А.А.Турчак интервью для St. Petersburg Offers 10.2015
Ответы А.А. Турчака на вопросы журнала St. Petersburg Offers (материал для номера, приуроченного к XIX МФ «Российский промышленник»)
1. Как Вы оцениваете конкурентоспособность петербургских предприятий: какие отрасли, предприятия, продукция Санкт-Петербурга имеют хорошие перспективы для экспорта (на внутреннем и на внешнем рынках)? Приведите, пожалуйста, примеры петербургской инновационной продукции (тех изделий, которые называют «визитной карточкой» или «брендом» промышленного комплекса того или иного региона). Что необходимо для того, чтобы такой продукции стало больше?
Город на протяжении всей своей истории был и остается крупнейшим промышленным центром страны. Основой промышленного комплекса Санкт-Петербурга являются предприятия, выпускающие высокотехнологическую продукцию. Базовые сектора научно-производственного комплекса города представлены энергетическим машиностроением, электротехнической промышленностью, судостроением, радиоэлектроникой, приборостроением. Эти отрасли (плюс пищевая промышленность) обеспечивают порядка 50% общего объема промышленного производства.
Санкт-Петербург заслуженно называют Морской столицей России. Ведущие предприятия судостроительной отрасли - Адмиралтейские верфи, Северная верфь, Балтийский завод, Судостроительная фирма «Алмаз» и др. - имеют опыт постройки судов и кораблей практически всех классов водоизмещением до 100 тыс. тонн. Уникальность Санкт-Петербурга как центра судостроения состоит в том, что предприятия города способны практически полностью оснастить корабль всеми необходимыми механизмами, устройствами и системами. Если говорить по цифрам, то у нас в городе сосредоточены научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро и промышленные предприятия, обеспечивающие около 70 % объемов научных и опытно-конструкторских работ и порядка 40 % объемов производства отечественной судостроительной промышленности. На протяжении
3-х столетий судостроение было градообразующей отраслью, «визитной карточкой» нашего города.
Санкт-Петербург - развитый центр разработки и производства электротехнической и радиоэлектронной продукции. Среди ведущих предприятий этих направлений необходимо отметить холдинговую компанию «Ленинец», Российский институт радионавигации и времени, компании «Авангард», «Новая ЭРА», «НИИ-ЭФА», «Светлана», НПП «Радар ММС», НИИ «Вектор», «Интелтех», «Элкус».
Приведу два примера из деятельности Холдинговой компании «Ленинец». Разработаны и поставлены радиоэлектронные комплексы «Новелла» и «Купол» для модернизации самолета Морской Авиации Ил-38 и Военно-Транспортной Авиации Ил-76. Первый самолет Ил-76 получил имя Генерального директора фирмы «Ильюшин» Виктора Ливанова, а Ил-38 имя главного конструктора РЭК «Новелла» Фёдора Золотухина. Эти комплексы по целому ряду ТТХ превосходят мировой уровень.
Электротехническая и электронная продукция с берегов Невы используется практически во всех отраслях экономики, на всех континентах мира.
«Визитной карточкой» города является и продукция предприятий энергетики. Основная часть выпуска приходится на «Ижорские заводы», «РЭП Холдинг» и петербургские филиалы «Силовых машин», которые являются ведущими мировыми производителями оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций.
К широко известной продукции машиностроения относятся тракторы «Кировец» Петербургского тракторного завода», дизели завода «Звезда», силовые установки предприятия «Климов», космические аппараты завода «Арсенал», а также вагоны, горная техника и многое другое.
Хочу отметить, что в последние годы высокотехнологичный сектор города в целом развивается достаточно устойчиво. В качестве примеров можно назвать компанию «Транзас». Она занимается производством высококлассных тренажерных систем практически для всех отраслей экономики. Предприятие «Диаконт» специализируется на выпуске высокотехнологичной продукции для обеспечения безопасности и эффективности работы атомной, нефтегазовой промышленности и ЖКХ. ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор» одно из ведущих предприятий отечественного оборонного комплекса выпускает не только уникальные образцы морской техники и подводного оружия, но и оборудование для перерабатывающей и нефтегазовой отрасли, экологии и медицины.
Если говорить о новых для города отраслях и производствах, то в первую очередь, необходимо отметить развитие кластера фармацевтической и медицинской промышленности. В настоящее время в структуру кластера, который с каждым годом набирает обороты, входят 115 компаний, из которых 22 являются производителями лекарственных средств, 87 - производителями медицинской техники и 6 сервисных компаний. На предприятиях кластера выпускается около 100 наименований лекарственных средств, защищенных почти 400 патентами, а, с учетом имеющегося научно-технического потенциала и уровня подготовки кадров, ожидаемый ежегодный рост составит более 10 новых наименований лекарственных средств, с увеличенным темпом патентования.
Один из лидеров кластера - компания BIOCAD - является первым победителем национальной премии «Индустрия». Компания осуществляет уникальный проект MabNext по разработке инновационных препаратов на основе моноклональных антител для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний. В этом году BIOCAD инвестировал в новый R&D центр свыше 200 млн руб. для разработки инновационных препаратов против рака и гепатита С.
2. Каков оптимальный баланс между импортозамещением и импортом: какие производства и продукция в России должны быть сугубо отечественными, а что, например, оптимально закупать за границей? Каковы возможности Санкт-Петербурга по импортозамещению?
Мое твердое убеждение, что импортозамещение должно стать нашим стратегическим направлением на ближайшие годы. Безусловно, никто не ставит задачу тотального замещения всего импорта - это невозможно, и здесь не надо впадать в крайность. Страны, которые без всяких условий открывали свои рынки, нередко теряли целые секторы национальной экономики. И то, что произошло с нашей страной в 1990-е годы является показательным примером. У нас доля импорта в станкостроении оценивается приблизительно в 90%, в тяжёлом машиностроении - порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании - 60%, в энергетическом оборудовании - около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции - от 50 до 90% и так далее. Даже в гражданском самолётостроении импорт, к сожалению, носит подавляющий характер - более 80%.
Считаю, что с введением ответных санкций по ограничению импорта мы получили уникальную возможность дать толчок развитию важнейших отраслей, таких как ракетно-космическая, авиа-, судо- и энергомашиностроение, радиоэлектронный комплекс, а также автомобиле и станкостроение. Эти высокотехнологичные производства сформируют новый облик наших предприятий.
Переход на российские аналоги в области сложных, высокотехнологичных видов промышленного оборудования и сервисов - процесс, требующий, как минимум, от двух до пяти лет.
Импортозамещение требует инвестиций, однако финансово-экономическая неопределенность как внутри, так и вокруг России, западные санкции, ограничившие приток в страну внешних кредитов, широко использовавшихся для финансирования экономического роста в последние годы, высокие кредитные ставки формируют жесткие барьеры для частных инвестиций.
Говоря о процессе импортозамещения в нашем городе, я бы хотел привести один пример. Союз промышленников и предпринимателей рассматривал и рассматривает государственный заказ Санкт-Петербурга как эффективное средство поддержки промышленности. А это ни много ни мало - 200 миллиардов рублей. Данный вопрос на протяжении последних лет постоянно поднимался. Получили мы существенный прогресс только после того, как Губернатор Г.С. Полтавченко лично акцентировал внимание на этой задаче. По его указанию Правительство города стало оценивать и контролировать закупки наших ГУПов, результат не заставил себя ждать! Доля закупаемого импортного оборудования ГУПами в первом полугодии 2015 года по сравнению с 2014, значительно снизилась. В частности, у ГУП «Ленсвет» с 5% до 2%, у ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» с 10% до 2%, а у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с 30% до 5%. 10 сентября под председательством Губернатора состоялось заседание Промышленного Совета, на котором определены очередные рубежи, которых должна достигнуть петербургская промышленность в увеличении своей доли в объеме городского заказа на 2016 год.
В сентябре этого года начал работу Центр импортозамещения и локализации. Это пока единственный в России центр, реализующий антикризисный план Правительства Санкт-Петербурга для роста локализации и развития производства в городе. Центр стал постоянно действующей демонстрационной площадкой для питерских предприятий, способных представить конкурентоспособную продукцию взамен иностранной.
В городе разработаны программы по стимулированию отраслей экономики. Действуют механизмы лизинга, субсидирования, снижения процентных ставок по кредитам, а также поддержки предприятий участвующих в реализации государственных программ, финансирования через госкорпорации и т. д. Процесс импортозамещения требует дешевых кредитов для модернизации производства, и мы рассчитываем, что в ближайшее время начнёт работу Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга. К сожалению, до настоящего времени не определен механизм работы фонда. Объем фонда - миллиард рублей. При корректировке бюджета СПб, принятого Правительством города весной этого года, сумма подтверждена.
3. Почему многие петербургские предприятия не участвуют в локализации производств иностранных компаний в Санкт-Петербурге?
Если мы вопрос локализации производства рассмотрим на примере автомобильного кластера в Санкт-Петербурге, а по большому счету, только в этой отрасли мы можем говорить о локализации, то увидим несколько причин минимального участия наших предприятий.
Как показывает практика, иностранные автопроизводители не стремятся привлекать российских поставщиков при организации локального производства автоконцерны приводят за собой зарубежных поставщиков, с которыми они сотрудничают на глобальном уровне.
Есть требования Минпромторга к иностранным автопроизводителям по локализации, но пока основную долю в объеме локализованных автокомпонентов для иномарок составляют отдельные детали интерьера, экстерьера и кузова, поскольку их локализация требует относительно небольших инвестиций.
Другая объективная причина минимальной локализации - это то, что технический и технологический уровень производства автокомпонентов на отечественных предприятиях уступает уровню производства иностранных компаний. Российские компании тратят на инновации значительно меньше своих зарубежных конкурентов в соответствующих секторах. Как Вы понимаете, проблемы поставщиков мало волнуют автопроизводителей, для которых зачастую проще и выгоднее закупать комплектующие за рубежом.
Между тем падение объемов выпуска автомобилей в России заставляет сокращать свою деятельность и поставщиков, у которых себестоимость производства также значительно возросла. Стимулирование производителей автокомпонентов к расширению номенклатуры и объемов выпускаемой ими продукции возможно только при положительной динамике продаж автомобильной техники или расширении программ по экспорту автокомпонентов.
Одними требованиями Минпромторга по уровню локализации, проблему не решить. Только комплексный подход к проблеме локализации и активная поддержка власти - как федеральной, так и региональной - смогут позволить компаниям локализовать автокомпоненты на требуемом уровне.
4. Заинтересованы ли петербургские промышленники в международной кооперации? Какие здесь для нас «плюсы» и «минусы», оптимальные условия?
Если ты хочешь быть конкурентоспособным, т. е. чтобы твоя продукция продавалась и в России, и за рубежом, невозможно быть вне рамок международной кооперации. В современной экономике разделение на отечественные товары и импорт становится все более условным. Все большее число товаров производится в рамках международных цепочек добавленной стоимости. И ведущие петербургские предприятия, конечно, в этом вопросе не исключение. Они имеют наработанные кооперационные связи с иностранными партнерами, которые уже инвестировали средства в нашу промышленность, в наше производство и принесли современные технологии.
Я уже приводил цифры по доле импорта в ведущих отраслях промышленности, так что иностранные партнеры нам жизненно необходимы.
Другой аспект, связанный с международной кооперацией, о котором следует помнить всегда, - это стоимость. На обывательском уровне нам кажется, что произвести в России дешевле, чем за ее пределами. На самом деле во многих случаях мы сталкиваемся с ситуацией, когда это просто невозможно, поскольку у того, кто давно и массово производит нужную нам продукцию, это уже отработанный процесс с низкой себестоимостью. У того же, кто производит одну единицу оборудования в год и специально под заказ, себестоимость оказывается в разы больше. То есть технически он продукцию произвести может, но экономически это получается дороже.
У Санкт-Петербурга, по сравнению с другими российскими регионами, есть серьезные конкурентные преимущества для международной кооперации, и, прежде всего высокий процент научно-технических специалистов, представляющих как уже сложившиеся научные и производственные школы, так и новые формирующиеся в рамках перехода на шестой технологический уклад. Есть, одним словом, высокий потенциал уникального человеческого капитала. Петербург еще в советское время был «проектировочным центром» страны, центром, где производились идеи, новые методы, методологии и концепции. Как показывает опыт, специалистов, способных делать по-настоящему сложные вещи в научно-технической сфере, в мире не так уж много. И в этом смысле Санкт-Петербург остается инженерным центром, кадровым центром России. И эти преимущества, как мы видим, являются одной из причин стремления иностранных инвесторов приходить в наш город и создавать производство.
5. Как Вы относитесь к призыву Губернатора «носить инвесторов на руках как драгоценную вазу»? Какие инвестиции, прежде всего, нужны Петербургу?
Если мы посмотрим на статистические показатели развития экономики нашего города, то, к сожалению, увидим, что Санкт-Петербург испытывает всем известные общероссийские проблемы. Это: снижение объемов производства, снижение уровня капитальных вложений, низкая производительность труда и многое другое. Без привлечения серьёзных инвестиций ситуацию не переломить.
С начала 2000-х ключевую роль в частных инвестициях в экономику Петербурга играли иностранные компании. Крупнейшие проекты государственно-частного партнерства, такие как Западный скоростной диаметр, реконструкция аэропорта «Пулково» и другие были бы невозможны без иностранного участия.
Сейчас ситуация иная. Мы имеем вызовы не только циклического, экономического характера, связанные, с ценой на нефть, но и политического, например, ограничения на торговлю, связанные с санкциями и возможностью их нового витка. Это повышает неопределенность и не позволяет надеяться на традиционные методы выхода из кризиса.
Правительство города делает многое для привлечения инвестиций. Изменено законодательство для предприятий, осуществляющих крупные капитальные вложения и создающих высокоэффективные и высокооплачиваемые рабочие места, установлены льготы по налогам на прибыль, имущество, земельному налогу. Открыто единое окно по оформлению необходимых документов. Новый порядок сокращает сроки прохождения процедур по передаче инвестору городских объектов недвижимости. Предусмотрены льготы по арендной плате за землю, если на ней предприниматель возведет детский сад, школу, спортклуб или медицинское учреждение.
Но мы понимаем, что нужны дополнительные комфортные условия для инвесторов по привлечению инвестиций в основу экономики нашего города - «Промышленность». Поэтому наш губернатор и призывает «носить инвесторов на руках как драгоценную вазу».
Если говорить о перспективах, то Петербург - как современный научно-производственный комплекс - потенциальные инвесторы будут рассматривать всегда. Город обладает удачным географическим положением - соседство с европейскими странами и развитая транспортная инфраструктура обеспечивают уникальные возможности для успешной инвестиционной деятельности. Задача городских властей совместно с бизнес-сообществом создавать такие условия
для инвестора, чтобы он правильно оценивал возможности
Санкт-Петербурга, как по наличию трудовых ресурсов, их образовательного и профессионального уровня, так и по скорости подключения сетей и стоимости электроэнергии, газа, воды и так далее.