Виктор Иванов: «Выстоим и победим — иного не дано»

«Сейчас перед членами союза вновь стоит задача сформулировать свое видение развития ситуации в экономике на ближайший и среднесрочный период, оценить объявленные первоочередные меры и предложить их конкретное наполнение, - считает первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (СПП СПб) Виктор Иванов. - Это надо делать, не забывая о повышении конкурентоспособности, создании новых производств и продукции, применении лучших технологий».

- Причиной создания СПП стала сама жизнь, - вспоминает он. - Организация общественных структур, призванных защищать интересы производственников, была обусловлена процессами перестройки и поиском путей повышения эффективности начавшей уже тогда стагнировать экономики. Неслучайно в тот период в городе были созданы Союз транспортников, МГО «Энергомаш» и «Технохим», Ассоциация промышленных предприятий, а также Союз малого бизнеса. Намечались и другие изменения: исполком Ленсовета создал территориальное межотраслевое производственное управление, которое стало прообразом нынешних профильных комитетов. Вызвано это было тем, что перестройка предусматривала и реформу управления народным хозяйством на уровне страны и областей. Еще А. Н. Косыгин в свое время предлагал передать вопросы организации и контроля за промышленной деятельностью на уровень исполнительной власти - именно это и стало осуществляться в конце 1980‑х годов. Вместе с тем время подсказывало, что необходимо создать такую общественную структуру, которая объединила бы все отрасли экономики и городской жизни. И 12 апреля 1990 года в ЛОЭП «Светлана» собрались руководители ранее созданных общественных организаций и утвердили ее устав, список учредителей и предполагаемый состав правления.

- Кто был среди тех, кого можно считать основателями нынешнего СПП?

- С большим удовольствием назову их имена: Юрий Кожуховский, председатель Ленстройкомитета; Иосиф Коновал, председатель правления МГО «Технохим»; Юрий Севенард, президент ассоциации «Ленгидроэнергоморстрой»; Борис Тарбаев, начальник ТПО жилищного хозяйства; Анатолий Турчак, возглавлявший тогда концерн «Конвент» и ЦНПО «Ленинец»; Борис Фомин, председатель правления МГО «Энергомаш»; Виктор Харченко, начальник Балтийского морского пароходства, возглавлявший Союз транспортников; Георгий Хижа, генеральный директор ЛОЭП «Светлана» и президент Ассоциации промышленных предприятий...

- А как появилось название союза?

- В результате долгого спора. Конец обсуждению положил Петр Семененко, генеральный директор ПО «Кировский завод». Он сказал: «Распадается один Союз, создадим свой». Всем понравилось. И уже на следующий день, 13 апреля 1990 года, на заседании исполкома Ленсовета под руководством Владимира Ходырева зарегистрировали Союз ассоциаций предприятий промышленности, строительства, науки, транспорта и связи Ленинграда. А в его правление, наряду с учредителями, вошли Петр Семененко и Вахтанг Ковешников, возглавлявший тогда НПО «Авангард». А также ваш собеседник, который был избран генеральным директором: в этом качестве работаю и до сих пор.

- Каковы были первые инициативы новой организации?

- Во‑первых, по предложению Союза, в 1991‑м был создан комитет по экономическому развитию мэрии Петербурга, в председатели которого выдвинули президента союза Геор­гия Хижу. Во‑вторых, важнейшей вехой стали подготовка и подписание в феврале 1992‑го соглашения между администрацией города, профсоюзами и работодателями. Тем самым был найден механизм воздействия на все возрастающие тарифы монопольных организаций, влияющие на рост цен практически на все виды промышленной и продовольственной продукции. А правление и ассоциации, входящие в союз, на своих заседаниях рассматривали самые злободневные вопросы: о приватизации и банкротстве; налогах и городском заказе; подготовке кадров и охране труда; фонде медицинского страхования и борьбе с криминалом; о международных связях, обеспечении трудящихся зарплатой и продуктами - и целый ряд других.

- В книге, выпущенной к 20‑летию союза, встречаются обращения в адрес руководителей страны, подчас звучащие как требования. Чем это было вызвано?

- Сложнейшей обстановкой. Внутри города, хотя и с опозданием, проблемы решались: этому способствовало трехстороннее соглашение. Но многое надо было менять и на республиканском уровне. В нашем первом обращении к Михаилу Горбачеву и Борису Ельцину, например, говорилось о принятии мер по наведению порядка в стране. Мы призывали принять решения по ценовой реформе, рекомендовали утвердить основополагающим союзное законодательство до принятия нового Союзного договора. Вскоре было опубликовано и обращение «Как преодолеть кризис». В нем, наряду с рядом экономических предложений, было обращено внимание на обеспечение населения продуктами питания. А накануне референдума о сохранении целостности СССР члены союза обратились к жителям города и области с обращением, в котором говорилось, что «развал географического, исторического, языкового, духовного и культурного единства на многие годы затормозит наше поступательное движение вперед, ... приведет к необратимому разрушению экономических связей, всеобщему хаосу, ... эскалации межнациональных конфликтов, погромам и кровопролитию». Без комментариев... Сегодняшняя ситуация только подтверждает прозорливость промышленников и в политических вопросах: власти к ним иногда следует прислушиваться...

- Каков итог деятельности союза на этом новом, рыночном этапе истории города?

- Главный итог - появление разумного компромисса между интересами властей, профсоюзов и работодателей, а также их взаимная ответственность за выполнение ежегодно принимаемых соглашений. И это не громкие слова, а реальность. Уже в 1997 году увеличилось промышленное производство, возросли инвестиции в основной капитал, до 1,2 % снизилась безработица. Это была наша первая общая экономическая победа. Но затем наступил и первый в новой экономической системе дефолт 1998 года... Но, как говорится, нет худа без добра. Девальвация рубля поставила заслон импорту, который стал сокращаться. А реальный сектор экономики получил возможность увеличить выпуск отечественной продукции: появились, хоть и в небольшом объеме, государственные заказы. Банковская система переживала огромные трудности, а промышленники испытывали проблемы с поставкой сырья, комплектующих и с финансовыми ресурсами. Что и заставило нас снова напрямую обратиться к президенту, Совету Федерации и Государственной Думе с требованиями...

- В чем состояла их суть?

- Мы требовали обеспечить в стране политическую стабильность. Принять меры по назначению членами правительства профессионалов, людей с высоким чувством долга и ответственности, видящих реальные, а не словесные пути выхода из кризиса. Кардинально изменить экономический курс в части промышленной политики, обеспечивающей защиту отечественного рынка... Не могу сказать, что только эти рекомендации повлияли на назначение председателем правительства Евгения Примакова и команды министров‑

единомышленников: наше обращение поддержали практически во всех региональных союзах промышленников страны. Экономика России в короткий срок из состояния кризиса перешла в фазу стабилизации. А уже в следующем году начался устойчивый промышленный рост. Если бы тогда власть и бизнес начали менять экономический курс, переходя на рельсы отечественного производства на основе имеющегося у нас огромного сырьевого ресурса, сегодня проблем в стране было бы, несмотря на санкции, значительно меньше.

- А ведь еще был и кризис 2008-2009 годов?

- Тогда, в декабре 2008‑го, была подготовлена концепция «Об анализе экономической ситуации и задачах по преодолению неблагоприятных тенденций в экономике города». В этом документе предложили 4 пакета мер, направленных на выход из кризиса. Их суть - наряду с помощью банковской системе направить финансовые ресурсы прежде всего на развитие промышленности. Невыполнение данных рекомендаций известно к чему привело. Тем не менее окрепшие, приспособившиеся к работе в условиях рыночной экономики предприятия города уже через 2 года увеличили объем производства. Выросли инвестиции, возрос ввод жилья, высокими темпами развивался транспорт. В тот период у руля комитета экономического развития, промышленной политики и торговли стоял нынешний первый вице-президент СПП Сергей Бодрунов, который много сделал для улучшения ситуации в экономике Петербурга.

- Что же сегодня предлагают делать промышленники на основе имеющегося у них опыта?

- Совместно с городскими властями в оперативном режиме нужно решать несколько задач. Первая и крайне важная - внедрение механизма предоставления из бюджета предприятиям промышленности, реализующим проекты импортозамещения и развития, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам (по нашему мнению, до уровня ставки рефинансирования - 8,25 %). Такая цель поставлена правительством РФ, но аналогичный механизм должен работать и на уровне бюджета Петербурга. Вторая - разработка региональной программы импортозамещения и конкретных мер по наращиванию закупок продукции городских предприятий в рамках госзаказа Петербурга. А третья - разработка и внедрение механизмов новых инструментов промышленной политики, предложенных правительством РФ для стимулирования инвестиционного развития промышленности, таких как Фонд развития промышленности, инвестиционный контракт, государственные гарантии и др. И во многом решение этих задач зависит от самих членов союза, поскольку они входят в состав значимых в регионе организаций (Общественная палата и Промышленный совет Петербурга, Научно-технический совет при губернаторе, Координационный совет по конкурентной политике в Петербурге и многие другие).

  • Подготовил Владимир Сергачев