Описание экомаркировки

 

1.      Потребительский рынок развивается в направлении ЭКО

2.      Экомаркировка - гарантия экологичности продукта/услуги потребителю

3.      Конкурентные преимущества экомаркированных товаров

4.      Экомаркировка I типа - наиболее легитимная и заслуживающая доверия

5.      Экомаркировка «Листок жизни»

6.      Санкт-Петербургский Экологический союз (СПбЭС)

Потребительский рынок развивается в направлении ЭКО

Тенденции спроса на потребительском рынке в последнее время все больше указывают на «зеленые» товары. Потребители при возможности стараются делать экологически осознанный выбор. Так, четыре из пяти покупателей в странах ЕС и в США хотели бы покупать экологичные товары, имеющие соответствующий экологический сертификат и маркировку. Большим успехом пользуются «эко-магазины», где представлены эко-товары. В Тайване, например, число таких магазинов достигает 10000. В мире проводятся и пользуются все большим успехом у посетителей выставки, где представлена только лишь «зеленая» продукция (выставка Biofach-2010, Германия - более 2000 участников и более 40000 посетителей). Выполнение экологических критериев является обязательным при выборе товаров/услуг для государственных нужд (госзакупки) в странах Азии (Япония, Корея, Тайвань), начиная с 2006 года разработан ряд обязательных документов для стран Европейского союза.

В России рынок эко-товаров значительно отстает в своем развитии от мирового, тем не менее, спрос на такие товары растет. По данным социологического опроса в России (журнал «Ридерз Дайджест», 1652 человека, 2010 г.), только 1% опрошенных признались в том, что их абсолютно не волнуют проблемы окружающей среды, а 74% готовы платить больше за товары, производство которых не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. При этом в России наблюдается пока невысокая экологическая культура потребления, покупатели зачастую не разбираются во множестве экологических деклараций и не могут выбрать действительно экологически безопасный товар.

В июле 2008 года Санкт-Петербургский Экологический союз провел третье по счету социологическое исследование жителей Санкт-Петербурга в возрасте от 18 лет и старше. Как и ранее, основной задачей исследования являлось выявление особенности понимания жителями города термина «экологически безопасная продукция», а также определение уровня известности принципа и разных типов экологической маркировки продукции, потребительские предпочтения относительно экомаркировок. Результаты опроса доступны здесь: http://www.ecounion.ru/ru/site.php?content=detailcontent.php&blockID=943

Экомаркировка - гарантия экологичности продукта/услуги потребителю

Важнейшим инструментом, помогающим предприятиям позиционировать свою продукцию в нише «эко», а потребителям находить такую продукцию, является экологическая маркировка. В некоторых странах процент доверия экомаркировке на упаковке товара достигает 91% («Северный лебедь» в Скандинавии).

Часто экомаркированные товары получают преимущество или являются обязательным условием при государственных закупках (маркировка "Energy star"  для энергоэффективных товаров или FSC для товаров из эко-древесины). В Китае насчитывается более 30000 наименований экомаркированных товаров, в Европейском союзе - более 20000, в Канаде - более 17000. Такое широкое распространение эко-продукции помогает потребителю сделать выбор в пользу товаров, безопасных для их здоровья и для окружающей среды. Экологическая маркировка продуктов питания - так называемые «органик» продукты - прочно заняли свою нишу на продовольственном рынке многих стран. Так, доля органик-фруктов и овощей составила 11,4% от общих продаж фруктов и овощей в 2009 г в США.

Сейчас программы экологической маркировки функционируют более чем в 50 странах мира, а критерии по оценке экологической безопасности разработаны для большинства групп продукции. Среди наиболее популярных сертифицированных товарных групп можно назвать текстильную продукцию, различного рода чистящие средства, бумажная продукция, в том числе из вторично переработанной бумаги. В отдельную группу выделяется сертификация пищевых продуктов - так называемая органик-сертификация. Также активно функционируют системы экологической оценки гостиничных и туристических комплексов, зданий и строительных материалов.

Конкурентные преимущества экомаркированных товаров

Товар или услуга, прошедшие добровольную экологическую сертификацию по первому типу переходят в другую категорию, это может не всегда сопровождаться существенным увеличением цены товара или услуги, но обязательно связано с увеличением престижа как самого продукта, так и людей, его потребляющих. Такое позиционирование, несомненно, привлекает разные группы потребителей, а именно:

  • Специфическая группа потребителей экологически безопасных товаров и услуг.
  • Потребители различных групп часто отдают предпочтение экологически безопасным товарам и услугам, если по качеству они не уступают другим, несмотря на более высокую цену.

Так как на рынке обычных товаров наблюдается довольно сильная конкуренция производителей и импортёров, прохождение добровольной экологической сертификации по первому типу переводит товар в новый сегмент рынка, развивающийся, несмотря на то, что на данный момент в Росси фактически нет товаров, соответствие которых международному уровню было бы подтверждено третьей стороной, и все товары позиционирующие себя как экологически безопасные, в основном представлены либо самодекларациями либо экомаркировками, к которым доверие потребителей начинает существенно падать. Появление товаров прошедших независимую сертификацию международного уровня существенно увеличит спрос на них.

Экомаркировка I типа - наиболее легитимная и заслуживающая доверия

Экомаркировка - это инструмент, позволяющий оценить экологичность продукта и донести эту информацию до потребителя в наиболее удобной и законной форме. Понятия и определения экологической маркировки регламентируются серией международных стандартов ISO 14020-25 «Экологическая маркировка и декларации», включая специально разработанные руководства и процедуры по применению. Согласно стандартам ISO, можно выделить три основных типа экомаркировки. Экологическая маркировка I типа (ISO 14024) основана на комплексных критериях, сформулированных третьей стороной, основанных на оценке воздействия продукции/услуги на окружающую среду в течение всего жизненного цикла. Экомаркировка I типа может быть присвоена продукции только независимым органом по сертификации. Системы добровольной экологической сертификации соответствующие стандартам ISO 14024 объединены в Всемирную Организация Экологической маркировки (Global Ecolabelling Network, - GEN).

В неё входят 80% всех существующих экомаркировок I типа, которые охватывают более 30 стран мира. Основным требованием для включения в GEN новых систем сертификации является соответствие стандарту ISO 14024. С 2007 года Россию в GEN представляет экомаркировка «Листок жизни» («Vitality Leaf»).

Экомаркировка «Листок жизни» 

Система добровольной экологической сертификации «Листок жизни» была разработана некоммерческим партнерством «Санкт-Петербургский Экологический союз» (СПбЭС) в 2001 году. Процедура сертификации основана на базовых требованиях международного стандарта ISO 14024, принятого и введенного в действие Госстандартом России и его основных принципах - добровольности, открытости, прозрачности процедуры. Система «Листок жизни» официально зарегистрирована в Федеральном Агентстве по Техническому Регулированию и Метрологии (сертификат РОСС RU. И457.04ЧГ00).

«Листок жизни» является единственной в России программой экологической маркировки I типа. Членство во Всемирной организации Экомаркировки (с 2007 года) определяет международный статус знака и его узнаваемость на мировом рынке.

Пройти сертификацию и получить экомаркировку международного уровня «Листок жизни» может большинство групп продовольственной и непродовольственной продукции, а также услуги (магазины, кафе, гостиницы) и работы (строительство, офисная работа), земельные участки и строения. Базовыми требованиями являются: наличие собственной экологической политики, соблюдение всех требований национального законодательства, а также постоянное улучшение экологических характеристик заявленной на сертификацию продукции/услуги и ее качества.

В настоящее время уже разработаны критерии оценки экологичности для таких групп, как сельскохозяйственная продукция (растениеводство и животноводство), ликероводочная продукция, бытовые приборы, моющие средства, минеральные удобрения, строительные материалы и др. Кроме этого, в сотрудничестве с ведущими ассоциациями поставщиков услуг разработаны критерии для гостиниц, кафе/ресторанов, офисов.

Вместе с экомаркировкой «Листок жизни» компания получает:

  • Статус экологически ответственной компании, выделение себя из ряда других.
  • Экспертную поддержку органа по сертификации
  • PR поддержку органа по сертификации

Чтобы начать процедуру сертификации, предприятию достаточно выслать заполненную анкету на электронный адрес mail@ecounion.ru. Анкету можно скачать с сайта Санкт-Петербургского Экологического союза http://www.ecounion.ru/ (раздел «Получить экологическую маркировку «Листок жизни»). После этого с Вами свяжутся специалисты СПбЭС для уточнения сроков сертификации и ее стоимости.

Основными этапами процедуры сертификации являются:

  • оценка качества и экологической безопасности готовой продукции (испытания в аккредитованных лабораториях);
  • оценка соответствия производства и других стадий жизненного цикла продукции/услуги требованиям национального законодательства и критериям Системы «Листок жизни» с позиции минимизации, относительно среднего состояния в отрасли, воздействия на окружающую среду (экологический аудит производства и документации).
  • рассмотрение результатов оценки и принятие окончательного решения о положительном или отрицательном результате сертификации (заседание общественно-консультативного Совета).

В случае успешного прохождения сертификации заявитель заключает с органом по сертификации лицензионное соглашение, где описывается порядок применения знака соответствия Системы (экомаркировки «Листок жизни») и платы за пользование знаком.

Санкт-Петербургский Экологический союз обеспечивает своевременное информирование населения о присвоении экомаркировки «Листок жизни» (публикации в прессе, пресс-конференции, различные акции и т.п.) продукции или услуге. Возможен также вариант разработки совместной рекламной кампании совместно со специалистами СПбЭС и другие виды продвижения на рынке.

Информация предоставлена Санкт-Петербургским Экологическим союзом

Санкт-Петербургский Экологический союз (СПбЭС)

Санкт-Петербургский Экологический союз (СПбЭС) основан в 1991 году.  В настоящее время является одной из широко известных, активно работающих некоммерческих экологических организаций России.

  • Разрабатывает «зеленые» стандарты  на протяжении 10 лет и является авторитетным органом по сертификации.
  • Развивает добровольную экологическую сертификацию и экомаркировку «Листок жизни» («Vitality Leaf») на территории России
  • Качество работы признано и оценено международным сообществом. Действующий член международной организации GEN (Всемирная Организация Экомаркировки), ассоциированный член IFOAM (Международная Федерация Экологического Сельского Хозяйства).
  • Лауреат Европейской премии имени Джованни Маркора
  • Команда: специалисты в области качества и безопасности продукции, охраны окружающей среды, экологического менеджмента, экологического PR, аккредитованные ORGANIC-инспекторы
  • Оказывает профессиональные консультации по внедрению «зеленых» технологий и бережного природопользования.
  • Оказывает консультации по созданию и поддержке «зеленого» имиджа предприятия, продукции
  • Инициатор таких российских проектов как «Эко-продукты», «Зеленые» строительные и отделочные материалы», «БИО/Органик сертификация», «Эко-офис», «Эко-гостиница», «Отходы гостиниц в Санкт-Петербурге», «Воздух, которым мы дышим».

Является на сегодняшний день в РФ одним из крупнейших экспертных провайдеров экологизации рынка.

Подробнее о деятельности СПбЭС и о текущих проектах Вы можете узнать на сайте www.ecounion.ru