Су-34 - универсал в титановой броне
«Российская Газета» №122(8770)
8 июня 2022 года
Су-34 - универсал в титановой броне
Современное бортовое радиоэлектронное оборудование Су-34 разработано и серийно производится ХК «Ленинец», позволяет обнаруживать как воздушные, так и наземные цели.
Минобороны опубликовало кадры боевых вылетов экипажей Су-34 по уничтожению объектов военной инфраструктуры ВСУ в ходе специальной военной операции. Сообщается, что экипажи оперативно-тактической авиации ВКС России продолжают выполнять боевые задачи по обнаружению и уничтожению воздушных и наземных целей противника, применяя широкий спектр ракетного и бомбового вооружения.
По словам представителей военного ведомства, в ходе выполнения боевых вылетов экипажи Су-34 применяют управляемые высокоточные ракеты Х-29 класса "воздух-поверхность", отличающиеся большой мощностью.
Сочетание скорости, более чем вдвое превышающей звуковую, тяжелой и прочной боевой части обеспечивают боеголовке высокую проникающую способность. Перед детонацией боевой части ракета способна пробить бетонную стену толщиной в один метр, укрытую тремя метрами грунта. При ударе по аэродромной взлетно-посадочной полосе она оставляет воронку диаметром 12-15 и глубиной около 6 метров.
«Двухместная кабина Су-34 окружена оболочкой из титановой брони толщиной 17 мм, масса броневой защиты - почти полторы тонны»
Су-34, вне всякого сомнения, самолет уникальный. Сопоставимых с ним по боевым и летно- техническим характеристикам нет ни в одной стране мира. В НАТО самолету присвоили очень точную для него кодификацию - Fullback, что в переводе значит - защитник.
Основные боевые задачи, в том числе бомбардировочные, Су-34 способен выполнять без сопровождения истребителями прикрытия. Вообще в нем удачно сочетаются возможности тяжелого истребителя, бомбардировщика и штурмовика. А еще Су-34 может работать и как разведчик, и как самолет радиоэлектронной борьбы.
Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков наряду с комфортной кабиной экипажа обеспечивают беспосадочный полет самолета продолжительностью до десяти часов без потери работоспособности экипажа.
Современное бортовое радиоэлектронное оборудование, разработанное и серийно производимое Холдинговой компанией «Ленинец», позволяет обнаруживать как воздушные, так и наземные цели.
Су-34 способен поражать наземные, надводные и воздушные цели, различные объекты инфраструктуры, даже прикрытые средствами ПВО и расположенные на значительных удалениях от аэродрома базирования. Может эффективно наносить удары в условиях противодействия противника, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с применением различных средств поражения.
Самолет имеет 12 точек подвески, на которых несет до восьми тонн различного вооружения, на нем также установлена 30 мм пушка ГШ-30-1. Экипаж - 2 человека. Максимальная скорость - 1900 км/час, дальность полета - 4000 км.
Су-34 отличается хорошей защитой экипажа. Двухместная кабина окружена оболочкой из титановой брони толщиной 17 мм. Масса броневой защиты - почти полторы тонны, что даже выше, чем у штурмовика Су-25.
Рассказывая об этом самолете, нельзя не упомянуть имена его создателей. Как вспоминают ветераны ОКБ им. П.О. Сухого, первоначальный проект появился под руководством конструктора Сергея Елистратова, и был буквально выпестован его бригадой проектировщиков. Но в полноценный боевой самолет он материализовался уже под руководством Роллана Мартиросова, который был настоящим творцом в области самолетостроения. Именно ему удалось разработать и воплотить в металле основные технические решения Су-34.
Первые два серийных Су-34 были переданы Военно-воздушным силам России в 2006 году. 20 марта 2014 года Су-34 был официально принят на вооружение. На самолете установлено 7 мировых рекордов, не побитых до настоящего времени. Сейчас это один из самых грозных самолетов ВКС и, стоит добавить, один из самых любимых.