09.11.2009 состоял пресс-тур на ОАО «РИРВ» и круглый стол «Перспективы применения ГЛОНАСС в городском хозяйстве»

 

СМИ о пресс-туре

Фоторепортаж 

Пост-релиз

Четвертый пресс-тур, проходящий в рамках юбилейного проекта «К 20-летию Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга»,  представил ОАО «Российский институт радионавигации и времени», деятельность которого вот уже почти полвека связана с созданием систем радионавигации и систем единого времени высокой точности. В настоящее время Институт принимает активное участие в формировании федеральной политики координатно-временного и навигационного обеспечения. ОАО «РИРВ» является одним из основных создателей космической навигационной системы ГЛОНАСС и навигационной аппаратуры. Кроме того, Институт является главным исполнителем разработок целого ряда оборонительных систем, в том числе космического базирования.

Программу пресс-тура открыл генеральный директор ОАО «РИРВ» Сергей Александрович Белов. Затем  для журналистов и делегации СПП СПб  была проведена презентация ОАО «Российский институт радионавигации и времени». Далее состоялись экскурсия в музей истории Института и  посещение лабораторий и производственных  отделов ОАО «РИРВ». С работой отделов и продукцией предприятия журналистов знакомили: Безэховая камера -  Фарид Ибрагимович Нагаев, начальник лаборатории антенных устройств спутниковых навигационных систем. Отдел конструирования р.а. -   Виталий Николаевич Корулин,  начальник лаборатории конструирования средств координатно-временного обеспечения. Производство -   Константин Михайлович Корнейчук, начальник производственного отделения.

В завершении программы состоялся круглый стол, посвященный перспективам применения Глобальной системы навигации в городском хозяйстве.

Состав участников круглого стола:

- Михаил Александрович Лобин, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, первый вице-президент Ассоциации предприятий радиоэлектронной промышленности Санкт-Петербурга;

- Михаил Алексеевич Кузьмичев, главный специалист отдела оборонно-промышленного комплекса Управления промышленности Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга;

- Борис Валентинович Шебшаевич, первый заместитель генерального директора - директор по исследованиям и разработкам ОАО «РИРВ»;

- Андрей Ильгизарович Кабиров, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ОАО «РИРВ»;

- Олег Дмитриевич Осипов,  главный инженер - директор по производству ОАО «РИРВ»;

- Леонид Яковлевич Белов, начальник 2374 ВП МО РФ.

Михаил Лобин отметил, что главным стимулом для развития отечественной промышленности в лице предприятий, готовых представить конкурентоспособную продукцию,  является повышение внутреннего спроса.  Также он подчеркнул, что стандарты качества задаются именно крупной промышленностью, которая дает возможность развиваться среднему и малому бизнесу. Но дорогостоящие и долгосрочные  затраты на НИОКР  сегодня не могут позволить себе даже самые мощные российские компании. Поэтому государство должно стимулировать рост внутреннего спроса и активно  осуществлять поддержку научно-исследовательских разработок.

Михаил Кузьмичев указал, что в настоящее время кроме выполнения оборонного заказа, предприятия военно-промышленного комплекса участвуют в  реализации важных задач, стоящих перед городским хозяйством. Так современные разработки ОАО «РИРВ», во многом базирующиеся на потенциале, достигнутом в советский период, востребованы в здравоохранении, коммунально-жилищном хозяйстве, строительстве, транспорте,  энергетике и других сугубо гражданских направлениях.  Соответственно различные комитеты правительства Санкт-Петербурга являются заказчиками  ОАО «РИРВ». В этом случае госзаказ позволяет скоординировать задачи - сформулировать достаточные требования к аппаратуре, зачастую мене строгие, чем, например,  в космической отрасли.

Андрей Кабиров сообщил о том, что  для  МВД РФ  Институт уже поставил более 2,5 тысяч навигационных систем, которыми оснащаются автомобили ГИБДД, МЧС и других ведомственных служб. Для нужд городского транспорта в этом году Институт поставил 600 устройств спутниковой навигации, стоимостью порядка 15-17 тыс. рублей каждый. До конца года планируется изготовить еще 400 комплектов, позволяющих контролировать работу общественного  транспорта.

Кроме того Кабиров рассказал о  новых разработках Института, которые только планируются к внедрению городскими службами. Это  системы для оснащение машин «скорой помощи» не просто отслеживающие их передвижения, но и обладающие дополнительными опциями, базирующимися на возможностях мобильного Интернета.  Также Институтом разрабатывается вариант навигационного комплекса, который сможет решать специфические задачи, связанные с вывозом мусора и борьбой с незаконными свалками. Система должна будет определять вес вывозимого мусора, отслеживать маршрут  спецтранспорта для исключения «левых» рейсов,  фиксировать момент сброса груза.

Кабиров отметил, что большие возможности для контроля за инженерными сетями, состоянием и положением высотных зданий, мостов и других городских объектов Санкт-Петербурга предоставляют   базовые станций спутниковой геодезической системы. 14 таких станций, изготовленных ОАО «РИРВ» для ГУП «Водоканал»,   охватывают территорию всего  города, а электронная база данных содержит координаты всех подземных водопроводных и канализационных труб. Эта система позволяет аварийным службам Водоканала с точностью до сантиметра определять место прорыва и при его ликвидации не повредить соседние инженерные коммуникации.  На основе этих станций при заинтересованности других ведомств Петербурга можно развивать глобальную систему контроля за объектами городского хозяйства.

Олег Осипов представил модель навигатора для рядовых автомобилистов, производство которого начнется в 2010 году. Стоимость прибора,  составит около 12 тыс. рублей, что превышает цену импортных аналогов. Однако прибор предлагает более высокий уровень сервиса.  Как и устройства для общественного транспорта,  навигатор будет работать в двух системах - ГЛОНАСС и GPS. Как пояснил Осипов,  в своих разработках Институт старается реализовывать принципы взаимодополняемости, целостности и доступности.

Борис Шебшаевич  добавил, что чем больше спутников, сигналы с которых принимает прибор - тем устойчивее его работа, особенно в условиях города. Но, в целях независимости функционирования важнейших систем страны, Россия, как и Китай, Индия и другие государства, стремится  создать автономную  систему навигации.  Эта задача Россией будет решена в 2010 году  с выводом на орбиту уже готовых к запуску 6 спутников ГЛОНАСС. Тогда их число достигнет 24, что обеспечит необходимое 4-х кратное покрытие сигналом всей поверхности  Земли.