России с аудиторским сообществом.
Более года, с момента принятия законопроекта в первом чтении, аудиторский рынок, и так давно находящийся в стагнации, пребывает в состоянии неопределенности и продолжает ускоренно сокращаться. Из отрасли даже не уходят, а убегают квалифицированные кадры, приток новых специалистов минимальный.
Законопроект, в предложенной Минфином редакции, не соответствует принципам рыночной экономики, ведёт к существенному ухудшению положения бизнес сообщества, дискриминирует российский аудит и в целом противоречит национальным интересам Российской Федерации.
Председатель Комитета по аудиту и бухгалтерскому учету Cоюза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Член Экспертного совета при Комитете ГД по финансовому рынку А.П. Кузнецов