О ходе реализации Программы развития системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы
«О ходе реализации Программы развития системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы»
Иванова Ольга Владимировна - председатель Комитета по образованию
Изменения, происходящие в системе профтехобразования сегодня, стали возможными благодаря реализации принятой в 2008 году Правительством Санкт-Петербурга программы развития системы начального профессионального образования, проводящихся программ комплексного капитального ремонта образовательных учреждений, а также реализации приоритетного национального проекта «Образование», в котором учреждения НПО Санкт-Петербурга принимают активное участие. С 2008 года 6 учреждений НПО стали победителями нацпроекта «Образование» и привлекли каждый в свое ОУ субсидии из федерального и регионального бюджета в размере 40 млн. рублей.
Ежегодно объём бюджетных средств, предусмотренных финансированием системы НПО, составляет более 2,0 млрд. рублей. Из них около 50 % направлены на развитие материально-технической базы, ремонт и реконструкцию зданий системы НПО, оснащение оборудованием учебно-производственных мастерских, компьютерной техникой и программным обеспечением.
В общей сложности, начиная с 2008 года, проведена модернизация материально-технической базы 31 из 53 учреждений профтехобразования. При этом введены в эксплуатацию после комплексного капитального ремонта 5 учреждений НПО. Это:
- Профессиональные училища № 89, № 35, Профессиональный лицей № 42, Профессиональный лицей кулинарного мастерства, Радиотехнический ПЛ.
У этих учреждений не только обновлен внешний вид, но и переоснащены учебно-производственные мастерские, лаборатории, установлено современное оборудование.
Еще 3 ОУ поставлены на комплексный капитальный ремонт в 2009 году:
Профессиональные училища № 43, № 48, Оптико-механический ПЛ. С 01.09.2010 планируется поставить еще 1, с 01.09.2011 - 2 учреждения НПО.
Особое внимание уделяется образовательным учреждениям начального профессионального образования, осуществляющим подготовку по наиболее востребованным на рынке труда Санкт-Петербурга профессиям, прежде всего машиностроительного комплекса: Электромашиностроительный ПЛ, Малоохтинский ПЛ, Ижорский политехнический ПЛ, Профессиональный лицей № 42, Судостроительный ПЛ № 25. На развитие материально-технической базы, оснащение оборудованием, адаптированным к условиям современного производства, данным ОУ выделено бюджетных средств на общую сумму 288,0 млн. рублей.
В 2009 году по Программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга было выделено 206,6 млн. рублей, что позволило модернизировать материально-техническую базу 9 ОУ.
На выделенные по программе развития НПО в 2010 году средства в объеме 350 млн. рублей планируется обновить материально-техническую базу еще 12 ОУНПО.
Сегодня можно говорить о том, что около 60 % ГОУ НПО имеют современную, адекватную требованиям экономики города базу для профессионального обучения учащихся, проведения переподготовки взрослого населения по рабочим профессиям и повышения квалификации и стажировки мастеров производственного обучения.
Модернизация материально-технической базы учреждений профтехобразования послужила толчком для инновационного развития всей системы НПО, позволила существенно изменить содержание деятельности образовательных учреждений:
- впервые за последние три года план приёма учащихся на первый курс в учреждения НПО в 2009 году не только выполнен, но и перевыполнен: общая цифра приёма на первый курс составила 8 652 человека, что превысило плановые показатели на 13 % и свидетельствует о повышении привлекательности учреждений начального профессионального образования для молодежи;
- увеличился приток поступающих на рабочие профессии, повышается престиж учреждений начального профессионального образования не только для учащихся, но, мы надеемся, и для работодателей. Мы считаем, что предприятия получили возможность для организации переподготовки и повышения квалификации своих работников на созданной инновационной материально- технической базе образовательных учреждений, позволяющей готовить специалистов с новыми профессиональными компетенциями для растущих сегментов рынка труда и для работы в посткризисный период;
- профессиональную подготовку по рабочим профессиям за 2008, 2009 годы прошли в общей сложности 22 246 человек из числа взрослого населения, данная подготовка осуществлялась в основном за счет средств предприятий, а также физических лиц (из них: прошли подготовку по новым профессиям -7039 человек, переподготовку - 3 058 человек, повышение квалификации - 12 149 человек);
- ежегодно до 200 студентов 1-го курса вузов Санкт-Петербурга проходят на базе ряда образовательных учреждений НПО профессиональную подготовку по рабочим профессиям.
Продолжается работа по информатизации учреждений НПО: все они
подключены к сети Интернет, обеспечены современными компьютерными классами, более 50% из них имеют собственный сайт и активно используют информационные технологии в учебном процессе. В 2009 году разработаны и внедрены в учебный процесс ГОУ НПО 10 электронных образовательных программ - «учебных компьютерных тренажеров» по таким профессиям, как слесарь по ремонту автомобилей, токарь, фрезеровщик, повар, кондитер и другие. В 2010 году планируется разработка еще 20 таких учебных тренажеров.
С 2008 года Комитетом по образованию ведется работа по оптимизации программ подготовки по рабочим профессиям, которая выражается в сокращении сроков обучения в системе НПО с 3-4 до 1-2 лет. При этом профессиональное образование студенты получают в системе НПО, а общеобразовательная подготовка, адаптированная в соответствии с получаемой профессией, передана в Центры образования (бывшие вечерние школы).
На подобную форму обучения в 2008 и 2009 годах переведено 3269 учащихся в 34 ОУ по таким рабочим профессиям, как: слесарь, слесарь по ремонту автомобилей, парикмахер, портной, продавец, контролер-кассир, повар, кондитер, электромеханик по лифтам.
Самый важный и необходимый ресурс системы НПО-это ее кадры. Комитетом по образованию осуществляются мероприятия по поддержке мастеров производственного обучения: с 2007 года ежегодно 10 лучших мастеров производственного обучения и 5 преподавателей награждаются премией Правительства Санкт-Петербурга в размере 20,0 тыс. рублей каждый, мастера производственного обучения поощряются за подготовку учащихся -победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства памятными подарками. Второй год проводится Всероссийский конкурс среди мастеров производственного обучения, в котором наши ОУ принимают активное участие. Так, в 2009 году мастер производственного обучения Буринский Эдуард Артаваздович (Судостроительный профессиональный лицей № 25 Санкт-Петербурга) был удостоен почетного звания «Мастер - золотые руки».
В результате внедрения инновационных технологий в учебный процесс в Санкт-Петербурге успешно решается вопрос трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования в условиях экономического кризиса.
Трудоустройство выпускников ГОУНПО в 2009 году (по укрупненным группам специальностей)
Наименование укрупненных групп |
Трудоустроено (чел.) |
Культура и искусство |
205 |
Экономика и управление |
284 |
Сфера обслуживания |
772 |
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых |
198 |
Энергомашиностроение |
1501 |
Транспортные средства |
1244 |
Радиоэлектроника, приборостроение и оптотехника |
325 |
Информатика и вычислительная техника |
190 |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
320 |
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
1888 |
Архитектура и строительство |
826 |
ИТОГО |
7753 |
Процент нетрудоустроившихся в Санкт-Петербурге один из самых низких в Российской Федерации: по системе НПО он составляет 4 % в основном по таким отраслям как:
- сфера обслуживания;
-
- экономика и управление;
-
- швейное производство.
С учетом данных показателей трудоустройства в 2009 году Комитетом по образованию проведена корректировка плана приема на профессии данных отраслей в сторону уменьшения.
Модернизация системы начального и среднего профессионального образования позволяет решать задачи социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Акценты сосредоточены на реализации программы содействия занятости населения Санкт-Петербурга. Программы опережающего обучения реализуются на базе лучших учреждений - победителей Приоритетного национального проекта "Образование", а также учреждений, имеющих современную материально-техническую базу, оснащенную оборудованием, позволяющим готовить специалистов с новыми профессиональными компетенциями для растущих сегментов рынка труда и для работы в посткризисный период.
С этой целью:
- разработаны и пролицензированы 211 образовательных программ по профессиональному обучению (подготовке, переподготовке, повышению квалификации) высвобождаемых работников организаций, предприятий с учетом потребностей рынка труда;
- в соответствии с реальными потребностями рынка труда Санкт-Петербурга составлен реестр образовательных учреждений, готовых осуществлять реализацию программ опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, в который вошли 41 образовательное учреждение начального профессионального и 9 образовательных учреждений среднего профессионального образования из учреждений, подведомственных Комитету по образованию.
С целью развития контактов с предприятиями малого и среднего бизнеса Комитет по образованию совместно с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли начал реализацию проекта по созданию бизнес-инкубатора в Оптико-механическом профессиональном лицее.
Большую роль для повышения престижа рабочих профессий, привлечения учащихся в ГОУ НПО играет профориентационная работа, которая не может проходить без участия работодателей. В рамках Городской программы профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся общеобразовательных школ и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга ежегодно проходит месячник профориентационной работы «Профессиональный компас», во время которого проводятся Дни открытых дверей для учащихся школ, их родителей, работодателей, ярмарки профессий образовательных учреждений, конкурсы профессионального мастерства. В конкурсах, проведенных в 2009 году по 52 профессиям начального профессионального образования, приняли участие более 10 000 обучающихся. В сентябре-октябре 2009 года проведены экскурсии учащихся общеобразовательных школ на 74 предприятия Санкт-Петербурга. В экскурсиях и профориентационных уроках приняли участие около двух тысяч школьников.
Реализация вышеуказанной Городской программы способствует развитию социального партнерства и взаимодействия в организации профессиональной ориентации, позволит обеспечить личностно-профессиональное самоопределение молодежи, развитие ее профессионального потенциала в целях успешной адаптации на рынке труда и выполнить главную миссию профессиональной ориентации - формирование успешного человека и его профессиональной карьеры.
С целью взаимодействия в области развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга между Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитетом по образованию, Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга и «Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» 1 сентября 2008 года подписано соглашение.
В рамках Соглашения в 2008 году 39 (из 62 по Соглашению) предприятий и организаций города принимали участие в его реализации.
В 2009 году в развитии образовательных учреждений системы начального профессионального образования приняли участие 30 предприятий, 9 из которых являются членами «Союза промышленников и предпринимателей».
Наиболее активно участвуют в работе по реализации Соглашения ОАО «Метрострой», ОАО «Светлана», ОАО «ЛОМО», Кировский завод, ОАО «Силовые машины», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», СПб государственное унитарное предприятие «Метрополитен», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Российские железные дороги».
В 2009 году активно включилась в работу по поддержке профтехобразования ассоциация предприятий радиоэлектроники.
В рамках реализации Соглашения можно выделить ряд направлений социального партнерства:
-
Создание инновационной материально-технической базы ГОУ НПО и СПО.
-
Использование потенциала инновационных ресурсных центров, созданных на базе ГОУ НПО и СПО.
-
Переподготовка и повышение квалификации взрослого населения.
-
Трудоустройство выпускников ГОУ НПО и СПО.
-
Реализация мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
-
Разработка профессиональных стандартов.
-
Профориентационная работа.
-
Развитие кадрового потенциала ГОУ НПО и СПО.
Часть из этих направлений реализуется достаточно успешно: например, переподготовка и повышение квалификации взрослого населения на базе ГОУ НПО, трудоустройство выпускников учреждений профтехобразования. Только в 2009 году между ГОУ НПО и предприятиями города заключено 1143 договора о сотрудничестве с целью подготовки квалифицированных кадров.
Некоторые направления социального партнерства развиваются не такими высокими темпами как хотелось бы: например, развитие кадрового потенциала ГОУ НПО. В подготовку мастеров производственного обучения включаются сегодня новые формы, например, проведение стажировки на базе предприятий.
Однако, в 2008/2009 учебном году всего лишь 152 работника ГОУ НПО прошли такую стажировку.
68 работников предприятий и организаций совмещают преподавательскую деятельность в ГОУ НПО в качестве мастеров производственного обучения, преподавателей спецдисциплин. Это положительный пример нашего взаимодействия, но количество таких работников пока еще мало.
Перспективным является и такое направление как использование потенциала инновационных ресурсных центров. Логичным является участие работодателей в развитии инноваций в системе профтехобразования.
В образовательных учреждениях начального профессионального образования - победители приоритетного национального проекта «Образование» создаются ресурсные центры. В 2009 году их создано 5, на слайде они перечислены.
У нас уже есть опыт проведения на базе инновационных ресурсных центров семинары, круглые столы с работодателями по вопросам внедрения новых производственных технологий, обучения работников предприятий. Но данное направление социального партнерства необходимо развивать.
Одним из важных, но труднореализуемых направлений социального партнерства является модернизация материально-технической базы ГОУ НПО. Это основное условие эффективности работы ОУ и качественной подготовки квалифицированных кадров и специалистов для предприятий города, в которой так заинтересованы наши работодатели.
Однако работа по созданию инновационной материально-технической базы ГОУ НПО проводится, в основном, за счет средств бюджета, практически без участия работодателей, которые занимают потребительскую позицию: без всяких вложений и участия с их стороны они хотят получить квалифицированные кадры для своих предприятий. Например, ОАО «Ижорские заводы», ежегодно получая около 100 выпускников Ижорского политехнического профессионального лицея, за последние годы в развитие материально-технической базы данного лицея средств не вкладывали. Такая же ситуация характерна для ОАО «ЛОМО» и Оптико-механического профессионального лицея, ОАО «Климов» и ПЛ «Приморский».
Средства, затраченные работодателями на развитие материально-технической базы ГОУ НПО составляют ежегодно менее 2 % от расходов бюджета Санкт-Петербурга на эти цели.
В условиях рыночных отношений необходимо развивать частно-государственное партнерство, при котором предприятия должны стать равноправными участниками развития материально-технической базы ГОУ НПО.
Также предприятия должны мобильно реагировать на изменения, происходящие в системе профтехобразования. Хочется привести в пример проведенный 10 марта 2010 года в рамках Петербургской технической Ярмарки проведен круглый стол по теме: «Рынок Санкт-Петербурга - проблемы и перспективы».
В результате на следующий день к нам обратился представитель финских компаний, расположенных на территории Санкт-Петербурга, по вопросу переподготовки работников данных предприятий на базе ОУ.
Санкт-Петербургская общественная организация «Африканское единство» предоставила заявку». На подготовку рабочих по 33 профессиям на базе ГОУ НПО.
В этом случае иностранные предприятия оказались более мобильные, чем наши работодатели и увидели возможности для подготовки своих работников с использованием потенциала образовательных учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга.
Реализация в Санкт-Петербурге Программы развития системы НПО должна способствовать взаимодействию промышленных предприятий Санкт-Петербурга с учреждениями профтехобразования, развитию инновационных моделей социального партнерства образования и бизнеса. А это является одним из факторов, обеспечивающих успешность как системы профессионального образования, так и инноваций в реальной экономике.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Презентация_Иванова О.В..ppt | 21.65 Мб |