Сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга – состояние и перспективы

 

П.Б.Панкратов - председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

Успешное развитие экономики Санкт-Петербурга, а также деятельность Правительства Санкт-Петербурга и Службы занятости, направленные на совершенствование рынка труда в годы, предшествовавшие мировому финансово-экономическому кризису, обеспечили городу необходимый запас прочности, позволили сохранить контроль над ситуацией в тяжелое время.

В конце 2008 года, несмотря на сезонный рост численности безработных и то, что кризис уже набрал обороты, параметры рынка труда Санкт-Петербурга оставались на уровне, приемлемом даже для нормальных условий экономического развития. Численность граждан, признанных безработными по версии Международной организации труда составила 2,0 % от численности экономически активного населения (далее - ЭАН). Уровень регистрируемой безработицы остановился на значении 0,53% от ЭАН. 

Предполагая, что негативные явления могут получить дальнейшее развитие, Правительство Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее - Комитет) сформировали в начале 2009 года систему антикризисных мер по сдерживанию роста безработицы.

Предпринятые меры дали положительные результаты, и позволили вначале стабилизировать ситуацию, развивавшуюся на фоне падения объема производства в экономике города, сокращения работников и числа вакансий, а затем  придать рынку труда положительную динамику по отдельным значимым параметрам. Так, уровень регистрируемой безработицы и численность лиц, увольняемых по сокращению, начиная с середины мая 2009 года стали снижаться.

Центральным звеном системы антикризисных мер в Санкт-Петербурге стала Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2009 год (далее - Программа).

В 2009 году Программой была предусмотрена реализация следующих мероприятий: 

  • организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений начального, высшего и среднего профобразования, а также работников в случае угрозы массового увольнения;
  • организация опережающего профессионального обучения для работников, находящихся под угрозой увольнения.

Общий объем финансирования мероприятий Программы в 2009 году составил  219242,8 тыс. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 208242,8 тыс. рублей.

Численность участников Программы в 2009 году достигла 19411 человек, в том числе

  • было трудоустроено 13287 человек, из них на общественные работы - 4574, временные работы - 8073 человека и на стажировку 640 человек;
  • прошли курсы опережающего обучения 6124 человека.

Фактическая численность участников Программы составила в 2009 году 0,7% от численности ЭАН. Следовательно, если бы дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга не были реализованы в 2009 году, то уровень регистрируемой безработицы на конец 2009 года мог бы приблизиться к 2%.

В действительности, уровень регистрируемой безработицы в Санкт-Петербурге, достигнувший в середине  мая 2009 года 1,12%, на конец 2009 года составил 1,05% от ЭАН и остается самым низким в Северо-Западном федеральном округе.

Увеличилось количество вакансий в банке данных Службы занятости - на 30.12.2009 года число заявленных работодателями вакансий составило 46,3 тыс. единиц, что на 30% больше, чем на 01.04.2009. 

Негативные явления 2009 года не находят своего адекватного продолжения в прогнозах на 2010 год. Меры, принятые Правительством Российской Федерации, Правительством Санкт-Петербурга позволяют с определенным оптимизмом оценивать предстоящий год.

Прогнозируемый рост экономики в 2010 году повлечет за собой рост потребности в рабочей силе. Однако восстановить численность работающих в границах 2008 года не представляется возможным.

В связи с этим в  октябре 2009 года в Комитете была создана рабочая группа по разработке проекта Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год (далее - Программа на 2010 год). 

20 января 2010 года Программа на 2010 год была утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 16. 

Если Программа 2009 года была в основном нацелена на обеспечение занятости населения, сдерживание уровня безработицы, то Программа на 2010 год должна способствовать переходу рынка труда от противодействия кризису к нормальному развитию.

Состав основных мероприятий Программы на 2010 год значительно расширен по сравнению с 2009 годом, в него включены такие мероприятия, как содействие трудоустройству инвалидов, а также опережающее обучение штурманов и бортинженеров в связи с реорганизацией и переходом авиакомпаний на современные воздушные суда.

При организации опережающего обучения особый акцент делается на переподготовку работников, которые будут сокращены и смогут продолжить работу в развивающихся отраслях.

Кроме того, в рамках Программы на 2010 год выделены значительные средства для организации предпринимательской деятельности безработными гражданами, так как период выхода из экономического кризиса может стать благоприятным временем для организации такой деятельности.

Общий объем финансирования Программы в 2010 году составит 189727,6 тыс. рублей, в том числе ассигнования из бюджета Санкт-Петербурга  - 22000,0  тыс. рублей. Планируемая численность участников -  7909 человек.

В январе 2010 года был принят еще один важнейший документ для развития сферы труда и занятости в Санкт-Петербурге - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2010 года № 15 «Об Основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 года» (далее - Основные направления).

Необходимость разработки и принятия такого документа была продиктована самой логикой жизни. Сложилась парадоксальная ситуация, когда при наличии достаточного количества программно-целевых документов в сфере труда и занятости, в том числе Программа развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы, Программа содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы, План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы и др., отсутствуют документы системного осмысления и стратегического планирования развития данной сферы.

В результате, отсутствие долгосрочных научно-обоснованных задач и направлений деятельности органов исполнительной власти Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости населения не позволяет проводить адекватную государственную политику, осуществлять эффективное взаимодействие сторон в процессе ее реализации, выполнять Комитету возложенные на него обязанности.

Принятие такого документа позволит определить основные направления деятельности органов исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга, пути их взаимодействия с общественными организациями работников и работодателей по формированию и реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 года. Результатом такой политики станет обеспечение необходимой численности и качественного состава трудовых ресурсов для эффективного социально-экономического развития Санкт-Петербурга, обеспечение прав граждан Санкт-Петербурга на добровольный труд и государственных гарантий защиты граждан от безработицы.

Итак, разработка Концепции осуществлялась в 2008 году в рамках научно-исследовательской работы на базе Социологического института РАН с участием специалистов ведущих университетов Санкт-Петербурга.  При разработке Концепции учитывались документы среднесрочного и долгосрочного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга и Российской Федерации в целом.

Концепция была рассмотрена и одобрена в рамках общественных слушаний 24 декабря 2008 года, которые проходили в Санкт-Петербургском научном центре РАН с участием представителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, научных сообществ,   профессиональных союзов, общественных организаций, объединений промышленников и  предпринимателей Санкт-Петербурга.

Ключевые положения Концепции легли в основу представленного сегодня на утверждение документа «Основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 года».

Основными направлениями устанавливается цель деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
в сфере труда и занятости: Обеспечение экономики Санкт-Петербурга квалифицированными кадрами, необходимыми для ее динамичного инновационного развития, а жителей Санкт-Петербурга - рабочими местами, отвечающими современным европейским стандартам.

Главным ресурсом достижения этой цели, естественным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга является человеческий капитал.

Удорожание трудовых ресурсов и обострение глобальной конкуренции за их наиболее квалифицированную часть превращают человеческий (интеллектуальный) капитал в главный источник конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и экономики Санкт-Петербурга в целом.

Вот почему в стратегическом плане развитие города должно строиться на непрерывном накоплении знаний и умений как специалистами, так и рабочими.

В экономике города достаточно много рабочих мест, оснащенных примитивным оборудованием. Поэтому, нам необходимо повсеместно внедрять трудосберегающие технологии, при этом, последовательно избавляясь от привлечения низкоквалифицированных иностранных трудовых мигрантов.

Задачами деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости являются:

  • содействие формированию экономически эффективной системы рабочих мест, отвечающей уровню европейских стандартов;
  • стимулирование развития и эффективного использования профессионально-квалификационного потенциала жителей Санкт-Петербурга;
  • создание в сфере труда и занятости необходимых условий для обеспечения динамичного инновационного развития экономики Санкт-Петербурга;
  • формирование современной инфраструктуры рынка труда, институтов социального и частно-государственного партнерства.

Ожидаемыми результатами реализации Основных направлений являются:

  • Повышение эффективности занятости при поддержании стабильно низкого уровня безработицы;
  • Повышение качества трудовой жизни;
  • Рост занятости в сфере инновационной деятельности, повышение ее эффективности;
  • Повышение эффективности функционирования системы профессионального образования.

Положения Основных направлений создают основу для разработки новых и корректировки действующих нормативно-правовых актов и планово-программных документов Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости.

Кроме того, на основе предложений исполнительных органов государственной власти, осуществляющих деятельность в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге, постановлением предусматривается формирование Перечня мероприятий по реализации Основных направлений на 2010-2012 годы и утверждение его в ближайшее время на Правительстве Санкт-Петербурга.