Интервью А.А.Турчак "Сами себя высечем"
Газета "Санкт-Петербургские Ведомости" от 13.04.2011
Интервью А.А.Турчака
"Сами себя высечем"
Бюрократия и конкуренция - две вещи несовместные
Александр ВЕРТЯЧИХ
Развитие петербургской промышленности - одна из наиболее освещаемых нашей газетой тем. И, как мы уже заметили ранее, в этом развитии налицо немало парадоксов. С одной стороны, в январе-феврале 2011 года производство в Петербурге выросло, с другой - эксперты предрекают заводам и фабрикам финансовые проблемы (например, из-за роста отчислений на фонд заработной платы с 26% до 34%). Завтра состоится общее собрание Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, на котором эти вопросы обязательно будут обсуждать.
О том, каких еще красок можно добавить в нашу экономическую картину, рассказал обозревателю «Санкт-Петербургских ведомостей» президент союза Анатолий ТУРЧАК.
- Анатолий Александрович, что, по-вашему, помимо роста отчислений к фонду оплаты труда, ухудшает деловую среду региона?
- На мой взгляд, еще более страшное явление - продолжающийся рост тарифов на услуги монополий. Именно этим и обусловлена относительно высокая инфляция в России, а вовсе не «печатанием денег». Посудите сами: оптовая цена на природный газ, электроэнергию и тепло, на железнодорожные перевозки за год возросла на 15 - 17% (для сравнения - плата за услуги ЖКХ для населения выросла в среднем на 13%). Откуда же предприятия будут брать средства на модернизацию оборудования, без чего в XXI веке делать просто нечего? И, к сожалению, в 2011 году политика монополистов не изменится.
Вдобавок промышленность Петербурга и Ленинградской области столкнется с очередной волной приватизации - на сей раз стратегических предприятий. Проводится она под «перестроечным» лозунгом: «Государство - неэффективный собственник». Однако опыт первой волны приватизации показал, что под руководством «эффективных собственников» на месте реально действовавших предприятий возникли склады, офисы и торговые комплексы.
Перепрофилирование отдельно взятого предприятия - это еще полбеды. Настоящий ущерб для экономики наступает при разрыве технологических цепочек, завязанных на это предприятие. Например, небольшой завод мог выпускать всего несколько деталей для «оборонки», но без них встанут цеха целых производственных объединений. Другой пример - разделение единого комплекса на несколько юридических лиц. Печальные последствия этого мы наблюдаем в Пикалеве. Хотелось бы, чтобы этот негативный опыт был учтен на новом витке приватизации.
- Петербургское машиностроение и судостроение во многом зависят от госзаказа. В последнее время мы получаем все больше информации о том, что в этой сфере «что-то не так». Что именно, по-вашему?
- Приведу пример из жизни. Сложилась парадоксальная ситуация: весна на дворе, а многие предприятия, к великому сожалению, еще не оформили контракты гособоронзаказа на 2011 год. То есть материалы, комплектующие приборы и изделия им придется покупать уже по новым ценам, с учетом инфляции. Однако Министерство обороны РФ закладывает в расчеты заниженную рентабельность производства без резервов на рост цен (в том числе и на тарифы монополистов).
Резко сокращаются сроки для выполнения гособоронзаказа, возникает риск несвоевременного его исполнения и, как следствие, серьезных штрафных санкций. А нам надо развиваться, растить профессиональные кадры. И не только ученых, но и конструкторов, технологов, да и рабочий класс, без которого ничего нового создать невозможно.
- Индустрия нашего города традиционно была ориентирована на экспорт. Но мировая экономика тоже преподносит сюрпризы, меняются правила игры, Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Как это повлияет на планы петербургских предприятий?
- Вступление России в ВТО - это следствие глобализации экономики, борьбы с мировым экономическим кризисом и требований промышленно развитых стран. При этом в последние годы для выхода из кризиса многие страны предпринимают серьезные меры по защите внутренних рынков. Россия в этой ситуации играет уникальную роль: свой рынок мы должны открыть, но при этом - остаться лидером по части антидемпинговых мер и заградительных пошлин, установленных для нашей продукции. Металлопрокат, удобрения, бесшовные трубы, ДСП, бумажно-беловые товары, фольга, молочная продукция - вот краткая выжимка из перечня российских товаров, которые неохотно пускают на мировой рынок.
Удивительно, что в отношении России до сих пор действует американская поправка Джексона - Вэника, принятая еще на рубеже 1960 - 1970-х годов как средство давления на СССР, который не выпускал за рубеж инакомыслящих. Советского Союза нет уже 20 лет, практически любой желающий может уехать из России - хоть в ту же Америку, если она даст визу, конечно. Однако поправка Джексона - Вэника, что называется, «живее всех живых», и наша промышленность не может закупать необходимое оборудование и технологии, кроме морально устаревших.
- Так готова ли Россия к вступлению в ВТО?
- На мой взгляд, к вступлению в ВТО нужно относиться очень осмотрительно. Пока все официальные результаты переговоров держат в секрете, поэтому для анализа последствий этого решения можно использовать лишь отдельные заявления чиновников и экспертов. Официальная позиция состоит в том, что вступать надо, так как это улучшит условия реализации нашей продукции на мировых рынках, позволит потребителям покупать более дешевые импортные товары за счет снижения ввозных пошлин.
Аналитики предполагают, что на первых порах ничего страшного для промышленности не произойдет - выполнение обязательств по снижению импортных пошлин будет рассрочено на семь лет. В целом же снижение ввозных пошлин будет незначительным: их средневзвешенная ставка в ближайшие три года уменьшится с 10,15% до 9,8%.
Однако если присмотреться детально, то можно найти и отрасли российской экономики, которые точно пострадают: например, сельское хозяйство. Средневзвешенный размер ввозной пошлины в целом по ВТО в этой сфере достигает 62%, а у нас всего лишь 21%. После вступления в ВТО пошлины придется снизить до 19%. А у нас уже сейчас петербургский порт едва справляется с разгрузкой мяса из Бразилии и Аргентины. Выдержат ли отечественные животноводы еще более ожесточенную конкуренцию?..
- Те же самые чиновники утверждают, что Россия может сохранить некоторые защитные импортные ставки. Так ли это?
- Защитные меры применять станет практически невозможно - в ВТО все эти процедуры строго регламентированы. Согласно договоренностям с ЕС, в ближайшие несколько лет максимальный объем субсидирования аграрных предприятий в России может составить 9 млрд евро в год, затем он должен снизиться до 4,4 млрд. Это существующий ныне уровень, но хватит ли таких денег для работы аграриев при возросшей конкуренции?
Конечно, можно вкладывать значительные средства в развитие транспортной инфраструктуры села, строительство жилья, научные исследования. Но это вряд ли поможет выжить российским фермерам, если рынок будет завален субсидированной импортной продукцией.
К слову, государствам Евросоюза (а площадь сельхозугодий в ЕС меньше российской) разрешено дотировать фермеров на 50 млрд евро в год. Кроме того, Евросоюз имеет право устанавливать тарифные квоты на 80 товарных категорий, а Россия - только на пять. Так уж сложилось, что в большинстве развитых стран сельское хозяйство дотационно: США, Канада, Западная Европа и Япония дотируют аграриев ради сохранения продовольственной независимости и рабочих мест на селе.
Пересыщение нашего рынка иностранными товарами может поставить крест и на отечественной промышленности, лишив ее рынков сбыта. Как следствие - не исключены массовые сокращения работников. Американский ученый Элвин Тофлер писал: «Туда, куда уходит реальное производство с его сотнями тысяч конкретных задач, требующих изобретательности и напряжения разума, туда уйдут и наука, и образование, и финансы». Это значит, что и для петербургской науки наступят нелегкие времена.
- Что, на ваш взгляд, помогло бы выжить промышленности Петербурга в столь сложной ситуации?
- Ответ прост: надо создать конкурентную предпринимательскую среду. То есть должна быть четкая и понятная налоговая, таможенная, финансовая, кадровая, инновационная и инвестиционная политика. У нас же законы меняются через два-три года, при этом в них детально не прописаны многие процедуры.
Хотим жить, как в развитых странах? Тогда давайте смотреть, какая у них предпринимательская среда, какие ставки кредитования. Все становится понятно: «там» - несколько процентов годовых по кредитам, у нас - на порядок выше. Сколько времени им нужно, чтобы получить разрешение на строительство? Как правило, несколько месяцев. А у нас - несколько лет. Это притом что в нашем климате любое строительство изначально дороже, чем в Западной Европе, выше и амортизация. И стоимость подключения к электросетям в Петербурге превышает аналогичные затраты в любом другом европейском мегаполисе.
Для взаимоотношений с налоговой и таможенной службами у нас требуется содержать на предприятиях целые отделы, а в Западной Европе налоговым учетом зачастую занимается сама налоговая, таможенные же декларации отправляют по электронной почте.
Мы объективно живем и работаем в худших условиях и при этом сами же ухудшаем свою среду. К сожалению, пока еще велика роль бюрократии в жизни нашего общества. Достаточно хоть раз обратиться в какой-нибудь государственный орган (будь то милиция, паспортный стол, БТИ, ЖКХ и пр.), чтобы отбить желание прийти туда еще раз. Если исправим это, то можно будет говорить и о конкурентной среде, и о ВТО, и о чем угодно. Если нет, то какой разговор, мы и сами себя «высечем» - без всякой ВТО...