24 октября 2014 года в СПб ГУ аэрокосмического приборостроения состоялся круглый стол

Дата: 
27/10/2014 12:25
 

24 октября 2014 года в СПб ГУ аэрокосмического приборостроения в рамках конгресса «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке» также состоялся круглый стол: «Обеспечение экономики квалифицированными специалистами и развитие системы подготовки кадров».

В работе круглого стола принял участие директор по экономике СПП СПб   А.Д.Попов.

В своем выступлении он отметил:

На съезде РСПП Президент России В.В. Путин сказал: «Сегодня в России нет более важной задачи, чем развитие промышленности, науки и образования».

У Санкт-Петербурга в сравнении с другими регионами есть серьезные конкурент­ные преимущества, и прежде всего, высокий процент научно-технических специалистов, представляющих как уже сложившиеся научные школы, так и формирующиеся в рамках перехода на шестой технологический уклад. Есть, одним словом, высокий потенциал уникально­го человеческого капитала, сформирован комплекс экономики знаний, что достаточно подробно изложено в «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года» и Программах её реализации.

Как показывает опыт, специалистов, способных делать по-настоящему сложные вещи в научно-технической сфере, в мире не так уж много. И в этом смысле Санкт-Петербург остается инженерным и кадровым центром России, с развитыми системами непрерывного и дополнительного  профобразования.

Какие масштабные проекты мы бы не задумывали, сколько бы денег в нашей стране ни было, если не будет творческих инженеров, высококвалифицированных рабочих, осуществить мы ничего не сможем. И говоря о подготовке кадров мы должны понимать, что в современных производствах в корне изменяется содержание труда не только инженерно-технических сотрудников, но и рабочих. От исполнительских функций, заданных и регламентированных в условиях индустриального производства, работник переходит к функциям управления технологическим процессом по выпуску продукции в сложных взаимодействующих системах предприятия. То есть, человек не просто выполняет заданный объем работ в единицу времени, но оценивает ситуацию, контролирует процесс, принимает оперативные решения. При этом у него уменьшаются физические нагрузки, но значительно возрастают интеллектуальные затраты, формируются новые функции. А это ставит новые задачи перед образовательными учреждениями.

Мониторинг Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга показывает, что каждое крупное городское предприятие ежегодно тратит на подготовку и переподготовку кадров около 10 млн. руб. Ряд предприятий - «Адмиралтейские верфи», «Водоканал», «Силовые машины», «Ленэнерго» содержат свои учебные центры; «Климов» открыл в декабре прошлого года новый учебный центр. При участии Ассоциации предприятий радиоэлектроники создан кластер непрерывного образования и подготовки рабочих и инженерно-технических работников, в прошлом году при участии Союза создан «Центр подготовки специалистов для литейных производств» и «Северо-Западный центр оценки и сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных учреждений и специалистов». Формируется Автономной некоммерческой организации «Региональный центр независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций Санкт-Петербурга».

Из-за отсутствия образовательных учреждений по подготовке специалистов для производства изделий из пластмасс в НПО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» создан свой центр подготовки и сертификации кадров, а в сентябре 2014 года состоялись первый выпуск и первое вручение сертификатов, в том числе представителям Кореи.

Как видим, действия промышленников в деле подготовки кадров значительны. Сегодня требуются стратегические решения на государственном уровне. Они должны быть направлены на главные проблемы.

Первая. Количественная несостыковка специальностей, по которым готовит кадры система профессионального образования, и специальностей, востребованных работодателями, что требует качественного прогнозирования движения рабочих мест и потребности в кадрах.

И вторая - актуализация образования, наполнение учебных программ, что требует прогнозирования изменений в содержании профессий и построения на этой основе национальной системы квалификаций,  создание системы оценки квалификации, отвечающей современным требованиям экономики..

Центральным звеном такой системы становится разработка профессиональных стандартов, которые должны служить основой для стандартов образовательных. Это длительный процесс и только совместными усилиями его можно реализовать.

Искренне желаю всем участникам сегодняшнего круглого стола активного участия, свежих взглядов и подходов в поиске решений указанных проблем