Комментарии М.А.Лобина в сюжетах радио Бизнес ФМ

Комментарии М.А.Лобина в сюжетах радио Бизнес  FM

09.08.2024  Промышленность и торговля стали драйверами развития экономики Петербурга в первом полугодии

В экономике Северной столицы по итогам первого полугодия сохраняются позитивные тенденции развития. Во всяком случае, об этом заявили в Смольном, отметив в качестве ключевых драйверов роста промышленность и торговлю. Кроме того, по данным чиновников, продолжает повышаться и потребительская активность петербуржцев.

В период с января по июль 2024-го индекс промышленного производства, по данным Петростата, составил почти 111% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В положительную динамику, в частности, существенный вклад продолжает вносить машиностроительный комплекс. Например, в производстве автотранспорта, прицепов и полуприцепов зафиксирован рост сразу в четыре раза. А по недавно опубликованным данным Петростата, автомобильные заводы Петербурга за первые шесть месяцев нынешнего года отгрузили в 6,5 раз больше машин, чем за аналогичный период прошлого. В денежном выражении это 37,5 миллиарда рублей. Впрочем, для сравнения, в 2021 году только за первое полугодие было отгружено машин на 256 миллиардов, так что пространство для роста в этом секторе, которое может «подтянуть» за собой и общие показатели городской экономики, еще очень велико. Впрочем, как и в некоторых других, отмечает первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Михаил Лобин:

Конечно, подрасти можно было бы в судостроении, безусловно, поскольку это градообразующая отрасль. Сегодняшняя ситуация, которая складывается в частности, по поводу Северной верфи, которая выиграла там арбитражный суд. Это же не поставка оборудования для как раз тех гражданских судов, которые строит Северная верфь, и они могли бы быть сданы, и это опять же пополнило бы городской бюджет. Фарма тоже на самом деле может расти, если учитывать те потребности, которые сегодня существуют. И надо использовать офсетные контракты, которые можно заключать на долгосрочную поставку и соответствующим образом под это развиваться. Это тоже достаточно серьёзные объёмы, которые могут быть использованы.

27.07.2024 Биометрия, цифровой учёт, запрет «резиновых квартир»: предложения СК против нелегальной миграции

Эксперты обсуждают предложения Александра Бастрыкина по борьбе с преступностью в сфере миграции. В числе инициатив, которые председатель СК направил в Госдуму, — введение биометрии, дактилоскопии, геномной регистрации и цифрового учёта места работы и жительства для всех въезжающих граждан, а также запрет массовой регистрации в так называемых «резиновых квартирах». Насколько реально воплотить данные предложения в жизнь, и получится ли с их помощью решить проблемы миграционной политики? 

Что берёт на себя бизнес? Рассказывает первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Михаил Лобин:

Бизнес, во первых, берет на себя чистоту оформления этих людей, и это уже достаточно важно. Речь ведь идёт о тех, кто нелегально занимается этим бизнесом. Крупные предприятия этого не делают. Они, наоборот, заявки делают очень аккуратно, целевым назначением. Если мне требуется, например, токарь или фрезировщик, то я их и спрашиваю. Ведь все сюжеты,которые показывают правоохранительные органы, связаны с нелегалами. Это всё безобразие, в том числе и властных структур. Я в своё время наблюдал ситуацию, как нелегалов привозили в отделение милиции. Они с одной стороны заходили, а с другой — выходили. И это не вопрос к бизнесу.

19.06.2024 В Госдуме предложили давать второй шанс на диплом бросившим вузы студентам

В России могут официально вернуться понятия неоконченного и неполного высшего образования. За это, в частности, выступил ректор петербургского Политеха Андрей Рудской, по мнению которого таким недоучившимся студентам нужна возможность вернуться в вуз и получить полноценный диплом. Кроме того, в Северной столице поддержали инициативу внедрения новой системы отбора абитуриентов в технические вузы, которая предполагает выход за пределы классического ЕГЭ.

О том, какие именно образовательные программы могут помочь с дефицитом кадров в реальном секторе экономики, рассуждает первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Михаил Лобин:

Я бы все-таки заострил внимание на подготовке инженеров-экономистов, потому что у нас экономистов пруд пруди, а инженеров нет. И экономист, который приходит на предприятие, он ничего в этом предприятии не понимает. Мне кажется, что наша Государственная дума должна озадачиться, поскольку мы год назад вместе с финансово-экономическим университетом нашим петербургским разработали программу, которая после двух курсов экономики погружала бы с помощью Военмеха нашего же питерского в курс технических дисциплин. И таким образом студент должен был получать и то, и другое образование.чтобы у абитуриента была возможность сконцентрироваться на профильных технических предметах.проблематично. Логичным видится и создание своеобразного классификатора нарушений, по которым возможна замена штрафа на инвестиции.

На сегодняшний день никаких гарантий для недоучившихся студентов в законодательстве нет. Если в советское время неоконченную вышку признавали и давали таким молодым людям возможность восстановиться и дойти до логического финиша, то сейчас и при уходе из вуза по собственному желанию, и при отчислении за неуспеваемость или прогулы человек получает просто справку. И продолжить обучение с таким условным документом практически невозможно. На это в ходе круглого стола в Госдуме, на котором обсуждали подготовку инженерных кадров, обратил внимание ректор Петербургского Политехнического университета Андрей Рудской. По его мнению, возвращение понятий «неполное высшее» и «неоконченное высшее» образование в правовое поле даст возможность продолжить обучение тем, кто когда-то его приостановил.

При этом стоит отметить, что сама идея «легализации» неоконченного высшего не нова: еще прошлой осенью с похожей инициативой выступал вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, который после выхода России из Болонской системы образования предложил выделить отдельный, так называемый «базовый специалитет» для тех, кто не доучился в свое время до диплома. К слову, по мнению депутата,которое приводит «Парламентская газета», это позволило бы таким недоученным, но официально признанным полуспециалистам» претендовать на более высокие должности. Более того, для будущих технических кадров могут поменять и систему отбора в вузы, изменив классические каноны ЕГЭ. В частности, на круглом столе прозвучало предложение не суммировать к общим баллам экзамен по русскому языку, оставив его в форме зачета, чтобы у абитуриента была возможность сконцентрироваться на профильных технических предметах.

Добавим, что по данным исследования сервиса «Яндекс Доставка», которое было проведено в прошлом году, почти половина курьеров по всей России имеют высшее или неоконченное высшее образование. Каждый шестой сотрудник сервисов доставки указал экономическое или финансовое образование, а каждый десятый — образование в сфере IT-технологий

24.04.2024  Штрафы для бизнеса могут заменить принудительными инвестициями в развитие на ту же сумму

Компаниям позволят направить средства, например, на переоборудование производства, а надзорные органы проконтролируют процесс. Все это, как полагают федеральные чиновники, позволит в будущем выстроить правильный баланс между государственными интересами, интересами предпринимателей, а также необходимостью соблюдения обязательных требований, в частности в сфере промышленной безопасности.

Идея, определенно, заслуживает внимания, считает первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Михаил Лобин:

Диалог всегда лучше, чем какие-то карательные меры. Тем более, что сегодня ситуация такая, когда у предприятий не хватает оборотных средств и возможность пополнить их за счет кредитов отсутствует. Процентная ставка не позволяет промышленным предприятиям рассчитывать на то, что они тело кредита когда-нибудь погасит. Поэтому я думаю, что отсрочки и возможность инвестировать штрафные санкции в улучшение производства – это действительно реальный путь по восстановлению статус-кво. Из фабулы проекта можно понять, что он в первую очередь нацелен на крупные предприятия, штрафы которых порой оцениваются в миллионы, а то и миллиарды рублей, если вспомнить историю «Норникеля». Компании пришлось выплатить около 150 млрд за разлив топлива под Норильском. Вместе с тем, по словам экспертов, возможность инвестировать в исправление недочетов стоит предоставить также средним и малым компаниям. Хотя очевидно, что вести учет в этом случае будет проблематично. Логичным видится и создание своеобразного классификатора нарушений, по которым возможна замена штрафа на инвестиции.

Заметим, что ранее аналогичная идея была выдвинута и для бюджетных учреждений. Так, в случае выявления недочетов те должны тратить средства на их устранение, а не на уплату штрафов. Для этого придется заключить с надзорным ведомством специальное соглашение, которое будет содержать «дорожную карту» по ликвидации нарушений. При этом административное производство либо вообще не будут начинать, либо приостановят на время реализации плана. Соответственно, если он не будет выполнен, то организацию ждет полноценное наказание согласно КоАП.