А.А.Турчак: "ЗНАТЬ – ЗНАЧИТ ПРЕДВИДЕТЬ!"

 

Знать - значит предвидеть!

Осенью 2013 года в Санкт-Петербурге прошел 12-й общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», подтвердивший давно известный тезис: без четкой и согласованной системы долговременного планирования невозможно решать крупные, определяющие задачи социально-экономического развития, такие как подъем промышленного производства или перевод экономики с «сырьевой иглы» на «рельсы инноваций».

О планировании и стратегии развития промышленности мы попросили рассказать президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, президента - генерального конструктора ХК «Ленинец», профессора, д.э.н., к.т.н. А. А. Турчака:

- Анатолий Александрович, нужно ли нам государственное планирование?

- К сожалению, после распада СССР государственное, а уж тем более стратегическое планирование долгое время считалось у нас пережитком прошлого. В результате этого российский бизнес привык работать, ориентируясь, прежде всего, на краткосрочные программы развития и соответствующие бизнес-проекты. К чему это привело? Это привело к погоне за сиюминутной выгодой и игнорированию таких важнейших инструментов развития как инвестиции в науку и модернизацию производства, капитальное строительство, подготовка и переподготовка кадров и т.д.

Только сегодня мы делаем в направлении стратегического планирования первые шаги и здесь приятно отметить, что наш город стал одним из первых российских регионов, где научно обоснована, разработана и прошла общественные обсуждения Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года. Одна из главных задач Стратегии - определение «точек роста» городской экономики. По мнению экспертов, такими «точками роста» Для Санкт-Петербурга являются экономика знаний, жилищное строительство, промышленность (желательно, на инновационной основе), транспорт и сфера услуг.

- Давайте, не умаляя значимости других «точек роста», поговорим о промышленности и инновациях...

- Особенность промышленности, особенно промышленности высокотехнологичной, с высокой степень передела, в том, что она заинтересована получить не столько разовую поддержку от государства, сколько внятную долгосрочную экономическую политику для формирования и реализации собственной стратегии развития. Только уверенность в долгосрочной перспективе способна подтолкнуть российских промышленников на серьезные инвестиции в инновации, оборудование, кадры и другие составляющие успешного развития в условиях жесткой конкуренции как с российскими, так и зарубежными компаниями. И если на федеральном уровне проект о государственном стратегическом планировании Российской Федерации пока «буксует», то мы в Санкт-Петербурге имеем все шансы такие долгосрочные перспективы получить уже сегодня-завтра.

На что может и должен опираться и ориентироваться петербургский промышленно-производственный комплекс?

Прежде всего, на переход петербургской промышленности на шестой технологический уклад. Это весьма сложный и затратный процесс, который практически невозможно осуществить, опираясь исключительно на средства предприятий и городской бюджет. Однако есть еще федеральные целевые программы и государственный оборонный заказ. Если мы грамотно используем эти возможности, то у нас будут средства в том числе и на науку, и на технологическое перевооружение.

Начинать внедрение шестого технологического уклада, главное преимущество которого выражается в существенном снижении трудозатрат, энерго и материалоемкости, логично начинать с локомотива петербургской экономики - оборонной промышленности. Именно этот сектор в наибольшей степени контролируется государством и, следовательно, именно здесь государство может наиболее эффективно использовать свои рычаги управления и финансовые ресурсы.

- Какие меры необходимо предпринять для интенсивного развития петербургского оборонно-промышленного комплекса?

- Есть ряд ключевых вопросов, решение которых может обеспечить качественное и мощностное развитие предприятий ОПК нашего города.

 Во-первых, необходима поддержка со стороны Правительства Санкт-Петербурга научных и промышленных предприятий города в их борьбе за получение Гособоронзаказа и его своевременного выполнения. В этот круг вопросов входят конкурсы и контракты, требующие финансовых и иных гарантий, проблемы авансирования, кредитования, своевременной закупки комплектующих и т.д.

 Второй важнейший вопрос - привлечение и удержание в ОПК высококвалифицированных кадров. Так как к стонам наших промышленников по этой проблеме все уже привыкли, приведу слова беспристрастного эксперта, а именно выдержку из доклада ответственного руководителя МО США по размещению оборонных заказов Фрэнка Кендалла на слушаниях в американском Сенате. Вот что он говорит: «Технологическое превосходство Вооруженных сил США над армиями других стран является залогом успешного решения задач по обеспечению национальной безопасности Америки. Для поддержания достигнутого уровня развития вооружения и военной техники Министерство обороны непрерывно направляет свои усилия на развитие и укрепление структур национальной оборонной и гражданской промышленности, государственных лабораторий и академических подразделений, обеспечивающих Пентагон результатами последних изысканий научного и технологического характера, которые должны или могут быть использованы в военной сфере». Далее он заверяет Сенат в том, что Пентагон всеми силами старается сохранить команды специалистов в промышленности, способные конструировать и производить основные системы вооружений. По мнению Кендалла, на восполнение потери таких специалистов потребуются огромные усилия по обучению целого поколения американцев, или даже не одного, профессиональным навыкам, необходимым для эффективной работы в военной промышленности и других отраслях национальной экономики, связанных с созданием систем и средств ВВТ.

Третий актуальный вопрос: моральное и физическое устаревание оборудования. В среднесрочной перспективе (три-четыре года) промышленности Санкт-Петербурга понадобятся крупные инвестиции в основные фонды. Уже сейчас износ фондов в промышленности города в среднем достигает 40 %. Каковы потенциально возможные источники инвестиций в модернизацию ОПК? Это средства предприятий и средства федерального бюджета, поступающие на реализацию федеральных целевых программ. Кредитование в данном случае можно даже не рассматривать, так как средняя ставка долгосрочного кредитования для большинства предприятий ОПК нереальна. Какой должна быть ежегодная динамика инвестиций в ОПК? Если исходить из задач, поставленных Президентом РФ, то на уровне 115-120% в год. Какова она на деле? Стыдно говорить... Если такое положение будет сохраняться, мы потеряем не только свою долю мирового рынка, но и отечественный рынок!

И, наконец, инновации. Здесь также требуется системный подход. Инновации, извините, просто так - как грибы, не вырастут. Им нужны условия, «благодатная почва». Минобороны через свои научные институты, исходя из планов развития вооруженных сил, должно формировать план-заказ на конкретные виды вооружения. Эти запросы должны направляться в наши головные институты и конструкторские бюро. На основе их проработок должна формироваться программа действий, как минимум на десять лет вперед. Обязательно должны быть разработаны и утверждены пятилетние планы производства вооружений, это особенно важно для выпуска изделий с длительным циклом изготовления. Только так можно планировать развитие, смело внедрять инновации, создавать современные, конкурентоспособные технологии производства. И эти технологии, как показывает практика, например, современного судостроения, будут успешно работать не только в ОПК, но и на производстве гражданской продукции.

- Раз уж речь зашла о судостроении, то нельзя не спросить: как Вы оцениваете будущее петербургского судпрома?

- У нас в городе сосредоточены научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро и промышленные предприятия, обеспечивающие около 70 % объемов научных и опытно-конструкторских работ и порядка 40 % объемов производства отечественной судостроительной промышленности. На протяжении 3-х столетий судостроение было градообразующей отраслью, «визитной карточкой» нашего города. К сожалению, сегодня петербургское судостроение испытывает серьезные проблемы.

Среди хронических проблем петербургских судостроительных предприятий выделяются:

  • недостаточная интеграция научной, проектно-конструкторской и промышленной составляющих в реальном производстве кораблей и судов;
  • нарастающие трудности привлечения заводов-комплектаторов к поставкам продукции, необходимой для судостроения;
  • отсутствие масштабной технологической модернизации судостроительных мощностей города;
  • комплексное обострение кадровой проблемы;
  • снижение оперативности управления дочерними обществами вследствие инерционной 3-х уровневой структуры управления ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

 К сожалению, в проекте «Стратегии развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» на период до 2030 года», презентованной в сентябре на Международной выставке «Нева - 2013», должного (конструктивного) решения вышеперечисленные проблемы не получили.

 После презентации Стратегии ОАО «ОСК», я подготовил письмо Министру промышленности и торговли РФ Д. В. Мантурову, в котором обозначил вопросы, требующие своего решения по дальнейшему развитию петербургского судостроения. 8 ноября состоялось заседание Промышленного Совета под председательством Губернатора Г. С. Полтавченко, на котором еще раз было акцентировано внимание на вышеперечисленных вопросах. Губернатор принял решение провести с руководством «Объединенной судостроительной компании» рабочее совещание. Оно состоялось 4 декабря и сегодня у нас есть надежда на восстановление ряда позиций петербургских судостроительных предприятий.

 Программа развития судостроения в Санкт-Петербурге должна предусматривать развитие научно-технологической, испытательной, нормативно-правовой базы, подготовку и закрепление специалистов, как рабочих так и научных и инженерных кадров. Аналогичные отраслевые Программы должны быть разработаны в области создания новейшей компонентной базы: электроники и оптики, лазеров, материалов и других составляющих конечного продукта.

- Вернемся к локомотиву промышленности - ОПК. Пожалуйста, сформулируйте в форме тезисов основные, первоочередные шаги, которые необходимо предпринять для плавного и безболезненного подъема предприятий петербургского ОПК до уровня 6-го технологического уклада?

- Важнейшие вопросы, на которые необходимо обратить пристальное внимание, причем в оперативном порядке, это:

  • создание национальных исследовательских центров, в которых объединяются университеты (кадровое обеспечение) и НИИ (научное обеспечение);
  • выделение государственных средств на НИР и ОКР;
  • резкое увеличение в службах генеральных заказчиков МО РФ доли профессионалов, грамотных военных и технических специалистов;
  • уход от практики назначения на должности генеральных и главных конструкторов ОПК различного рода «специалистов», далеких от знания предмета, которым они собираются «руководить»;
  • усиление роли советов генеральных и главных конструкторов систем оружия;
  • анализ работы госкорпораций в ОПК.

- Сейчас в СМИ много говорится о новом мировом экономическом кризисе. Как Вы полагаете, будет ли кризис и как он отразится на петербургской промышленности?

- Кризис в той или иной мере будет обязательно. К сожалению, такова природа мировой экономики. Как он отразится на Петербурге сказать сложно, ясно одно - если мы не будем повышать конкурентоспособность нашей промышленности, то рано или поздно превратимся в сырьевой придаток технологически развитых государств.