26 октября 2022 года Александр Беглов представил депутатам ЗАКСа проект бюджета Санкт‑Петербурга на 2023 год

Дата: 
27/10/2022 10:51

Губернатор Александр Беглов представил депутатам Законодательного Собрания проект бюджета Санкт‑Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Уважаемый Александр Николаевич!

Уважаемые депутаты!

Представляю проект бюджета Санкт‑Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Сегодня наш город, как и вся страна, нацелен на решение первоочередной государственной задачи.

Под руководством Президента мы защищаем большую историческую Россию. Включая регионы, которые вернулись на Родину. Донецкую и Луганскую народные республики. Херсонскую и Запорожскую области.

Неделю назад Президент подписал Указ о наделении дополнительными полномочиями руководителей российских регионов. И утвердил перечень поручений по оказанию поддержки участникам Специальной военной операции и членам их семей.

Указом Президента на территории Петербурга введён режим базовой готовности, в рамках которого главе региона передан ряд полномочий.

В первую очередь - принимать решения с учетом текущей ситуации и рисков, которые могут возникнуть в городе.

Для реализации мер, предусмотренных Указом, в Петербурге создан оперативный штаб. В него вошли члены правительства, представители вооружённых сил, всех силовых структур, Законодательного Собрания.

Особое внимание уделяется общественной безопасности, охране объектов, обеспечивающих жизнедеятельность города, а также всемерная помощь нашим вооруженным силам.

Особую значимость приобретает сейчас четкая работа оборонно-промышленного комплекса и всей городской экономики. При этом важно сохранить темпы устойчивого развития мегаполиса.

Все имеющиеся у Санкт‑Петербурга возможности будут направлены на достижение этих целей. Рассчитываю на вашу поддержку.

Мы приняли ряд оперативных мер социальной поддержки военнослужащих, которые отправляются в зону Специальной военной операции. А также их семей. В первую очередь - детей.

Обеспечиваем школьников и студентов колледжей бесплатным питанием и проездом в общественном транспорте.

Семьи участников специальной военной операции получили право первоочередного приёма в детские сады и школы.

Освобождаем их от родительской платы за дошкольные учреждения.

Предоставляем за счёт городского бюджета путевки в оздоровительные лагеря.

Петербуржцам, вставшим в строй в рамках частичной мобилизации, помимо довольствия, установленного поручениями Президента, введена единовременная выплата - 100 тысяч рублей из городского бюджета. Для добровольцев - 300 тысяч. 

Город оказывает содействие в приобретении дополнительной экипировки для наших бойцов. В приоритете - петербургские производители.

Члены правительства, многие депутаты Законодательного Собрания были в войсковых частях, оказывали соответствующую поддержку, за что вам огромное спасибо. 

Районные власти получили поручение - дойти до каждой семьи мобилизованного, чтобы близким родственникам были предоставлены все меры социальной помощи и поддержки.

Городские службы уже начали эту работу. Оформляются новые программы социального сопровождения. Организуется оказание материальной, психологической, юридической и других видов помощи.

Петербург всегда был городом высоких социальных стандартов. И останется таким в дальнейшем.

Сегодня у нашего города достаточно бюджетных возможностей для выполнения всех социальных обязательств.

По итогам 10 месяцев этого года продолжается рост доходов из всех основных источников. Это результат работы Правительства города по расширению доходной базы, привлечению новых крупных инвесторов и средств федерального центра.

Важную роль сыграла наша с вами совместная работа и меры поддержки, принятые во время пандемии. А в последние месяцы - меры в ответ на экономическую блокаду.

Запас прочности, который мы вместе с вами заложили за три предыдущих года, позволяет в сегодняшних непростых условиях, не снижая качества жизни петербуржцев, отвечать на новые вызовы.

Структура бюджета, как главного финансового инструмента управления Петербургом, нацелена на решение следующих задач:

  • мы укрепляем экономическую стабильность города,
  • сохраняем возможности для развития
  • обеспечиваем все социальные гарантии для петербуржцев
  • выполняем возложенные Президентом задачи по обеспечению улучшения качества жизни наших горожан.

Основные параметры бюджета на 2023 год:

Доходная часть - 1 триллион 57 миллиардов рублей.

Расходная часть - 1 триллион 170 миллиардов рублей.

Сегодня на рассмотрении Законодательного собрания находится также проект закона о корректировке бюджета на 2022 год. Доходы сверх плана составят почти 217 млрд рублей. По сравнению с 2021-м годом они увеличатся на 265 млрд рублей. Или на 31,4%. Для Петербурга это - самые высокие темпы роста за последние 16 лет.

В утверждённом трёхлетнем бюджете доходы городской казны в 2024 году должны превысить 1 трлн рублей. Эту задачу мы поставили перед собой ещё четыре года тому назад. И тогда многие не верили в успех наших проектов. Но сегодня это произошло. И город перешагнул отметку в триллион уже в этом году - на 2 года раньше запланированного срока.

Вместе с тем важно понимать, что сегодня наша страна отвечает на глобальные вызовы. И новые обстоятельства будут влиять на динамику доходов города.

Существуют риски снижения деловой активности и платежеспособного спроса, что может отразиться на прибыли предприятий.

Сохраняется неопределённость в работе крупных предприятий с иностранным капиталом.

Происходят изменения в федеральном законодательстве, которые также сказываются на параметрах городского бюджета.

В 2023 году отменяется институт консолидированных налогоплательщиков. Одновременно вводится Минфином новый порядок распределения налога на прибыль организаций - бывших участников КГН, который невыгоден нашему городу.

У нас были консультации в Государственной Думе, Совете Федерации по этому поводу, были непростые разговоры в Министерстве финансов. Но я хотел бы поблагодарить Председателя Совета Федерации Валентину Ивановну Матвиенко за активную защиту интересов Петербурга в этом вопросе. Наши аргументы были услышаны. Мы не полностью решили все эти вопросы, но отчисления по налогу на прибыль крупных корпораций в бюджет Петербурга снизятся. Но потери будут гораздо меньше, чем предлагалось изначально.

С учетом перечисленных вызовов доходы в 2023-м году мы уже запланировали с небольшим сокращением.

Собственные доходы города ожидаются в объеме 1 трлн 18 млрд рублей.

Задача-минимум на 2023 год - удержать высоту в 1 трлн рублей. А в 2024 и 2025 годах добиться роста доходов.

Расходы Петербурга в период 2023-2025 годов запланированы в объеме 3 трлн 600 млрд рублей. Это на триллион - то есть почти на треть - выше, чем освоение бюджета с 2019 по 2021 годы.

Большая часть дополнительных средств будет направлена на развитие города. Осенью 2019 года мы брали на себя обязательства - преодолеть планку бюджета развития в 15%. В предыдущие годы мы справились с этой задачей, несмотря на пандемию и санкции. В следующем году проект бюджета отводит на развитие 26% от всех расходов.

За три года - почти 868 млрд рублей. Это больше размера городского бюджета прошлого года, который будет направлен, подчёркиваю, исключительно на цели развития.

Нельзя все деньги проедать, нужно направлять их на развитие города. Тогда будем получать и дополнительные доходы, и город тоже будет развиваться.

В проекте бюджета объём расходов за счёт федеральных средств составляет 93,5 млрд рублей. В 2023 году - 37 млрд 900 млн.

Софинансирование за счёт федерального бюджета будет идти по таким направлениям, как горячее питание для начальной школы, доплаты за классное руководство, развитие дорожной инфраструктуры и ряд других направлений.

На реализацию национальных проектов в Петербурге предусмотрено на три года 92 млрд 800 млн рублей.

Долговая политика Санкт‑Петербурга на плановый период надежно обеспечивает сбалансированность бюджета, дает нам высокую степень устойчивости и возможность оперативно реагировать на изменение экономической ситуации. Будем выбирать оптимальные по форме и срокам варианты привлечения сторонних средств.

Уважаемые депутаты!

Несмотря на давление негативных факторов, мы продолжаем развивать Петербург в соответствии со стратегией четырех направлений.

Мы приняли эту стратегию осенью 2018 года и с тех пор последовательно ее реализуем. И она дает соответствующие результаты.

2022-й год мы начали со старта сразу нескольких важнейших для города реформ. Все они направлены на улучшение качества городской среды. Это транспортная реформа, реформирование ЖКХ, обращение с отходами. Помимо этого, мы продолжаем опережающими темпами строить социальные объекты, работать над генпланом города, образованием, здравоохранением.

Каждая из реформ в отдельности - серьёзный вызов для города. Мы знаем по опыту других регионов и стран, как непросто всегда проходят такие структурные изменения. Нам из-за пандемии все реформы пришлось начинать практически одновременно. Но несмотря на все трудности, уже сейчас закладывается качественно новая структура каждой из реформируемых отраслей.

На развитие транспортной отрасли в следующем году отводится 23,1% средств. Это максимальная доля в структуре расходов города.

Поручения по развитию Санкт‑Петербургского транспортного узла в сентябре прошлого года дал лично Президент. На основании этих поручений были приняты финансовые, юридические и управленческие решения по нашим ключевым проектам:

- Широтной магистрали скоростного движения

- транспортным развязкам и крупным дорожным объектам

- строительству метрополитена и скоростного трамвая Купчино - Шушары - Славянка.

В рамках корректировки бюджета мы нарастили финансирование крупных проектов, которых ждут петербуржцы. Это позволит в 2023 году открыть развязку ЗСД в районе Шкиперского протока; в 2024 году достроить Московско-Дунайскую развязку. В 2024 году - ввести Витебскую развязку. И таким образом, завершить первый этап создания Широтной магистрали скоростного движения.

В 2022 году заложили основу для старта второго этапа Широтной магистрали. Выделили 19 млрд 600 млн рублей на подготовку территории под строительство следующего участка между Витебским и Союзным проспектами.

По 30 млрд рублей ежегодно заложили на строительство метро. Это минимум, который будем увеличивать по мере наращивания Метростроем темпов производства работ. К сожалению, еще не до конца решили проблему со старым Метростроем, идут судебные разбирательства. Это мешает нашей работе, но уверен, в ближайшее время мы с этими вопросами справимся.

Ключевые дорожные объекты, которые будут введены в течение двух следующих лет, также обеспечены финансированием. Среди них: Шуваловский проспект от Камышовой до Планерной улицы, Южная улица, Цимбалинский путепровод, Петрозаводское шоссе, а также второй этап Приморского шоссе с подключением делового квартала «Лахта-Центр». Эта стройка идет с опережением графика. Рабочее движение откроем в ближайшие месяцы. 

Впервые нам удалось на трёхлетний период предусмотреть 62 млрд рублей на ремонт автомобильных дорог, мостов и набережных. Обновим 1161 объект улично-дорожной сети. 12 млрд рублей направляем на ремонт трамвайных путей.

Продолжаем реализацию новой модели транспортного обслуживания населения. Напомню, что за последнее десятилетие в новые микрорайоны переселились больше миллиона петербуржцев. Как и строительство социальных объектов, транспортная доступность новостроек запаздывала.

Сейчас город сформировал новую маршрутную сеть, создал единую систему перевозок. И проводит крупнейшее в своей истории обновление подвижного состава общественного транспорта.

В 2022 году основной акцент был сделан на закупки современных автобусов. В результате на улицы города выйдет в общей сложности 3 290 новых машин. Они приобретаются как частными перевозчиками в рамках госконтракта, так и из городского бюджета напрямую.

В течение трёх следующих лет направим 42 млрд рублей на замену наземного электротранспорта. Приобретаем: 309 новых трамваев, 111 троллейбусов.

В этом году начались поставки современных вагонов петербургскому метрополитену. С 2023 по 2025 годы наша подземка получит 240 вагонов - за счёт средств городского бюджета и Фонда национального благосостояния. По 10 составов ежегодно - на 11 млрд рублей. Те поручения, которые были даны Правительству Российской Федерации президентом, выполняются. 

Ключевая задача транспортной реформы - сделать перевозки социальными. Чтобы они были удобными, с возможностью пересадок внутри оплаченного маршрута. Безопасными. С гибкими комфортными тарифами.

Конечная цель - перейти на единую систему перевозок. С едиными проездными билетами и льготами. С электронной системой оплаты. Оплата проезда в городскую казну, а не частникам, позволит использовать эти средства на дальнейшее развитие транспортной системы.

Начиная с 2019 года, мы ведём комплексное благоустройство общественных территорий и мест массового отдыха. В текущем году на эти цели потратим 4 млрд рублей. За три следующих года - почти 30 млрд: по 10 млрд ежегодно.

14 млрд 400 млн рублей запланированы в трехлетнем бюджете на содержание и восстановление зеленых насаждений. Еще 850 млн - на закупку техники для ухода за парками и скверами, что в четыре раза превышает аналогичные расходы за предыдущий трехлетний период.

Будет продолжена программа «Светлый город» - заменим за три года 88 тысяч светильников на светодиодные. Предусматриваем на это 2 млрд 700 млн рублей.

Все проекты благоустройства обсуждаем с гражданами - сегодня разнообразные механизмы соучастия горожан становятся нормой для Петербурга.

Рассчитываем к 2024 году на 30% повысить индекс качества городской среды.

После снежных аномалий минувшей зимы возвращаем под максимальный государственный контроль важнейшую сферу городского хозяйства - уборку.

Первыми на новую систему переведем районы. Для содержания внутриквартальных территорий предоставим им на три года 15,2 млрд рублей. Из этой суммы на 4 млрд 300 млн рублей в текущем году уже закуплены 1160 единиц уборочной техники. В следующем году для выполнения районными жилищными агентствами новых функций по уборке запланировали 10 млрд 900 млн рублей.

Вторым этапом на прямое государственное регулирование начнут переходить дорожные службы. Для обновления парка их оборудования в проекте трехлетнего бюджета предусмотрены 13 млрд 400 млн рублей. Сможем приобрести 1022 единицы уборочной техники. Снизить зависимость от импорта и других поставщиков. И обеспечить качественную уборку проезжей части в нормативные сроки.

Помимо масштабных закупок новой техники, город берет на себя организационные расходы по формированию штатов новых государственных учреждений.

Реформирование отрасли ЖКХ - процесс непростой. В нем задействовано большое количество подрядчиков. У многих из них заключены с городом «длинные» договоры. Поэтому мы рассчитываем, что полноценный переход на новые рельсы произойдёт в течение 2-2,5 лет.

Проектом бюджета Санкт‑Петербурга на 2023-2025 годы предусмотрены средства на капитальный ремонт в многоквартирных домах - по 6 млрд рублей ежегодно. Отремонтируем 3600 лифтов.

Уважаемые коллеги!

Год назад мы с вами задали новый уровень бюджетного финансирования жилищной политики Петербурга. Ежегодные расходы на решение квартирного вопроса очередников были увеличены в полтора раза. Считаем необходимым сохранить объем государственной поддержки в этой сфере - на уровне 97 млрд рублей на три года. Это даст нам возможность полностью закрыть долги по субсидиям перед очередниками, в том числе многодетными семьями, семьями с детьми-инвалидами.

2,8 тысяч многодетных семей получат субсидии в размере 21 млрд 600 млн рублей, что позволит уже со следующего года оказывать им содействие в год обращения. В таком же объёме - 21 млрд 600 млн рублей - выплаты и беспроцентные займы получат 7 тысяч молодых семей. Семьям с детьми-инвалидами социальные выплаты предусмотрены в объеме 1 млрд 200 млн рублей. С 2024 года они тоже будут получать содействие в год обращения.

Петербург сохранит заданную планку и по объемам закупок жилья для детей-сирот. Направим на это 11,5 млрд рублей за три года.

Продолжим помогать жителям коммунальных квартир, достигшим согласия о расселении. На эти цели предусмотрено 7 млрд 600 млн рублей для 3 тысяч семей.

Строительный комплекс Петербурга за минувшие три года полностью обновил городские стандарты - как в работе с жилыми объектами, так и с социальными.

Сейчас мы должны выйти на новый качественный уровень развития города - завершить работу над Генеральным планом Петербурга.

Для нашего города с его сложной географией, историческими и архитектурными особенностями это крайне ответственная и непростая задача.

Больше 11 тысяч заявок подано на комиссию по внесению изменений в Генплан. Чтобы рассмотреть каждую из них, предстоит огромная работа.

Социальные объекты город продолжает строить рекордными темпами. На протяжении последних трех лет они остаются самыми высокими в истории Петербурга.

Когда мы начинали эту программу, в городе был дефицит - 100 школ и 200 детских садов. При этом количество детей в Петербурге увеличивается ежегодно более чем на 20 тысяч. С 2019 по 2022 год в Петербурге введено в строй 44 школы, 127 детских садов. До конца 2025 года планируем построить, приобрести и получить на безвозмездной основе еще 168 образовательных учреждений: 62 школы, 106 детских садов.

При этом прошу обратить внимание на график: в 2023 и 2024 годах мы выходим на удвоение темпов ввода школ, даже по сравнению с масштабами последних трёх лет. 48 новых школьных зданий будет введено за два ближайших года. А в 2025 году ввод новых объектов снижается. Причина проста - к этому времени мы полностью закроем накопленный дефицит и перейдем к плановой работе. То есть будем строить ровно столько социальных объектов, сколько требуется при возведении новых кварталов.

Хочу напомнить: три года назад в городе было две острейших проблемы: обманутые дольщики и дефицит социальных объектов.

Сегодня проблема дольщиков практически решена. Хотя в 2019 году нам досталось непростое наследство: площадь проблемного жилья в Петербурге составляла порядка 1 млн кв. метров.

Мы нашли новых инвесторов. Подобрали механизмы компенсации затрат на завершение чужой работы, прогнали жуликов. С этой проблемой мы справились, вопрос практически закрыли.

Ликвидация дефицита мест в школах и детских садах тоже на финишной прямой.

Точно также уйдут в прошлое и проблемы, которые мы решаем сегодня: реформирование транспортной системы, уборки города, переработки бытовых отходов.

Да, появятся какие-то другие вопросы, другие проблемы. Уверен, вместе мы с ними справимся.

Важным разделом стратегического направления «Комфортный город» остается экология. Мы в 2,6 раза нарастим объемы закупки природоохранной техники - до 1,5 млрд рублей. Профинансируем обеспечение экологической безопасности акваторий и модернизацию природоохранного флота. За 3 года обновим 25 автоматических станций контроля воздуха.

Продолжим реформу по обращению с отходами. Напомню, что ее основная задача - утилизация мусора. На протяжении многих лет городские подрядчики ограничивались только вывозом отходов. Строить заводы по переработке никто не собирался - дорого и хлопотно.

Мы начали чистить город - во всех смыслах. И от мусора, и от недобросовестных подрядчиков. Уже сегодня фиксируем, что несанкционированных свалок стало меньше.

Следующий шаг - раздельный сбор и эффективная переработка. Строительство пяти заводов по переработке отходов совместно с Ленинградской областью.

Планируем в следующем году обнулить ставку налога на прибыль для региональных операторов. Это позволит высвободить ресурсы и направить их на дальнейшее внедрение эффективной и безопасной системы обращения с отходами.

Для строительства мусороперерабатывающих заводов прорабатываем варианты финансирования. Определимся с этим вопросом ко второму чтению проекта бюджета.

На стратегическом направлении «Социальный город» самая крупная доля расходов сохраняется за образованием - 20,3%. За три года финансирование отрасли составит 727 млрд рублей. Из них 237 млрд - в следующем году.

Такой внушительный объём средств связан не только с тем, что образование - самая масштабная сеть. Как говорит Президент - «каркас страны». Но и с ростом инвестиций в систему образования.

23 млрд рублей запланированы на масштабное обновление материально-технической базы отрасли. 9 млрд 400 млн рублей предназначены на программу капитального ремонта образовательных учреждений. Свыше миллиарда будет выделено на ремонт и оснащение школьных стадионов. Всего с 2022 по 2024 годы стадионы обновятся на 30%.

1,5 года назад мы начали большую модернизацию школьного образования. Для технологического суверенитета нашей стране нужны прорывные инженеры и конструкторы. Но не менее нам нужны «золотые руки» современных рабочих и технических специалистов. Мы приступили к оснащению школ высокотехнологичным оборудованием, чтобы уже за партой дети могли заниматься наукой, исследованиями, проектной деятельностью.

Сегодня 95 школ города оснащены самыми современными лабораториями, где под руководством вузовских профессоров и мастеров производственного обучения дети могут получить не только новые знания и навыки, но и первую профессию. В связи с высокой востребованностью выделили на эти цели дополнительно 1 млрд рублей уже в этом году. В течение следующих трёх лет запланировали ещё 3 млрд рублей. Это позволит включить в опережающую подготовку кадров для новой экономики ещё 198 школ.

По поручению Президента обеспечиваем всю начальную школу бесплатными завтраками. А в соответствии с нашим городским социальным кодексом бесплатное питание получают льготные категории ребят всех возрастов. На эти цели на трехлетний период предусмотрено 23 миллиарда рублей.

Эти меры позволяют нам обеспечивать льготным питанием: 56% петербургских школьников и 26% студентов колледжей.

Начиная с 2023 года стоимость питания будет различаться - в зависимости от возраста детей и калорийности блюд, что позволит обеспечить соответствующие запросы по возрастным группам. Продолжим работу по обновлению пищеблоков в образовательных организациях - на сумму 2 млрд рублей.

На поддержку здоровья детей нацелены также субсидии по путёвкам в лагеря во время школьных каникул. На организацию отдыха и оздоровления детей в трехлетнем бюджете предусмотрено 9 млрд 700 млн рублей.

Расходы на школьную культурно-познавательную программу «Театральный урок в Мариинском театре» увеличены в 3,5 раза - за счёт роста количества детей, которые принимают в нём участие.

На протяжении двух последних лет развитие здравоохранения было нашим безусловным приоритетом.

В ближайшие три года на финансирование городской системы здравоохранения запланировано 511 млрд рублей. С учетом бюджета Территориального фонда ОМС общие затраты превысят 900 млрд рублей.

Пик пандемии коронавируса пройден. Но мы сохраняем финансирование отрасли на высоком уровне. 76 млрд 700 млн рублей пойдут на строительство и оснащение 16 новых объектов. До конца 2025 года планируем ввести 5 поликлиник, 5 подстанций скорой помощи, высокотехнологичный корпус больницы № 15 и другие учреждения здравоохранения.

Четвертый год совместно с федеральным центром реализуем проект «Модернизация первичного звена». До конца 2025 года на продолжение проекта будут выделены 9,5 млрд рублей, в том числе 5,5 млрд рублей - за счет федерального бюджета. Обновим 81 городскую поликлинику.

15 млрд рублей Петербург направит на развитие материально-технической базы медицины. Из них 6 млрд 300 млн - на приобретение оборудования. Новую технику получат 160 учреждений - более 60% от всего государственного здравоохранения города.

В бюджете 2023 года расходы на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан увеличены на 15% - до 22 млрд рублей. Трехлетний бюджет на лекарства составит 56 млрд рублей.

Чтобы своевременно и качественно оказывать медицинскую помощь, продолжим обновление автопарка «Скорой помощи». На эти цели предусмотрены средства в сумме 2 млрд 900 млн рублей. В 2023 году планируем закупить 72 автомобиля.

Уважаемые депутаты!

Президент России поставил перед всеми регионами задачу «принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения».

Система социальной защиты Санкт‑Петербурга - одна из самых эффективных в стране: разными мерами поддержки у нас охвачены более 2 млн жителей.

В трехлетней перспективе социальная сфера получит 387 млрд рублей. Из них 123 млрд в 2023 году. Рост расходов - 15%. Только на прямые денежные выплаты льготникам предусмотрено 230 млрд рублей. Все выплаты с 1 января 2023 года будут проиндексированы на уровень инфляции.

Ко второму чтению предложим Законодательному собранию сделать подарок нашим блокадникам. Предусмотреть средства на единовременную выплату к 80-летию прорыва блокады Ленинграда в январе 2023 года. Уверен, что вы поддержите.

Больше трети всех городских мер поддержки адресованы детям и семьям с детьми. 14 млрд - на ежемесячную выплату при рождении первого ребенка и до трех лет. 17 млрд рублей - на ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет. 20,5 млрд рублей - на ежемесячные выплаты на детей от 8 до 17 лет.

Одной из наиболее масштабных мер социальной поддержки горожан остается сдерживание роста тарифов. Мы взяли этот курс 4 года назад и неуклонно его придерживаемся. Хочу поблагодарить вас за то, что в этом вопросе поддерживаете правительство Санкт‑Петербурга.

С 2023 по 2025 годы город предусматривает 290 млрд рублей - на субсидии за перевозку пассажиров городским общественным транспортом. Ещё 72 млрд предназначены на компенсацию выпадающих доходов поставщикам коммунальных услуг. Эти меры позволят петербуржцам экономить до 35% от экономически обоснованного тарифа за жилищно-коммунальные услуги. И порядка 50% - от себестоимости проезда в общественном транспорте.

Правительство Петербурга увеличит ассигнования негосударственным поставщикам социальных услуг. В течение трёх лет на компенсацию их расходов направим 7,5 млрд рублей.

На развитие инфраструктуры социальной поддержки запланировано более 11 млрд рублей - город получит 7 новых объектов.

На развитие физической культуры и спорта в проекте трехлетнего бюджета предусмотрено более 70 млрд рублей. 68 учреждений Петербурга получат 46 млрд 400 млн рублей на подготовку спортивного резерва. Завершаем переход спортшкол на работу по федеральным стандартам.  Выделяем на эти цели 2,5 млрд рублей.

Важнейшей задачей остается вовлечение всех категорий горожан в регулярные занятия физической культурой. Для этого в проекте бюджета предусматриваются средства на массовые спортивные мероприятия, а также на восстановление внутридворовых спортивных площадок. Здесь я надеюсь на работу депутатов местного самоуправления.

Капиталовложения в развитие физкультуры и спорта в рамах АИП составят 9 млрд рублей. Запланирован ввод 8 объектов.

На стратегическом направлении «Умный город» Правительство Петербурга продолжит создание новых высокооплачиваемых рабочих мест и внедрение перспективных технологий.

Устойчивость рынка труда - одно из базовых условий развития города. Минимальную заработную плату мы подняли с уровня 21 500 рублей до уровня 23 500 рублей. Соответствующие соглашение подписали с Ленинградской Федерацией профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей Санкт‑Петербурга. В нашем городе этот показатель - один из самых высоких в стране. Он превышает прожиточный минимум почти в 1,5 раза.

Ещё весной, когда против России были введены агрессивные санкции, установили постоянный контроль за состоянием рынка труда. В целом, ситуация с занятостью в Петербурге остается спокойной. Город практически вернулся к допандемийному уровню безработицы. Он составляет 1,7%.

Этого удалось добиться, в том числе, благодаря ряду существенных мер по поддержке бизнеса. Для стимулирования экономического роста город сохранит все работающие инструменты поддержки частной инициативы. В 2022 году был введен ряд налоговых преференций на сумму почти 13,5 млрд рублей.

Сверх этого предлагаем продлить до 2025 года «налоговые каникулы» по патентной и упрощенной системам налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Расширить перечень видов деятельности, попадающих под льготы, на IT-отрасль, сферу образования, здравоохранение, туризм, бытовые услуги. Стоимость соответствующего законопроекта для бюджета - 7,5 млрд рублей. Прошу Законодательное Собрание рассмотреть и принять его в первоочередном порядке.

Мы объявили конкурс на заключение первого офсетного контракта. До конца года внедрим региональный инвестиционный стандарт.

В ходе корректировки бюджета 2022 года добавили 3 млрд рублей на докапитализацию Фонда развития промышленности и Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса.

На следующий трёхлетний период на поддержку малого и среднего бизнеса направим 4,5 млрд рублей. Особое внимание уделяем поддержке промышленных предприятий.

Наша промышленность - это более 380 тысяч рабочих мест и весомая часть доходов бюджета. За первое полугодие 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность работающих в промышленности возросла на 7,3%.

Введён инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль для промышленных предприятий. Планируем расширять его действие и на другие отрасли экономики.

На поддержку промышленных предприятий запланировано 2 млрд 900 млн рублей.

Развивая технологический суверенитет, город поддерживает прикладную науку. В 2023 году будет удвоен объем городских субсидий на конкурс, проводимый вместе с Российским научным фондом.

В приоритетном порядке реализуем Стратегию цифровой трансформации Санкт‑Петербурга. Она нужна в первую очередь, чтобы обеспечить потребности горожан в современных сервисах. Сегодня информацию из различных информационных систем получают полтора миллиона петербуржцев. В этом им помогают 258 цифровых сервисов. В 2023 году реализуем еще 32 сервиса и расширим аудиторию до 2,5 млн человек.

На базе Единой карты петербуржца запустим проект по выдаче цифрового сертификата на оказание социальных услуг. 

Принципиально новые возможности для пользователей создадут чат-боты в «Телеграм» и уникальные для России мини-аппы «ВКонтакте».

Трехлетние расходы на развитие цифровых сервисов составят 16 млрд 400 млн рублей. В 2023 году направим более 5 млрд рублей на развитие государственных информационных систем.

Стратегическое направление «Открытый город» - знаковое для Петербурга как культурной столицы России. Особую важность приобретает сегодня создание условий для общественного диалога и согласия. Поэтому направление «Открытый город» получает значимые инвестиции на своё развитие.

На сферу культуры в Санкт‑Петербурге в 2023-2025 годах предусмотрено 140 млрд рублей. В рамках АИП на строительство и реконструкцию объектов культуры запланированы 24 млрд 600 млн рублей. Будет введено 8 объектов.

Начиная с текущего года, Правительство города активизирует работы по ремонту учреждений культуры, большая часть которых располагается в исторических зданиях. 52 учреждения культуры получат на капитальный ремонт 7,5 млрд рублей.

До конца 2025 года планируем завершить работы по 13 адресам. В том числе: реставрацию гранитных фасадов Петропавловской крепости, реставрацию усадьбы «Уткина дача», ремонт помещений детской филармонии, зала «Дворца Шереметевых», фасадов Театра Ленсовета, Кукольного театра сказки и других объектов.

В текущем году запустили программу реставрации исторических жилых домов. В течение трех лет работы будут выполняться на 55 объектах на сумму 7 млрд 300 млн рублей.

На сохранение объектов культурного наследия в бюджете предусмотрено 13 млрд 600 млн рублей.

1 млрд 300 млн рублей город вложит в модернизацию библиотек - к 2025 году будет обновлён 21 объект. Современные библиотеки станут частью Единого общегородского пространства. Здесь можно будет обслуживаться по Единой карте петербуржца и что очень важно - по Единой карте школьника, которую мы с вами внедряем, самостоятельно сдавать и получать книги в режиме 24/7, через мобильное приложение работать с библиотечными фондами.

В текущем году Петербург посетили более 5,5 млн гостей. Наш город вошёл в тройку самых популярных туристических направлений по программе осеннего кэшбека. По предварительным оценкам вклад отрасли в экономику в 2022 году составил более 215 млрд рублей. На реализацию госпрограммы «Развитие туризма» закладываем на три года 6,3 млрд рублей.

Открытость Петербурга сегодня неотделима от его безопасности.

Группировка камер видеонаблюдения комплекса «Безопасный город» в 2023 году превысит 80 тыс единиц. Выделим на решение этой задачи более 7 млрд рублей. 1 млрд 800 млн рублей выделим на усиление антитеррористической защищённости города - дополнительно оснастим 638 социальных объектов. За три года направим 13 млрд 400 млн рублей на обеспечение деятельности противопожарной службы.

Развитие мегаполиса во многом определяется комфортом взаимодействия жителей с органами власти. Удобство получения широкого перечня услуг обеспечивает развитие сети МФЦ.

Сегодня она включает 69 стационарных центров на 1223 окна, которые расположены во всех районах города. 13 мобильных МФЦ обеспечивают прием заявителей в районах массовой застройки. В 2022 году откроем 7 новых центров на 153 окна. В 2023 - еще 6 на 113 окон. Это позволит сократить среднее время ожидания для жителей до 2 минут. На содержание и развитие МФЦ на три года запланировано 15,5 млрд рублей.

На протяжении последнего времени мы активно настраивали самые разные каналы связи с горожанами. В этом году все вице-губернаторы, главы районов и комитетов создали официальные страницы, чтобы получать сигналы непосредственно от жителей. За 9 месяцев текущего года по всем нашим каналам получено 326 тысяч обращений. Самым популярным инструментом стала платформа обратной связи портала Государственных услуг. Количество обращений - 221 тысяча. Через официальные страницы ВКонтакте поступило 105 тысяч обращений.

Моя личная страничка ВКонтакте остается для меня важным каналом прямого общения с жителями и дополнительного контроля моих поручений.

Регулярная аналитика обратной связи, которую формирует Центр управления регионом, постоянно используется в работе Правительства.

Уважаемые депутаты!

В нашей стране идёт Специальная военная операция. Долг каждого региона - приложить все силы для победы, освободить наши земли от нацистов.

В июне 2022 года было подписано соглашение о городах-побратимах между Петербургом и Мариуполем.

Петербургские специалисты составили мастер-план по восстановлению и развитию Мариуполя. В работе у петербургских строителей - 29 объектов. За три месяца к 1 сентября ввели в строй 3 детских сада, 3 школы. У школ оборудованы стадионы, у детских садов - игровые площадки. К началу учебного года Петербург направил в Мариуполь гуманитарную помощь - 5 автомашин со школьными рюкзаками, наборами для учащихся, компьютерной техникой.

Петербургские педагоги помогают своим мариупольским коллегам переходить на российские образовательные стандарты. Курсы повышения квалификации в Петербурге прошли около 100 мариупольских педагогов, которые сопровождали детей на летний отдых в лагерь «Дружных». Петербургские каникулы были организованы для 1500 ребят из Мариуполя.

К 1 сентября восстановили волейбольный комплекс Мариупольского госуниверситета. В работе - детская и взрослая поликлиники, онкологический корпус и детское хирургическое отделение больницы. Готовим 11 объектов жилой застройки и 6 общежитий.

Восстанавливаем транспортное сообщение - к концу сентября «петербургский автопарк» Мариуполя составил более 80 автобусов. В следующем году поможем запустить трамвайное движение.

Благоустраиваем сквер у академического театра, два больших парка. Помогаем заново отстроить Драматический театр и отремонтировать Филармонию. Одним из подарков к Дню Мариуполя стало возрождение большого городского фонтана. В планах - детский фонтан по принципу петергофских шутих. Помогаем зоопарку.

Установили по просьбе жителей памятник Александру Невскому. Буквально перед нашим заседанием я говорил с мэром Мариуполя и с главой Донецкой республики. Они просили от имени жителей передать слова благодарности жителям нашего города, правительству и депутатам Законодательного Собрания.

Уважаемые коллеги!

Представленный проект бюджета направлен на решение всех основных задач, стоящих перед нашим городом.

Наш главный финансовый документ имеет выраженный социальный характер. Заложенные в него расходы развития придают важный импульс экономике Петербурга. И ориентированы на повышение качества жизни горожан.

Уважаемые депутаты!

Хочу поблагодарить вас за нашу совместную работу на благо города и для улучшения качества жизни горожан.

Спасибо всем политическим партиям, комитетам и комиссиям за работу над бюджетом. Было непросто, но мы добились того, что бюджет у нас сбалансированный, достигли отметки в 1 триллион рублей.

Мы уже накопили существенный опыт по оперативной доработке законодательства в ответ на внешние вызовы. Нам придется вносить корректировки в зависимости от той ситуации, которая будет складываться в 2023, в 2024 и в 2025 годах.

Прошу поддержать и принять за основу предлагаемый проект закона о бюджете.

Благодарю за внимание и за совместную работу!