Заседание Координационного совета в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» прошло в СПбПУ

 

23 мая 2017 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось заседание Координационного совета в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки РФ - замминистра Л.М.  ОГОРОДОВА и замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования С.А.  ПИЛИПЕНКО; председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А.С.  МАКСИМОВ; президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А.  ТУРЧАК, а также руководители ведущих технических вузов, научно-производственных объединений и государственных корпораций России.

Напомним, что Координационный совет как координационно-совещательный орган при Минобрнауки России обеспечивает взаимодействие между участниками на предмет совершенствования системы образования. В состав совета входят ректоры ведущих технических вузов, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти. В сентябре 2015 года также на базе СПбПУ состоялось первое заседание Координационного совета . Сегодня в рамках заседания были подведены первые итоги и определены предложения по разработке стратегии развития инженерного образования.

Заседание открыла заместитель министра образования и науки РФ Л.М. ОГОРОДОВА, отметив, что несмотря на развитие образовательной системы, ее главная задача остается неизменной - обеспечить экономику страны высококвалифицированными инженерными кадрами. «Важно, чтобы в России система образования была трендом развития рынка, а не системой подготовки кадров для рынка, - подчеркнула Л.М.  ОГОРОДОВА. - В этом смысле подготовка инженеров является актуальной не только потому, что в этом нуждается экономика, но и потому, что это самый большой объем образования в стране: 468 вузов сегодня проводят подготовку инженерно-технических работников - это порядка 1,25 миллиона человек» . Данный показатель составляет 29% от общего объема высшего образования в России.

Как отметил президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А.  ТУРЧАК, вопрос повестки дня заседания Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» является центральным звеном научно-промышленной политики Санкт-Петербурга. «В 2016 году показатели городского научно-промышленного комплекса вышли на траекторию уверенного роста, что подтверждается результатами четырех месяцев нынешнего года» , - сказал А.А.  ТУРЧАК. Таким образом, промышленность Санкт-Петербурга вновь показала свою конкурентоспособность и готовность к быстрой адаптации в новых макроэкономических условиях. (Полный текст доклада А.А.Турчака).

Спецификой Санкт-Петербурга является то, что здесь научно-образовательная сфера является градообразующей: 18% активного населения города связано с наукой и профессиональным образованием. Об этом заявил председатель Комитета по науке и высшей школе А.С.  МАКСИМОВ. Андрей Станиславович также констатировал рост количества абитуриентов, поступающих в вузы технического профиля, и повышение среднего балла ЕГЭ. «По инициативе губернатора Санкт-Петербурга была принята Стратегия развития города до 2030 года, и основным ее вектором является улучшение качества жизни человека путем развития экономики знаний» , - сказал председатель Комитета по науке и высшей школе.

Возвращаясь к повестке дня, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН А.И.  РУДСКОЙ отметил, что взаимодействие Координационного совета с федеральными учебно-методическими объединениями позволяет аккумулировать интеллектуальный потенциал университетов России и эффективно его использовать. «Благодаря совместной работе 23 инженерных федеральных УМО, Координационного совета и Минобрнауки России было создано самое главное - эффективный инструмент развития инженерного образования, связывающий в единую систему университетского преподавателя, работодателя и министра образования и науки Российской Федерации» , - подчеркнул А.И.  РУДСКОЙ.

Повестка заседания Координационного совета началась с рассмотрения актуальных вопросов подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Докладчиком по этому вопросу выступил ректор СПбПУ А.И.  РУДСКОЙ. Андрей Иванович отметил, что сейчас в профессиональном сообществе идут поиски наиболее оптимальных форм подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и реформирования государственной системы аттестации научно-педагогических кадров: «Зарубежные профессиональные докторские программы формируют квалификацию, которая, будучи эквивалентной по статусу и сложности решаемых соискателем задач квалификации обладателя PhD, ориентирована на сферу промышленности или бизнеса, а не на академическую сферу» . В связи с этим А.И.  РУДСКОЙ предложил ввести в России степень, аналогичную зарубежной степени доктор инженерии (EngD). Введение новой степени позволит работодателям более точно определять, какого работника высшей квалификации выбрать на выполнение конкретной научной или опытно-конструкторской работы.

Следующим на повестке дня стоял вопрос о разработке ФГОС3++ и примерных основных образовательных программ. Замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования С.А.  ПИЛИПЕНКО подробно рассказал о задачах системы федеральных УМО по актуализации ФГОС с учетом требований профессиональных стандартов. Предметом выступления проректора по перспективным проектам СПбПУ, лидера (соруководителя) рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы А.И.  БОРОВКОВА стала разработка примерных основных образовательных программ: «Обязательный учет требований профессиональных стандартов образовательными стандартами потребовал существенно изменить концепцию ФГОС. Так как процесс разработки новых профессиональных стандартов и обновление действующих является перманентным, а процедура согласования и утверждения ФГОС достаточно сложная и длительная, то Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России было принято правильное решение об усилении роли и статуса примерных основных образовательных программ» . Непосредственно о результатах разработки примерной основной образовательной программы на основе предложенного макета рассказал председатель федеральных УМО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 29.00.00 «Технологии легкой промышленности» С.С.  ЮХИН.

В продолжение выступил ректор Томского политехнического университета П.С.  ЧУБИК, который на примере возглавляемого вуза представил методику организации приема в высшие учебные заведения на инженерные направления подготовки и специальности в 2018 году. О развитии системы федеральных УМО доложили первый проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Б.В.  ПАДАЛКИН и ректор Московского государственного строительного университета А.А.  ВОЛКОВ. С докладом «Киберфизические системы - стандарты и подготовка кадров» выступил вице-президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» И.Р.  АГАМИРЗЯН.

По итогам заседания Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» было принято решение по каждому из вопросов, стоявших на повестке дня.

А по завершении заседания для гостей была проведена экскурсия по Научно-исследовательскому корпусу с посещением Суперкомпьютерного центра «Политехнический».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата: 
25/05/2017 14:10
AttachmentSize
363.jpg233.21 KB
360.jpg288.97 KB