О мерах по минимизации последствий мирового финансового кризиса для российской экономики
Уважаемые коллеги!
В конце сентября мы собрали руководителей ведущих предприятий различных отраслей экономики Санкт-Петербурга, обсудили возникшие трудности и приняли решение проводить еженедельный мониторинг экономической ситуации в городе. Причем в каждой отрасли в этом процессе задействовано не менее пятнадцати предприятий. При Правительстве была сформирована рабочая группа во главе с вице-губернатором Осеевским, которая должна оперативно реагировать на возникающие коллизии. В состав группы вошли 3 председателя комитетов, начальник Главного Управления Центрального банка по Северо-Западу и Президент Союза промышленников и предпринимателей. Эта группа еженедельно собирается, заслушивает руководителей, вырабатывает меры для сохранения спокойного финансово-экономического климата в городе в 2009 году.
На сегодняшний день он характеризуется следующими показателями.
Половина организаций заявили о сохранении портфеля заказов на 2009 год, 20% сообщили, что портфель заказов возрастает, и у 30% предприятий портфель заказов снизился. Размер гособоронзаказа возрос у половины опрошенных предприятий, у трети сохранился на уровне. Таким образом, доля организаций, у которых намеченный объем производства в 2009 году больше или на уровне 2008 года, составляет более двух третей.
Свыше 30% предприятий заявили об ухудшении положения с наличием оборотных средств. Около двух третей организаций заявили, что возможности получения кредитов от банков ухудшились. Банковские ставки кредитования у большинства организаций выросли почти на треть. У половины опрошенных возросли задержки платежей.
У 70% опрошенных организаций средняя заработная плата в октябре 2008 года осталась примерно на уровне сентября. Вероятность возникновения задержек по выплате заработной платы у двух третей опрошенных организаций не отмечено. Примерно треть планирует сократить численность работающих в ноябре-декабре на 5-7%. Как видно из данной информации положение дел в нашем городе далеко не критично, но вместе с тем, по нашим оценкам, в ближайшие месяцы возможны:
- снижение показателей объема производства и роста продаж;
- снижение заработной платы и численности работающих.
Особенно беспокоит будущее строительного комплекса и пищевой промышленности. Это связано прежде всего с тем, что кредитные ресурсы, выделенные государством, практически не дошли до опрошенных предприятий, либо дошли по
ставкам, далеко превышающим среднюю рентабельность в промышленности вообще и в машиностроении, в частности.
Правительство РФ приняло постановление по оздоровлению экономической ситуации. Хочется надеяться, что эти меры будут более эффективными, чем простое первоначальное накачивание банков кредитными средствами с последующим переводом этих средств опять же за рубеж, о чем недавно говорил в своем выступлении вице-премьер С.Б. Иванов, критиковавший банки, пытающиеся заработать на проблемах ВПК, кредитующих оборонную отрасль под слишком высокие проценты и на короткие сроки, что не вызывает у руководителей предприятий уверенности, что намеченный Гособоронзаказ не будет в очередной раз корректироваться в сторону уменьшения.
На проблемах Гособоронзаказа я еще остановлюсь отдельно. Предлагаю подумать, прежде всего, о поддержке реального сектора экономики, а не посредников в лице банков. К сегодняшнему заседанию подготовлен Проект мер по минимизации влияния последствий мирового финансового кризиса на российскую экономику, предлагаю дополнить его следующими мероприятиями:
Необходимо не только обеспечить приоритетность закупки отечественных товаров по государственным программам и государственному заказу, но увеличить сами расходы на эти программы и государственный заказ. Реальному сектору нужен реальный платежеспособный спрос, необходимо снизить в 2009 году налоговую нагрузку, сохранить цены и тарифы монополий в следующем году на уровне 2008 года, ограничить маржу банков при предоставлении государственных кредитных ресурсов. В этом смысле достаточно интересны планы Китая, который «ответил на кризис» мощнейшей программой развития инфраструктуры с целью поддержки спроса.
И, наконец, наши предложения по совершенствованию системы формирования Государственного оборонного заказа. Необходимо в кратчайшие сроки завершить все преобразования в структурах, занимающихся обеспечением функций государственного заказчика. В условиях правовой неразберихи практически не возможно правильно организовать работу. Рассмотрим ситуацию с ГОЗ на 2009 год:
- постановление Правительства Российской Федерации по ГОЗ ожидается не раньше ноября-декабря 2008;
- объявление конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - январь-февраль 2009;
- заключение контрактов с головными исполнителями март-апрель;
-заключение контрактов между головным исполнителем
с соисполнителем - май - июнь;
- авансирование в лучшем случае - после июня.
У большинства предприятий производственный цикл - 6 - 9 месяцев.
Поэтому предлагаю принять нормативно-правовой акт на уровне Правительства Российской Федерации, который установит порядок формирования Государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) с учетом издания постановления Правительства Российской Федерации по ГОЗ на следующий год в первом полугодии текущего года.
В настоящее время, несмотря на утвержденные дефляторы Минэкономразвития, заказывающие управления Минобороны РФ применяют свои, принятые внутренними документами.
Уровень заработной платы, принимаемый в расчет, в подавляющем большинстве берется среднегодовой, что фактически снижает уровень зарплаты, достигнутый в 4 квартале.
Предприятиям навязывают твердую фиксированную цену на продукцию по ГОЗ. Для НИОКР и продукции с длительным циклом (в судпроме доходит до 10 - 15 лет) это нереально.
Дефляторы, принимаемые заказчиком при определении цены
на продукцию по ГОЗ, не отражают реальной действительности.
Заказчики не принимают в расчет факт-затраты в случаях резкого повышения цен на отдельные виды сырья, материалов, энергоресурсов в течение года.
Уровень прибыли, закладываемый в цену, каждое заказывающее управление устанавливает свой.
Предлагаю установить единую методику для формирования цены с общепринятыми по стране для всех видов продукции (работ, услуг) дефляторами. В цену должна закладываться рентабельность на уровне 15-20%, заработная плата на уровне средней заработной платы в регионе по промышленности.
Предлагаю так же установить единый уровень авансирования работ по ГОЗ - 80%.
В настоящее время авансирование выделяется на уровне не более 40% (изредка может быть до 80%).
До предприятий авансы доходят с опозданием, а в госконтрактах заказчик навязывает пункт «...отсутствие авансирования не освобождает от исполнения контракта в полном объеме».
Неразрешимой проблемой продолжают оставаться и налоги, выплачиваемые головными предприятиями с полученных от госзаказчика авансов. Эта схема не позволяет нормально проавансировать работу поставщиков комплектующих и неизбежно заставляет головное предприятие залезать в долги.
Наверное, не случайно, что многие руководители предприятий уже сейчас все громче заявляют о нежелании участвовать в выполнении госзаказа. Казалось бы, что это нонсенс, поскольку во всем мире такого рода работы являются престижными и прибыльными. Везде - но, к сожалению, только не у нас.