О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года

 

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые коллеги!

      Сегодня мы с Вами рассматриваем проект Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2025 года. Представленный документ требует серьезного пересмотра и доработки. Это связано, прежде всего, с новыми, обозначенными в послании Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева задачами. Напомню некоторые из них.

     «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. Несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы» - сказал Президент.

    Как известно, экономика города является составной частью российской экономики, да и не только российской, но и мировой, поэтому при разработке Концепции мы должны учитывать все тенденции, множество факторов и вариантов ее развития на пятнадцатилетнюю перспективу. Целесообразно еще раз тщательно, без политического и личностного пристрастия проанализировать состояние дел в стране и городе, определить реальные меры и возможности инновационного развития. В основу разработки концепции должен быть положен программно-целевой подход, который предполагает определение стратегических целей развития. Главное в этих целеположениях - это конкурентоспособность нашей науки и промышленности. Проведенный нами анализ показывает, что это является самым слабым местом предлагаемой концепции. Успех действий будет предопределен ответами на два вопроса: куда инвестировать с наибольшим эффектом (отрасли, предприятия, проекты) и как правильно мотивировать людей? Иными словами, в каких отраслях и как запустить инновационный конвейер, максимизируя результат и минимизируя потери. К сожалению, в последние годы  наметился процесс смещения производства от высокотехнологичного и наукоемкого  к отраслям первого передела ресурсов - металлургии, пищевой и перерабатывающей промышленности. Упование на внешний рынок, экспорт изделий и товаров несостоятельно, а зачастую глупо.

     Практика международного сотрудничества показывает, что мировые транснациональные компании всячески препятствуют появлению конкурентов на мировом рынке, особенно в высокотехнологичной сфере.

    К сожалению, численность работников, для которых инновации являются основным видом их деятельности, постепенно снижается. В 2000 году численность занятых в городской науке составила 98 тыс. человек, в прошлом году только 82 тысячи, а в уходящем будет еще меньше. Хочу напомнить, что 20 лет назад в городской науке работало около 300 тысяч жителей нашего города.

    В концепции предлагается привлечение в город большого количества мигрантов - сальдо миграции не менее 35 тыс. человек в год. За 15 предстоящих лет это составит свыше полумиллиона человек плюс естественный прирост этой категории жителей. Имеющийся опыт миграционного наплыва в страны Западной Европы позволяет сделать вывод, что эти процессы повлекут за собой громадное количество проблем в долгосрочной перспективе, создадут предпосылки для обострения социальной напряженности в городе. Так, например, предполагается довести среднюю обеспеченность одного жителя Санкт-Петербурга общей площадью жилья в 35 кв.м., а это означает необходимость строить ежегодно не менее 4-х млн.кв.м. жилой площади, начиная с 2010 года. Жилой фонд города в 2025 году будет превышать базовый на 75% при росте численности жителей только на 3,03%. Какое жилье будет строиться и на какие средства? Бюджетное или коммерческое, в каких долях? Как правило, коммерческое, прежде всего, приобретают иногородние и мигранты. Такой рост потребует серьезных изменений социальной и инженерной инфраструктуры. В концепции предлагается в качестве благоприятного фактора считать привлечение в Россию высококвалифицированных работников дефицитных специальностей из других стран мира. Можно предположить, что это также создаст колоссальные проблемы. В городе имеется достаточно высокий качественный потенциал в сфере образования, подготовки и переподготовки кадров, он и должен обеспечивать потребности в необходимых специалистах. Если коренное население города будет уменьшаться, а потребности экономического развития будут удовлетворяться за счет привлечения мигрантов, то это будет означать, что все поставленные в концепции задачи по развитию населения предполагается или не выполнять в действительности, или имеет место противоречие в целеполагании.

     Очень слабо в концепции прописаны фундаментальные исследования, их роль и место в современной социально-экономической системе. В тоже время в концепции предлагается в качестве благоприятной составляющей, рассматривать фактор высокой конкурентоспособности российских энергоресурсов на мировом рынке. Анализ происходящих в последние годы событий, позволяет сделать вывод о том, что конкурентоспособность наших энергоресурсов будет снижаться. Об этом свидетельствуют стагнация в разведке и добыче, программа по созданию новых чистых видов энергии в Америке и ряде других стран.

    В концепции указано, что экономика города будет отличаться все более постиндустриальным характером. В структуре внутреннего регионального продукта более двух третей будут составлять услуги. Это положение представляется достаточно спорным. Перенос промышленности в Китай и страны ЮВА создал для экономик западных стран большое количество проблем, их экономика приобретает все более виртуальный, паразитический  характер. Например, многие авторы отмечают, что ВВП Америки составляет около 20% мирового, а потребляют они около 40% мирового Валового Внутреннего Продукта.

     Промышленность высоких технологий, как известно, это длинные технологические циклы: они включают в себя фундаментальные исследования, прикладные НИР и ОКР, опытное и серийное производство. Риски здесь очень велики, но и выигрыш также может оказаться гигантским. Эти риски должно брать на себя государство. Именно по этому пути идут США и Китай.  В свое время, как ответ на прорыв СССР в космос, администрацией Эйзенхауэра при Пентагоне было создано знаменитое Агентство по передовым разработкам. Изначально ставка делалась на технологии двойного назначения, способные давать резкие толчки экономическому развитию страны. Интернет - лишь один из примеров тех работ. Агентство вкладывало деньги туда, куда никогда не вложит свои капиталы частный бизнес.

    Президент США Барак Обама 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании Американской национальной академии наук заявил, что сегодня наука больше, чем когда-либо раньше, нужна для благосостояния, безопасности, здоровья, сохранения окружающей среды и качества жизни американской нации.

    Главным мегапроектом развития, США объявили создание «экономики XXI века», базирующейся на «чистой» энергии. И теперь, как и тогда, Президент США принял решение о создании Агентства передовых исследовательских проектов для энергетики.

Это Агентство должно заниматься научными изысканиями высокого риска и с потенциально высокой отдачей.

         В связи с разработкой концепции развития Санкт-Петербурга до 2025 года, представляет интерес доклад Национального разведывательного совета США
«2025 год - мир после кризиса». Этот доклад разительно отличается от концепции развития Санкт-Петербурга тем, что он, прежде всего, посвящен анализу имеющихся и возможных проблем и глубоких конфликтов.  В концепции развития нашего города нарисован, по сути, бесконфликтный прогноз. Эта концепция не предупреждает о потенциальных проблемах и не дает возможности заранее подготовиться к их разрешению. Большое количество вопросов, поднятых и проанализированных в американском докладе, может представлять интерес для разработчиков концепции развития Санкт-Петербурга, в их числе:

-   проблема недостатка энергоносителей, пищи и водных ресурсов.

- усиление влияния негосударственных субъектов управления - общественных организаций бизнеса, религии, криминальных структур. Возможный рост терроризма.

- на примере  Китая и Индии показано усиление влияния государства и государственных предприятий на глобальную экономику.

-  в числе важнейших проблем России, в докладе упомянуты нехватка инвестиций в энергетический сектор, в инфраструктуру, образование и здравоохранение, недоразвитый банковский сектор, преступность и коррупция. Рассматривается снижение доходов России в связи с ускоренным развитием альтернативных источников энергии.

     На наш взгляд, концепция развития экономики города на 15 лет (!) должна содержать только крупные долгосрочные структурные проекты и пути их реализации. Все мероприятия, реализуемые в ближайшие 5 лет, должны быть исключены из концепции.    

    Для успешного модернизационного развития, прежде всего, необходима полная ясность: что мы будем развивать внутри страны и что мы будем закупать на внешнем рынке. Все стороны модернизационного развития нам не потянуть - не хватит ресурсов - трудовых, материальных, финансовых, сложившихся научных школ. Иными словами - соревноваться по всем направлениям модернизационного развития - бесполезно, все равно проиграем. Этот печальный опыт мы уже приобрели в Советском Союзе. Бизнесу нужна четкая инновационная политика государства, перечень направлений, должна быть создана благоприятная предпринимательская среда - налоговая, таможенная, платежеспособного спроса, кадровая, информационная и так далее.

    Главная результирующая в Концепции должна быть связана с задачей сохранения и дальнейшего развития Санкт-Петербурга в качестве передового города в передовой стране. Необходимо более четко выделять те сектора экономики, которые смогут к 2025 году быть лидерами перехода к новому шестому технологическому укладу. На мой взгляд, это: электроника, радиоаппаратостроение, судостроение, энергетическое и атомное машиностроение. Для этого надо развивать и вкладывать дополнительные ресурсы  в НАНО, БИО и информационные технологии, а также во всю систему образования. Как известно, мир изменяют именно технологии, а не пропаганда. Наука должна снова стать приоритетным занятием. Только такой подход позволит сохранить и укрепить роль города, как центра научно-технического прогресса в стране и в мире.

    Уважаемая Валентина Ивановна! Считал бы целесообразным, просить Вас, поручить комитетам Правительства, с привлечением общественности и бизнеса, ученых и специалистов Санкт-Петербурга еще раз тщательно проанализировать представленный документ, внести необходимые изменения и дополнения, рассмотреть его на промышленном и научно-техническом Советах и, уже после этого, внести на рассмотрение Правительства.