Доклад А.А.Турчака "О деятельности СПП СПб за период апрель 2007 года - апрель 2012 года"

 

ОТЧЕТ А.А.Турчака

О деятельности СПП СПб
за период апрель 2007 года - апрель 2012 года

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»,
ул.Таврическая, 10

12  апреля 2012 года,
15-00

Уважаемые участники собрания!

Сегодня мы собрались для того, чтобы подвести итоги совместной работы за прошедший пятилетний период.

Это время было насыщено многими событиями, которые в той или иной степени влияли на работу Президиума, исполнительной дирекции и каждого из членов Союза.

Прежде всего отмечу, начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис.

Как Вы помните, городским Правительством был создан антикризисный штаб, в состав которого входил и Президент Союза. Штаб под руководством М.Э. Осеевского собирался еженедельно и вырабатывал меры по смягчению влияния кризиса на финансово-экономическую жизнь Санкт-Петербурга. Многое удалось сделать. Большая заслуга в этом принадлежит участникам нашего собрания. Я с огромным удовольствием назову имена наиболее активных членов предпринимательского сообщества, деятельность которых оказала непосредственное влияние на все стороны городской экономики. Это: Владимир Александров, Владимир Ходырев, Юрий Трусов, Елена Церетели, Валерий Радченко, Владимир Окрепилов, Владимир Гарюгин, Виктор Николаев, Валерий Шубарев, Владимир Шамахов, Геннадий Локотков, Роман Пастухов, Владимир Васильев, Александр Соловейчик, Борис Петров, Владимир Катенев, Анатолий Фомичев, Виктор Степов, Максим Шубарев, Сергей Цыбуков, Владимир Джикович, Павел Плавник, Дмитрий Никитин, Наталья Молчанова, Вячеслав Рутштейн, Сергей Бодрунов, Михаил Лобин. И этот перечень можно было бы продолжить. Хотел бы особо отметить исполнительную дирекцию во главе с Виктором Ивановым.

Важное место в сохранении и упрочении стабильности в обществе по праву принадлежит 3-х сторонней комиссии.

Владимир Владимирович Путин, выступая 15 марта на заседании, посвященном 20-летию Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заявил: «Сегодня трехсторонняя комиссия является основной площадкой для социально-трудовых отношений. Без консультаций с комиссией Правительство РФ не выносит в Парламент страны ни один законопроект в сфере труда и занятости. Убежден, для России одинаково важны как сильные и авторитетные профсоюзы, так и мощные объединения работодателей, профессиональные ассоциации работников».

Хотелось бы высказать слова благодарности Владимиру Георгиевичу Дербину за четкую, выдержанную и вместе с тем требовательную позицию в отношениях с работодателями.

За отчетный период были проведены 21 заседание Президиума, 4 общих собрания.

Все свои действия мы координировали с Правительством города, его Комитетами. Деловые отношения сложились с профильными комиссиями Законодательного собрания, Антимонопольным комитетом, налоговой и таможенной службами, Представительством Президента РФ по Северо-Западному федеральному округу. Особо хотел бы отметить нашу работу с Российским Союзом промышленников и предпринимателей.

А.Н. Шохин неоднократно принимал участие в наших собраниях, заседаниях Президиума, выставках и конференциях.

Впервые за счет средств нашего Союза была разработана «Концепция развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга до 2020 года». Создан Промышленный совет. Принят закон о промышленной политике Санкт-Петербурга. В работе над этими документами приняли участие как члены нашего Союза, так и специалисты ВУЗов и Научно-исследовательских институтов Санкт-Петербургского Центра Академии наук.

Важное место в городской экономике по праву принадлежит малому и среднему бизнесу. Как известно Правительством утверждена Программа развития конкуренции на 2011-2015 годы. В минувшем году 29% налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга обеспечено за счет субъектов малого предпринимательства.

Каждому участнику собрания выдана брошюра, в которой отражены все стороны деятельности наших Президиумов, как Союза, так и объединения работодателей.

Думаю, что отчетную часть доклада на этом можно было бы и завершить.

Перехожу к задачам и проблемам, которые предстоит решать в ближайшие годы. В связи с этим целесообразно обсудить экономические и политические риски, которые нас ожидают в среднесрочной перспективе.

На первое место я бы поставил продолжение мирового экономического кризиса. Многие эксперты сегодня говорят о завершении острой фазы кризиса и восстановлении экономической стабильности. На самом деле глобальный финансовый рынок продолжает находиться в неопределенном состоянии, а мировая экономика погрузилась в глубокую депрессию.

Выход из экономической депрессии будет происходить по мере становления нового технологического уклада, ядро которого составляют кластеры нано-, био- и информационно-коммуникационных технологий. Это ядро в передовых странах растет с темпом около 35% в год и сегодня составляет несколько процентов ВВП. Через 3-5 лет оно наберет достаточную для подъема экономики критическую массу и сможет взять на себя роль локомотива для вытягивания экономики на новую волну роста. Страны, первыми оседлавшие эту волну, рванут вперед, наращивая конкурентные преимущества, экономическую, финансовую и военно-политическую мощь. Те, кто опоздает, вынуждены будут финансировать их развитие поставками сырья, капитала и продуктами дешевого труда. Чтобы России не оказаться в числе обреченных, необходим переход к новой экономической политике, контуры
которой обозначены в одной из программных статей В.В. Путина.

22 марта вновь избранный Президент РФ провёл совещание по реализации задач, поставленных в его предвыборных статьях. На совещании  были намечены пути их решения, заключающиеся в  решительном переходе к политике опережающего развития, основные составляющие которой включают: резкое наращивание инвестиционной и инновационной активности, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, долгосрочное кредитование развития экономики, формирование благоприятной среды для созидательного предпринимательства. Эти и другие предложения по построению Новой экономики, прозвучавшие вчера в докладе В.В. Путина на заседании Государственной Думы, должны быть положены в основу нашей работы на предстоящий период.

Сейчас важно сосредоточить внимание на главном. Первое - это развитие в городе, а не вывод, высокоэффективного производства. Известно, что только в промышленности и науке возможно существование высококвалифицированных специалистов и рабочих. Куда уходит промышленность - туда же уходит наука и лучшие наиболее квалифицированные кадры. Примером может служить созданное несколько лет назад ЗАО «РЭП Холдинг», которое за короткий период достигло объемов выпуска продукции в 13 млрд. рублей и выработки на одного работающего в 220 тыс. долларов. Именно такие высокотехнологичные проекты и должны менять структуру нашей экономики. Они формируют новое качества занятости, создают эффективные рабочие места.

К сожалению, в последнее десятилетие мы утрачиваем ранее завоеванные позиции. Удельный вес занятых в обрабатывающей промышленности снизился с 20% в 2000 году до 14% в 2010 году, это где-то около 350 тыс. человек. Начиная с 2000 года постоянно сокращается численность работников, выполняющих научные исследования и разработки - с 98 тыс. в 2000 году до 80 тысяч в 2010 году. Сократилась доля Петербурга в общероссийской численности кандидатов наук с 15,5% в начале 90-х годов до 11%, а докторов наук с 15% до 12,5% в настоящее время. Уменьшается доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

В условиях, когда прибыль является конечной целью деятельности новых владельцев предприятия, производство любыми способами вытесняется со своих территорий. Это касается и транспортных организаций. Таким образом, происходит процесс деиндустриализации экономики города.

Уважаемая Ольга Александровна, хотел бы просить Вас передать нашу просьбу Георгию Сергеевичу о необходимости потребовать на федеральном уровне обязательного согласования с Правительством города кандидатур на назначение руководителями научных и промышленных предприятий с государственным участием, чтобы во главе наших ведущих фирм не появлялись временщики, задачей которых является ликвидация направления и продажа земли. К сожалению это происходит сейчас в судостроительной отрасли, «Техприборе», «ГОИ им. Вавилова» и на других предприятиях.

Перестраивая экономику мы, безусловно, имеем ввиду её инновационное развитие. Выделяются значительные финансовые ресурсы из федерального бюджета, только в следующем году они составят 1,5 триллиона рублей. Подготовлены и утверждены специальные программы инновационного развития для крупнейших компаний с госучастием. Внедряется механизм государственно-частного партнерства. Подписано соглашение о поддержке крупных территориально-промышленных кластеров.

Уважаемые участники собрания, именно мы на своих предприятиях должны разрабатывать проекты и добиваться включения их в эти программы. Более активно и настойчиво работать с Минэкономрзвития,  Минпромом, Минобрнауки, Агентством стратегических инициатив. Важнейшая роль в этом деле принадлежит структурам городского Правительства, которые в хорошем смысле этого слова, должны лоббировать интересы городской науки, промышленности, транспорта, связи, строительства, торговли и банковского сектора.

К сожалению не сбывается давняя мечта сделать Петербург финансовым центром страны, лишь 6% кредитных организаций работают в нашем городе.

Что ещё должно нас беспокоить? Это снижение конкурентоспособности городской экономики на мировом рынке. Экспорт в прошлом году составил 20 млрд. долларов, импорт 32 млрд. Мы имеем существенное отрицательное сальдо внешнеторгового оборота, тем более что доля нефти в экспорте составила 9,4 млрд. долларов. Без учета этого виртуального показателя ситуация выглядит еще хуже.  Для того, чтобы убедиться в этом, рассмотрим соотношение экспорта и импорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции на примере машиностроения. Экспорт - 1,3 млрд. долларов, импорт - в 10 раз больше - 13,8 млрд. Это косвенная, но достаточно показательная характеристика нашего инновационного развития.

Обратим внимание на показатель инвестиционной активности, который напрямую влияет на процесс модернизации. Это тем более важно в связи с тем, что более 40%  основных фондов в городе изношены. Напомню, что для решения стратегических задач модернизационного развития ученые и специалисты считают, что ежегодный темп роста инвестиций должен быть на уровне 115-120%. А что у нас? В 2008 году этот показатель равен 101%, в 2009 году вообще падение - 83%, в 2010 году - 106%, по оперативным данным статистики в прошлом году - 82% - снова падение. Это очень тревожная тенденция.

На что ещё хотелось бы обратить внимание.

Предстоящее вступление России в ВТО. В декабре прошлого года на заседании президиума Союза мы рассмотрели этот вопрос с сообщением главного специалиста Минэкономразвития РФ. Выяснилось, что за 18 лет переговоров специалисты Министерства не удосужились разработать и довести до участников экономического процесса программу подготовки экономики России к вступлению в ВТО. Стоит отметить, что Китай перед вступлением во Всемирную торговую организацию подготовил на Западе около 6 000 специалистов юридической отрасли для решения торговых споров. Россия об этом и думать забыла, о чем открыто признались в Минэкономразвития осенью 2011 года.

Особенно остро встает вопрос продовольственной безопасности. Уже сегодня мы вынуждены в наших магазинах и на рынках покупать китайский чеснок, лук, огурцы и многие другие овощи и фрукты, раньше поступавшие в наш город из областей Северо-Запада. Видимо пришло время бизнес-сообществу совместно с Правительством города выступить с инициативой о разработке Программы развития сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в Северо-Западном федеральном округе.

Мы намерены при объединении работодателей создать юридическую структуру, которая сможет оказывать конкретные услуги предпринимателям в разрешении возникающих между участниками экономических, имущественных и иных споров.

В этом вопросе мы обратимся к опыту, накопленному РСПП. Я не буду подробно останавливаться на путях и методах решения этой задачи, хочу адресовать Вас к статье А.Н. Шохина в «Российской газете», опубликованной 17 мая прошлого года, где четко и доходчиво показаны все плюсы альтернативного разрешения споров. Видимо настало время по примеру РСПП создать при нашем объединении работодателей «Комиссию по корпоративной этике», причем к деятельности Комиссии РСПП присоединились и «Деловая Россия» и «Опора России». В Комиссию за разрешением спора может обратиться любое физическое или юридическое лицо. Неисполнение предложенных Комиссией рекомендаций влечет применение мер общественного воздействия, вплоть до внесения виновной стороны в список неблагонадежных корпоративных партнеров. Информация о применении к стороне, виновной в нарушении принципов корпоративной этики, мер общественного воздействия публикуется Комиссией в ведущих деловых изданиях. Это особенно важно сейчас в связи с ВТО и предстоящим вступлением в действие новой редакции Гражданского кодекса.

И ещё один вопрос. Он касается кадрового обеспечения. Сегодня можно с уверенностью заявить, что в городе удалось не только сохранить, но и развить современную по масштабам и возможностям базу подготовки кадров в составе 36 учреждений начального профессионального образования, 64 среднего и 84 высшего профессионального образования, в которой обучается более 500 тысяч человек.

Предприятия и организации создают совместно с ВУЗами базовые кафедры, ведут исследовательские работы, участвуют в разработке образовательных программ, преподают, предоставляют рабочие места для прохождения стажировок преподавателям и обучающимся, содействуют развитию материальной базы учреждений профобразования.

Вместе с тем приходится констатировать, что все проведенные за последние годы мероприятия по развитию профессионального образования пока не могут удовлетворить потребности экономики в высокопрофессиональных кадрах.

Новому составу Президиумов предстоит предпринять конкретные шаги по выстраиванию четкой, системной программы подготовки и воспитания кадров, дополнительные меры по непрерывной профессиональной подготовке специалистов для всех сфер экономики города.

Завершая отчетный доклад, хочу сформулировать несколько первоочередных задач, решение которых должно существенно повлиять на сохранение стабильного морально-психологического и социально-экономического климата в нашем городе, будет способствовать увеличению вклада бизнес-структур в городскую экономику.

Это особенно важно в связи с решением Федерального центра об изменении порядка налогообложения сырьевых корпораций. Теперь нефтегазовые компании обязаны распределить свою налоговую нагрузку между регионами пропорционально размещенных там основных средств. Так уже за 1 квартал 2012 года город вынужден вернуть нефтегазовому сектору около 5 млрд. руб. авансовых платежей по налогам, которые они теперь платить в Санкт-Петербурге не должны.

Необходимо разработать научно-промышленную политику города, определив приоритетные направления, предприятия и организации, соответствующие шестому технологическому укладу на основе закона о промышленной политике Петербурга, концепции развития промышленности города на период до 2020 года, предусмотреть создание благоприятной предпринимательской среды. Разработку научно-промышленной политики осуществить на базе Промышленного и научно-технического Советов города.

Необходимо всячески снижать издержки предприятий, не допускать необоснованного роста налогов; роста тарифов монополистов; роста стоимости услуг ЖКХ.

Добиваться включения бизнес-структур Санкт-Петербурга в выполнение федеральных целевых программ. Усилить контроль за ходом реализации этих   программ и поступлением средств в бюджет города.

Совместно с городским Правительством решать вопросы по увеличению объемов     государственного заказа, прежде всего государственного оборонного заказа.

Подготовить и при поддержке городского Правительства обеспечить включение          и финансирование новых прорывных технологий в Программы Агентства стратегических инициатив. Необходимо добиваться создания на базе «Санкт-Петербургского научного центра» Отделения Российской Академии Наук.

Надо увеличить долю наших предприятий в городском заказе, разумно используя ограничительные меры при формировании конкурсных условий. В случае импортных поставок обязательно сопровождать их образованием на территории города совместных предприятий.

И ещё один вопрос. Это необходимость в кратчайшие сроки разработки и принятия концепции развития транспортно-логистического комплекса. Причем не только в масштабах Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Западного региона. Северный морской путь, Балтийское море, речное сообщение, сухопутные границы со странами Европы и многое другое требуют комплексного научного подхода. Железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские и речные перевозки, метрополитен - все это должно быть выстроено в единую технологическую цепочку, важное место в которой должно принадлежать МВД, таможенной и пограничной службам.

Президиуму и исполнительной дирекции необходимо активизировать работу по увеличению количества работодателей, ставших членами нашего объединения. Это важно и в связи с вступлением в ВТО, так как по правилам ВТО позиция ассоциаций бизнеса в руководящих органах этой организации принимается во внимание при условии, если ассоциация объединяет не менее 40% предпринимателей соответствующего вида экономической деятельности.

Представляется целесообразным, чтобы Объединение работодателей для выработки единой стратегической линии всех общественных организаций, представляющих интересы бизнеса, проводило не реже одного раза в год общее собрание всех бизнес-структур.

Уверен, что в выступлениях участников собрания будут высказаны деловые, конкретные предложения по повышению эффективности работы Президиумов, исполнительной дирекции, наших союзов, ассоциаций и объединений. Они будут положены в основу работы новых составов Президиумов.

Благодарю за внимание.