Выступление Шорникова Г.Ф.

 

Внедрение высокотехнологичного производственного оборудования в учебный процесс подготовки наладчиков станков с программным управлением для машиностроения и оборонного комплекса, как средство повышения качества образования

ГОУ НПО Профессиональный лицей № 42 Санкт-Петербурга стал победителем дополнительного конкурса государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, утвержденных Приказом Минобрнауки России № 316 от 27.10.2008г. (98 ОУ НПО/СПО).

Стратегической целью инновационной образовательной программы (ИОП): «Внедрение высокотехнологичного производственного оборудования в учебный процесс подготовки наладчиков станков с программным управлением для машиностроения и оборонного комплекса как средство повышения качества образования» ГОУ НПО Профессионального лицея № 42 Санкт-Петербурга является повышение качества подготовки будущих наладчиков станков с программным управлением в соответствии с требованиями работодателей к их компетенциям.

Современные машиностроительные предприятия, оснащенные высокотехнологичным производственным оборудованием, а именно, различными станками и обрабатывающими центрами с программным управлением, требуют высокой квалификации специалистов и рабочих - наладчиков станков с программным управлением. Высокие требования к качеству подготовки рабочих диктуют необходимость изменения программного, методического и организационного обеспечения образовательного процесса, а также современного оснащения учебно-производственных мастерских, которое включает в себя использование тренажеров и реального производственного оборудования. С этой целью и для реализации требуемых изменений в лицее создаются рабочие образовательные программы профессионального обучения, учитывающие требования работодателей к социальным, профессиональным и организационным компетенциям будущих рабочих. Отсюда вытекают главные задачи, стоящие перед лицеем и требующие своего скорейшего решения:

  • разработка перечня профессиональных и ключевых компетенций наладчика станков с программным управлением;
  • создание комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации наладчиков станков с программным управлением на основе требований стратегического партнера к их профессиональным компетенциям;
  • создание интегрированных учебных комплексов, объединяющих реальное производственное оборудование и станки-тренажеры;
  • создание Учебно-технического центра подготовки наладчиков станков с программным управлением.

Современный уровень развития машиностроительных производств и наличие высокотехнологичного оборудования - станков и обрабатывающих центров с программным управлением - требует нового содержания обучения, что предполагает, в первую очередь, внесение изменений в программу производственного обучения, связанных с введением новых видов работ, выполняемых на современном оборудовании. Применение тренажеров в образовательном процессе позволяет отработать алгоритм трудовых действий с высокой степенью имитации производственных условий, но не обеспечивает полную адаптацию будущих рабочих к производственным условиям.

Закупленное для учебно-производственных мастерских лицея оборудование, а именно, станки с ЧПУ ТМ-1НЕ Haas, TL-1НЕ Haas и обрабатывающие центры VF-1DHE Haas, SL-10THE Haas, позволило произвести корректировку программ по ряду предметов профессионального цикла.

На современном этапе развития промышленного производства профессиональным компетенциям придается большое значение наравне с формированием способностей решать самые важные и сложные задачи развития и становления личности будущего рабочего. Резкое изменение многих профессиональных задач, в частности, как результат внедрения новых технологий, требует новых действий и квалификаций, основа которых должна быть заложена в процессе профессионального обучения. В связи с этим в ходе реализации ИОП были внесены необходимые изменения в организацию учебного процесса, направленные, в первую очередь, на повышение качества образования наладчиков станков с программным управлением путем использования эффективных инновационных педагогических технологий и средств обучения.

Учебный процесс подготовки наладчиков станков с программным управлением требует их вовлечения в области «непривычных» умений для развития профессиональных компетенций, чему способствует самостоятельная организация учащимися получения и обработки информации с помощью электронной библиотеки, формирование условий для выработки критического, направленного на решение возникающих проблем, мышления. Для этого в программы производственного обучения и производственной практики были внесены ряд изменений, связанных с использованием в процессе обучения устройств числового программного управления - тренажеров МС201М, интерактивного учебного класса для подготовки наладчиков станков с программным управлением, электронной библиотеки по профилю ИОП и нового учебно-производственного оборудования - станков и обрабатывающих центров с программным управлением, установленного в мастерских лицея.

Как уже было сказано, стратегической целью ИОП является повышение качества подготовки будущих наладчиков станков с программным управлением в соответствии с требованиями работодателей к их компетенциям и создание впоследствии на этой основе комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации наладчиков cтанков с программным управлением. В рамках достижения поставленной цели в 2009 году лицей принял участие в городской программе повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, финансирование которой осуществлял Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, а организатором являлось Санкт-Петербургское государственное учреждение «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр».

В условиях нестабильности рыночной экономики проблема обеспечения занятости работников, подлежащих увольнению при массовых высвобождениях, сегодня приобретает особую остроту. Об этом свидетельствует, прежде всего, то, что в общей численности безработных граждан, зарегистрированных органами Минтруда России по вопросам занятости населения, каждый четвертый является высвобожденным работником. В настоящее время развитие машиностроительной отрасли экономики и оборонного комплекса предполагает оснащение производства современным высокотехнологичным оборудованием, внедрение новых производственных технологий и, как следствие, увеличение объемов производства. Наряду с использованием высокотехнологичного оборудования увеличивается потребность в квалифицированных кадрах, так как большинство промышленных предприятий Санкт-Петербурга ощущает острую нехватку квалифицированных рабочих, которая связана со снижением престижа рабочих профессий и сложной демографической ситуацией в России. Кроме этого, причиной такого положения является также то, что многие высвобожденные работники по своему профессионально-квалификационному составу не отвечают требованиям рынка труда и повышенным требованиям работодателей, следовательно, перед высвобождением они нуждаются в соответствующем профессиональном обучении (профессиональной подготовке, переподготовке, освоении вторых профессий, повышении квалификации) в целях дальнейшего трудоустройства, исходя из потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах. Далее, в последние годы количество рабочих, занятых на сложном машиностроительном производстве, достигших пенсионного возраста, не в полной мере восполняется молодыми рабочими, поступающими на предприятия.

В условиях экономического кризиса в Санкт-Петербурге в 2009 году стартовала Программа профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для опережающего обучения работников,  находящихся  под риском увольнения или занятых неполное рабочее время. ГОУ НПО Профессиональный лицей № 42 Санкт-Петербурга стал одним из образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих обучение по этим программам.

Опережающее профессиональное обучение - это мероприятия органов службы занятости населения, проводимые совместно с предприятиями, организациями, учреждениями по профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время.

Опережающее профессиональное обучение работников может проводиться в случаях, если:

  • - работник не имеет профессии;
  • - работнику невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у него необходимой профессиональной квалификации для работы в данной организации или на рынке труда города;
  • - работнику необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • - работником утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности);
  • - работнику необходимо повысить квалификацию с целью обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков, изучения новой техники, технологии и других компетенций по профилю профессиональной деятельности;
  • - работнику необходимо получить новую (смежную) профессию, пройти профессиональную переподготовку по востребованной на рынке труда специальности.

Конечная цель организации опережающего обучения в соответствии с регламентирующими документами - не только оказать содействие работникам в трудоустройстве в кризисных ситуациях, помочь им повысить свою трудовую мобильность, но и в целом поднять качество подготовки кадров для нужд посткризисной экономики.

Опережающее обучение решает проблему переквалификации работников, связанную с технологическими изменениями на производстве, помогает людям адаптироваться к новому, инновационному, технологическому вектору развития российской экономики.