ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ: РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
31 декабря 2014 года вступил в действие Федеральный закон № 488 «О промышленной политике в РФ». В соответствии с этим законом Минпромторг России разрабатывает комплексную программу мероприятий по развитию научно-технологической и производственной базы РФ для обеспечения стабильного развития производства и сбыта продукции, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
И.И. Шикалов, советник генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга
31 декабря 2014 года вступил в действие Федеральный закон № 488 «О промышленной политике в РФ». В соответствии с этим законом Минпромторг России разрабатывает комплексную программу мероприятий по развитию научно-технологической и производственной базы РФ для обеспечения стабильного развития производства и сбыта продукции, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Закон был давно ожидаемым, поскольку вопросы промышленной политики, особенно в части координации действий исполнительных органов государственной власти и субъектов деятельности в сфере промышленности (терминология закона) и мер поддержки производительного сектора экономики, вызывают в производственной среде большой интерес. Представителей бизнеса прежде всего интересует создание и перспективы развития полноценных информационных платформ, финансовых и прочих мер поддержки различных направлений научно-технической и промышленной деятельности, особенно, как их реально получить. В свою очередь, создание и применение инновационной продукции невозможно без полноценной информации о том, кто над чем работает, и информации заказчиков и монополистов, чего им не хватает. Одним из важнейших инструментов реализации Минпромторгом России программ развития выступает Государственная Информационная Система Промышленности (далее - ГИСП) как единая электронная платформа, содержащая сведения о промышленных предприятиях РФ. Задача ГИСП - предоставление при осуществлении промышленной политики необходимой информации для решения задач, стоящих как перед исполнительными органами государственной власти на всех уровнях, так и перед промышленными предприятиями. Здесь же прописаны возможность и необходимость создания на базе ГИСП различных совместимых баз данных, как региональных информационных систем, так и прикладных сервисов в интересах всех сторон.
Одно из направлений развития ГИСП - каталогизация производимой в РФ промышленной продукции. Проект «Каталог продукции РФ» до февраля 2018 года являлся оператором Каталога импортозамещения Комитета по строительству, а с апреля 2018 года - по Соглашению уполномоченный представитель Фонда развития промышленности по формированию единых методик и правил размещения информации о производителях в Каталог продукции РФ. Команда проекта является также участником Рабочей группы по Региональному ГИСП.
Региональный ГИСП, по мнению оператора, - это единый информационный ресурс и объединенные верифицированные базы данных промышленных предприятий РФ и Таможенного союза, сведенные представителями исполнительных органов государственной власти, общественными и профессиональными сообществами для их продвижения и использования в государственных контрактах Санкт-Петербурга и РФ и инвестиционных проектах. В отличие от федерального ГИСП, региональные сегменты имеют продукцию в соответствии с принятыми едиными классификаторами и проверенным качеством, подтвержденным профессиональным экспертным сообществом.
Кроме того, Региональный ГИСП предоставляет производителям возможность:
- приоритетного использования продукции Регионального ГИСП в госзаказе СанктПетербурга; - систематизации производителей продукции СПб и СЗ региона;
- приведения в соответствие документации продукции для использования в городском заказе;
- создания системы мер поддержки и продвижения товара, в том числе и получения субсидий бюджетов СПб и РФ; - взаимодействия с заказчиками, экспертизой, проектными организациями и их объединениями, лабораториями проверки качества СПб;
- участия в разработке (при наличии товара в Региональном ГИСП) Территориальных сметных нормативов для использования в городском госзаказе; - взаимодействия с федеральными госзаказчиками и монополиями;
- общественного контроля применяемых товаров в госзаказе.
В 2018 году в Санкт-Петербурге с участием 8 профильных Комитетов и при координации Фонда развития промышленности была разработана и реализуется дорожная карта по формированию Регионального каталога промышленной продукции ГИСП.
Уже есть результаты:
- создан Региональный сегмент СПб в ГИСП;
- утверждены единые требования предоставления данных для Каталогов;
- предприятия, зарегистрированные в Каталоге, ведут свои каталоги через ГИСП;
- выработана единая методика общения государства с предприятиями;
- на платформу ГИСП переведена работа по составлению и корректировке тендерной документации в рамках работы Координационного совета по импортозамещению.
На платформе ГИСП размещены активные сервисы:
- Навигатор по мерам государственной поддержки. Меры поддержки и условия их получения разместили: Министерство промышленности и торговли, Фонд развития промышленности, субъекты РФ, Внешэкономбанк, Корпорация МСП, Фонд развития инновационного центра Сколково, Российский экспортный центр, Государственный региональный центр стандартизации, Фонд содействия инновациям;
- Проекты и планы импортозамещения в ГИСП. Здесь размещены 22 отраслевых плана импортозамещения и 301 региональный план по 71 региону, участниками программ импортозамещения являются 1243 предприятия, внесено 2566 проектов, из которых 926 уже реализуются, из них 454 - в нашем регионе;
- Атлас промышленности. На интерактивной карте «Атлас промышленности» представлены сведения о промышленных предприятиях, объектах транспортной инфраструктуры, моногородах, территориальных и индустриальных кластерах, технопарках, всего 21824 объекта. Здесь же можно получить сведения о поставщиках и производителях сырья, комплектующих и оборудования, а также статистические данные;
- Опросы и мнения промышленности «Активный промышленник». Создан конструктор опросов и сбора аналитических данных. Сервис предоставляет возможность предприятиям участвовать в опросах и видео-совещаниях, а также обеспечивает проведение анкетирования предприятий. В опросах уже приняли участие 991 предприятие, в том числе системообразующие предприятия, холдинги и интегрированные структуры;
- Система анализа закупок. Сервис предоставляет следующие возможности: обоснование начальной и максимальной цены контракта; анализ закупок конкретного Заказчика; анализ участия в торгах по исполнителям; проверка надежности контрагента; многокритериальный поиск текущих и прошедших закупок; подписка на уведомления по размещаемой закупке в разрезе кода ОКПД2, по заказчику, по ключевым словам;
- Витрина инвестиционных проектов. Возможности сервиса: поиск финансирования для проектов, поиск проектов для инвестирования. Участники-заявители - предприятия промышленности, участникиинвесторы - институты развития и частные инвесторы. На витрине опубликовано более 140 проектов из 18 регионов РФ по 4 отраслям;
- Финансовый супермаркет - единый маркетплейс для получения любых финансовых услуг для промышленных предприятий. Предоставляемые возможности: все финансовые инструменты в одном месте; открытая платформа для подключения провайдеров услуг. Участники - заявители: предприятия промышленности; участники - сервис-провайдеры: банки и иные финансово-кредитные организации, страховые компании, логистические компании, адвокатские конторы;
- Бенчмаркинг. Сервис помогает компаниям: сравнить текущие результаты деятельности с конкурентами, лучшими практиками и понять, как работают лидеры; выявить сильные и слабые факторы, определить, на какие показатели следует обратить особое внимание; определить направления снижения затрат и повышения эффективности в различных областях; создавать стратегические планы с учетом рыночной ситуации; - Размещение консолидированного заказа и субконтрактация: 4000 торгов ежедневно, 93 млрд рублей ежемесячно;
- Торговый каталог. Включает в себя товары, работы и услуги, уже 210 892 наименования, при этом карточки продукта содержат характеристики и потребительские свойства. Каталог позволяет найти продукцию для: осуществления закупки в электронном формате; планирования закупок, в том числе продукции, верифицированной отраслевыми ассоциациями; проверки продукта на соблюдение требований национальной системы стандартизации; анализа рыночной конъюнктуры; выбора комплектующих при проектировании изделий. Кроме того, каталог предполагает добавление продукции для: расширения рынков сбыта и поиска новых потребителей; оптимизации контрактных процедур и перевода их в электронный формат; получения подтверждения отраслевой ассоциации о качестве продукции.
Специально столь подробно остановился на описании возможностей платформы и ее сервисов, чтобы читатель понимал, что это не только полноценный информационный источник, это еще и мощный инструмент для решения целого ряда задач и вопросов, например, получения субсидий на свою деятельность из разных взаимодополняющих источников. Разумеется, получение финансирования на свою деятельность - процесс трудоемкий и весьма длительный, но надо этот путь хотя бы единожды пройти. Ведь крупные предприятия этим давно пользуются и решают, как минимум, часть своих производственных и маркетинговых проблем, в том числе и при организации экспорта.
Майский указ Президента России 2018 года ставит очень серьезные задачи в части достижения высокого инновационного уровня продукции, высокой конкурентоспособности и серьезного повышения экспорта не только для крупных предприятий, основы нашей промышленности, но и для средних и малых компаний, зачастую просто избегающих постановки перед собой таких сложных задач из-за разных причин, в том числе из-за отсутствия оборотных средств. ГИСП готов, как минимум, предоставить таким компаниям реальные возможности для дальнейшего развития.
ГИСП работает, развивается и выполняет свои функции, и эта работа продолжается!