18 марта 2015 года на XV форуме "Экология большого города" прошла конференция:"Новая система регулирования обращения с оходами"

Дата: 
19/03/2015 12:11

 

18 марта 2015 года в рамках XV Международного форума «Экология большого города» состоялась конференция: « Новая система регулирования обращения с отходами: Правовые, Финансовые и технические решения».

В мероприятии принял участие директор по экономике СПП СПб А.Д.Попов.

Основное рассмотрение проходило вокруг федерального закона "Об отходах производства и потребления" № 458 от 29.12.2-14, который вступил в силу 1 января 2015 года.

Сегодня  в стране, только из 20 процентов мусора получается что-то полезное, а остальное оседает на территории, сравнимой с величиной средней европейской страны.

При этом, каждый житель Петербурга в месяц платит 3,56 руб. с квадратного метра своей жилплощади "за вывоз и утилизацию (захоронение) ТБО", причем из них 2,53 руб./кв. м приходится на вывоз, а 1,03 руб./кв. м - на утилизацию. Собрав деньги с жильцов, управляющая компания может заключить договор с кем угодно, лишь бы сэкономить. А так называемые серые перевозчики, которые довозят мусор до ближайшей полянки, предлагают цены на 40-50% меньше, чем легальные, имеющие договоры с мусороперерабатывающими заводами и полигонами.

В новом законе дан ряд более четких определений в сфере обращения отходов:

1) в статье 1:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

"отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;";

б) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;";

в) абзац шестой изложить в следующей редакции:

"хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;";

г) в абзаце седьмом слова "дальнейшему использованию" заменить словами "дальнейшей утилизации";

д) абзацы восьмой - десятый изложить в следующей редакции:

"утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;";

е) в абзаце семнадцатом слова "дальнейшего использования" заменить словами "дальнейших обработки, утилизации";

ж) в абзаце девятнадцатом:

 

КонсультантПлюс: примечание.

Абзац второй подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 вступают в силу с 1 января 2016 года.

 

слова "шесть месяцев" заменить словами "одиннадцать месяцев";

слова "дальнейшего использования" заменить словами "дальнейших утилизации";

з) дополнить абзацами следующего содержания:

"обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации - соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

отходы от использования товаров - готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них;

норматив утилизации отходов от использования товаров (далее также - норматив утилизации) - установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.";

Кроме того, вновь с 01.07.2015 вводится лицензирование указанных видов деятельности, экологический взнос , новая паспортизация отходов I- IV групп отходов

Из запланированных 130 подзаконных актов предполагается в 2015 году ввести 40. 

Одновременно приводим выдержки из статьи в Новой газете от 18.03.2015 «Мусорные лоббисты»  (полная версия на http://novayagazeta.spb.ru/articles/9516/

Новый закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ, а точнее, история его создания напоминает детективный сюжет. Дмитрий Медведев, тогда еще президент, поручил правительству Владимира Путина подготовить закон, обязывающий производителей и импортеров отвечать за утилизацию упаковки. Но участники парламентских слушаний, спорившие, нужен ли отдельный закон об упаковке или достаточно только поправки, удовлетворились поправкой, которую правительство внесло на рассмотрение в Думу всего лишь... через год. Заработать поправка должна была с 1 января 2012 г. Но дальше - тишина.

Сменился состав Госдумы, поменялись местами премьер и президент, сотнями штамповались запретительно-политические акты, и наша поправка, казалось, затерялась в этой "законодательной вермишели". Нет, работа над ней продолжалась, творцы преодолевали разногласия. На совещании в конце 2012 года у зампреда правительства Аркадия Дворковича решили в этой сфере ввести институт саморегулируемых организаций. Сроки доработки закона были жесткие - неделя.

Прошел год. В декабре 2013 г. на сайте Минприроды наконец появился Проект поправок к законопроекту, где право работать на российском мусорном рынке, закреплялось только за членами СРО. Но битва вокруг мусора не прекращалась - возникали и отпадали разные варианты. Этот процесс плавно перетек в 2014 год, когда по просьбе Минприроды к поправке решили вернуться в конце года.

Follow the Money

Кому выгодна мусорная законодательная неразбериха? Наверно, в первую очередь производителям, импортерам и продавцам упакованных товаров, среди которых много зарубежных фирм. Насколько это мощное лобби, можно судить по количеству объединений "по интересам". На российском рынке работают члены Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Национальной конфедерации упаковщиков, Европейской ассоциации производителей портативных батареек и прочая, и прочая. "Лоббизм есть всегда, мы не стерильны, - посетовал Дмитрий Медведев. - Есть такие законы, которые у нас в Думе по 10-12 лет болтаются - и ничего..."

По требованию президента до конца осенней сессии (2014 г.) депутаты обязаны были решить, какой из вариантов закона принять. Авторы поправок предлагали исключить из законопроекта положение о саморегулировании отрасли, снова ввести лицензирование, а также наделить эксклюзивными полномочиями на 10 лет некоего монополиста в статусе "регионального оператора по обращению с отходами". Причем всем остальным запрещалось работать в зоне его деятельности без заключения договора с ним.

На роль же федерального мусорного оператора претендовала Государственная корпорация "Ростех". Ее гендиректор Сергей Чемезов еще в ноябре прошлого года направил прошение президенту, где сообщил, что у корпорации появилась профильная "дочка" - "Национальный экологический оператор", которая готова развивать соответствующие производства и создавать рабочие места. На все это нужно немного: господдержка в размере тридцати миллиардов рублей. Письмо и очередной проект закона рассматривались в различных ведомствах, хотя Федеральная антимонопольная служба, похоже, ими не заинтересовалась. Из этого варианта была практически исключена обязанность производителей и импортеров товаров в упаковке по их утилизации. Вместо этого вводился экологический взнос, входящий в стоимость всех, а не только упакованных товаров. Примерную сумму поступлений от него в 2015 году чиновники оценили в 30 млрд руб. Ровно столько запросил на свои нужды "Ростех".

Получается, что поправки к действующему закону, первоначально призванные стимулировать коммерческую деятельность в области обращения с отходами, теперь просто приведут к росту налогов. И платить мы будем трижды! Во-первых, мы давно уже финансируем в ЕС утилизацию всех товаров в упаковке, поступивших на российский рынок и отмеченных знаком "Зеленая точка". Во-вторых, экологическим взносом мы просто обогатим бюджет на 30 миллиардов. И наконец, если министр строительства и ЖКХ Михаил Мень убедит законодателей в том, что граждане оплачивают только вывоз мусора, а не весь цикл обращения с ним, то квартплата вырастет в среднем на 12%.

Когда в последний перед каникулами день работы Думы, 23 декабря, депутаты наконец добрались до закона, из него исчезло даже упоминание об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами. В час голосования - когда за 60 минут принимают до десятка законов - думцы приняли и этот закон сразу в двух чтениях, а потом отправились на каникулы. Он в тот же день поступил в Совет Федерации, где был одобрен уже 25 декабря, хотя сенаторы официально тоже были в отпуске. В канун Нового года закон подписал президент.

Что же в итоге трехлетнего законотворчества? Изменена терминология: утилизация - это наконец-то использование, а не захоронение, ТБО теперь называется ТКО, то есть "твердые коммунальные отходы". Запрещено захоронение, но не сжигание полезных компонентов, а также применение ТКО для рекультивации земель и карьеров. Вводится экологический взнос и лицензирование деятельности с отходами I-IVкласса опасности, но остается совершенно нерегулируемым весь цикл обращения с отходами V класса, к которым относится бытовой мусор.

Коррупционные щели, точнее, дыры этого документа видны невооруженным глазом. Так, лицензирование должны проводить чиновники, в то же время "серые" перевозчики смогут спокойно работать с практически неопасными отходами, а об институте регионального оператора все было сказано выше. За бортом остался бизнес, объединившийся в СРО, и "Ростех", претендовавший на роль федерального оператора по обращению с отходами.

Говорят, что интересы последнего активно лоббировали некоторые члены СФ, но встретили сопротивление в администрации президента.