ИМПОРТ ВООРУЖЕНИЙ ГРОЗИТ ПОТЕРЕЙ СУВЕРЕНИТЕТА
Интервью Президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Президента - Генерального конструктора Холдинговой Компании «Ленинец» А.А. Турчака.
Анатолий Александрович! Вы не только руководитель одной из наиболее успешных компаний России, в основе деятельности которой лежат высокие технологии приборостроения - Холдинговой Компании «Ленинец», не только Президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Вы еще и почти что ровесник нашей Великой Победы 1945 года.
Поэтому первый вопрос: как Вы считаете, все ли необходимое делается сегодня на государственном уровне для наших ветеранов, для того, чтобы наша молодежь помнила о том, какой ценой досталась эта Победа? Промышленники и предприниматели Санкт-Петербурга, городские власти, что они со своей стороны делают для ветеранов? Сможем ли мы, российское общество, искупить свою вину перед поколением победителей за наплевательское отношение 1990-х годов?
Согласен с тем, что делается далеко не все. Обеспечить ветеранов квартирами через 65 лучше поздно, чем никогда. В средствах массовой информации достаточно много материалов, очерняющих нашу Победу в Великой отечественной войне. Некоторые авторы, которые не родились бы вообще в случае нашего поражения в этой огромной трагедии, или в лучшем случае были бы на положении рабов, рассуждают об ошибках, о лишних жертвах, о терроре и так далее. А ведь заградительные отряды были и в гитлеровской армии.
Если почитать гитлеровский план «Ост», то в нем это все было предусмотрено - уничтожение большей части населения и превращение остальных в рабов. Слишком много у нас в последнее время развелось разных лакеев типа Смердякова из романа Достоевского «Братья Карамазовы», который желал поражения России в войне 1812 года с французами: «...было бы хорошо, чтобы умная нация-с победила глупую нацию-с».
Слишком много появилось специалистов, которые безапелляционно рассуждают о том, что нужно было делать нашим маршалам и чего не нужно. Каждый из них мнит себя стратегом, видя бой даже не со стороны, а по прошествии десятков лет. Каждый из них считает, что такую войну можно было выиграть в белых перчатках. А сами гвоздь не могут забить, не попав себе по пальцам. В целом это ведет к разрушению исторической памяти нашего народа, к ослаблению культурных основ государства. Со своей стороны многие промышленные предприятия города сохранили свои музеи, сохранили память о ветеранах войны и производства, регулярно собирают ветеранов, оказывают содействие в их лечении.
Я не случайно сделал акцент на имевшем место бессовестном отношении к ветеранам войны. К сожалению, мораль в нашем обществе существенно пострадала в постперестроечный период. Сегодня определенно наметилась, к сожалению, еще одна негативная тенденция, связанная со сменой поколений в руководстве промышленных и научных предприятий. Генеральные директора и конструкторы, спасшие нашу науку и промышленность в годы безвременья, оказываются «за бортом» в результате жестких, конфликтных решений. Примеров много. Что можно и нужно сделать, чтобы подобные эксцессы более не происходили?
Нужно перестраивать мышление сегодняшних собственников предприятий. У многих основной рыночный лозунг - прибыль любой ценой, как можно быстрее и как можно больше. Отсюда у многих собственников предприятий - курс на финансовых специалистов, управляющих финансовыми потоками в интересах собственников.
Но этот лозунг не подходит для решения ряда важных стратегических экономических процессов, которые имеют явно не рыночный характер, не предполагают быстрое получение прибыли. Нужно иметь в виду, что финансовые потоки -это только один из ресурсов производства. Главное в производстве - это продукция в натуральном выражении, конкурентоспособная на мировом и отечественном рынках.
Задача дня - рост конкурентоспособности в мировой экономике на основе инноваций и инвестиций. А такой ресурс развития как инновации в своей основе не является рыночным. Смотрите, обычный рыночный цикл возврата инвестиций - 2-3 года: построить торговый центр или бизнес-центр и через этот промежуток времени получить возврат вложенных средств. Вот типичная рыночная стратегия. А инновационное развитие по полному циклу требует 10-12 лет: фундаментальные исследования, прикладные исследования, конструирование, технологии, опытное производство, серийное производство. В конце возможно получение отрицательного результата - риски очень велики. Во многом поэтому наш бизнес не финансирует исследования и разработки, а предпочитает закупать готовое оборудование и технологии за рубежом. Где выход?
Развитые страны уже давно идут по пути финансирования такого рода инновационных исследований за счет государства. Например, Америка. Она уже давно образовала специальное государственное агентство по передовым разработкам. Именно из этого агентства появился Интернет, технология «стелс» и многое другое, что определило господствующую роль Америки в технологическом превосходстве над остальными странами. Сейчас образовано уже второе такое агентство для исследований источников чистой энергии. Вот в этом случае на передний план выходят не финансовые менеджеры, а крупные ученые, главные конструкторы, главные технологи, генеральные директора. В подтверждение этого приведу утверждение профессора факультета управления канадского университета Макгилла Генри Минцберга, который сказал: «Попытки обучать управлению людей, у которых нет практического опыта, хуже, чем пустая трата времени, - они унижают саму идею менеджмента».
6 мая в жизни промышленности Санкт-Петербурга произошло знаковое событие. В состав ВМФ принят первый подводный корабль нового поколения - головная подводная лодка класса «Лада», носящая имя Вашего великого города. 8 мая на ней поднят военно-морской флаг. Что Вы можете сказать по этому поводу, кого бы хотели особо поздравить? Сколь важным для промышленности города будет скорейшее развертывание серийного строительства таких кораблей?
Если рассуждать с позиций роста конкурентоспособности, то это событие можно трактовать как конкретную реализацию этой задачи. Наш питерский научно-технический потенциал в кораблестроении наращивается в течение столетий - это научные школы, это институт конструкторов и технологов, это производственный комплекс. Напомню, что кораблестроение вообще - это высокотехнологичный и наукоемкий вид производства. Признанием этого факта является то, что наши подводные и надводные суда конкурентоспособны на мировом рынке. Все это можно отнести и к вновь построенной лодке. Постройка такой лодки - это вклад как в обороноспособность страны, так и в реализацию стратегической задачи по росту конкурентоспособности на основе инноваций. Поэтому хочу поздравить наших кораблестроителей, «судаков», как мы их называем в своей промышленной среде. А серийный выпуск такой продукции - это высококвалифицированные рабочие, это налоги в бюджет города, это инвестиции, это заработная плата нашим согражданам.
В последнее время «идеей фикс» руководителей МО становится приобретение военной техники за рубежом, на Западе. Перечень уже достаточно длинный. Но апофеоз этой деятельности на данный момент - готовящаяся сделка по «Мистралю». Дальше, поговаривают, будут германские НАПЛ... Что об этом всем думают промышленники Санкт-Петербурга? не являются ли действия руководства МО прямой угрозой возникновения военно-технической зависимости России от других государств? не влекут ли они за собой критическое уменьшение оборонного заказа отечественным предприятиям ОПК?
Промышленники Санкт-Петербурга считают такую идею вредной. Почему? Во-первых, оборонно-промышленный комплекс вообще и военное судостроение в частности являются «локомотивом» в инновационном развитии страны. А государственный платежеспособный спрос на продукцию ОПК отечественных производителей - важнейшее условие его развития. Таким образом, импорт вооружения создает условия для торможения развития этого научно-технического комплекса. Этим сдерживается решение стратегической задачи, поставленной Президентом РФ по росту конкурентоспособности нашей продукции на основе инноваций и инвестиций.
Во-вторых, при переходе на импорт вооружения следует иметь в виду, что всякий импорт - это вклад в развитие экономик других стран. Туда уходят рабочие места, налоги, инвестиции и заработная плата - все это включено в цену импортируемого товара.
В-третьих, в Конституции РФ содержится положение, что наша страна является суверенным государством. А что обозначает это слово? Это полная политическая независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях, не допускающая иностранного вмешательства. Необходимыми условиями суверенитета являются высокий уровень отечественной оборонной промышленности и вооруженных сил, продовольственная независимость, лекарственная независимость, независимость в области машиностроения, независимость в науке и ряд других факторов. В свое время Ирак закупил во Франции систему противоракетной обороны. Перед нападением на Ирак США попросили своего союзника по НАТО - Францию - дистанционно отключить эту систему, что и было сделано. Вот вам и пример закупки систем вооружения по импорту.
В основе промышленности Санкт-Петербурга лежит судостроение. В основе деятельности городской администрации - эффективное использование «квадратных метров». Как известно, под стапелями и складами питерских верфей таких метров - миллионы... Коллизия налицо. Отсюда, в том числе, и разговоры о Приморске, о суперверфи для гражданского судостроения в Кронштадте. Процесс вытеснения верфей из городской черты носит объективный характер, но... Все-таки ведь основа их деятельности - военное кораблестроение. Его мы обязаны сохранять и развивать. Может быть, есть смысл рассматривать перспективу создания в Кронштадте мощной верфи именно под кораблестроение, с последующим плановым переводом туда людей и активов верфей, работающих в городской черте?
Первое, это утверждение о том, что в основе промышленности города лежит судостроение. В структуре продаж в 2009 году по обрабатывающей промышленности производство транспортных средств (судостроение и автомобилестроение) занимает около 10% и не претендует на первое место по удельному весу. В принципе перенос такого тяжелого производства из центра города может быть оправдан. Что такое судостроение? Это огромные материальные, транспортные и трудовые потоки. Вряд ли можно признать целесообразным установку ядерных реакторов на суда в центре многомиллионного города. Недавно принято решение по переносу Адмиралтейских верфей в Кронштадт на территорию Морского завода. Но главное при переносе - это подготовка на новой площадке современных мощностей, сохранение устоявшихся связей между судостроительной наукой, конструированием, технологиями и производством. А эти связи базируются на общности людей высокой квалификации, занимающихся этими вопросами.
Анатолий Александрович, Вас за глаза называют и «красным директором», и «подпольным миллиардером», Ваши успехи объясняют кто дружбой с Путиным, кто банковскими финансовыми операциями, удачным управлением недвижимостью. Мне же представляется, что в основе Ваших, несомненно, выдающихся успехов лежит вовремя осознанная и осуществленная диверсификация бизнеса, поиск новых направлений для приложения капитала и интеллекта. Или главное все же не это?
Я пришел работать на одно из предприятий «Ленинца» 50 лет назад и уже 25 лет возглавляю компанию. По стажу работы я действительно «красный директор». А вот слухи о том, что я долларовый миллиардер, несколько преувеличены. Я не считаю наличие большого количества денег главной целью жизни. Настоящие ценности в жизни не покупаются за деньги. Это семейные ценности, это коллектив единомышленников, это интересная работа, которую ты знаешь и можешь выполнять. Я что-то не слышал о миллиардерах в электронной промышленности оборонного назначения. Хотя я бы приветствовал появление миллиардеров в высокотехнологичной и наукоемкой промышленности. Если мы хотим здесь добиться мирового уровня конкурентоспособности, то на мировом уровне должна быть и заработная плата для всех работающих на этом предприятии, и доходы акционеров таких компаний.
Среди очевидных успехов «Ленинца» в последнее десятилетие отмечают, и вполне справедливо, создание радиолокационных комплексов для Су-34 и для индийской морской авиации - комплекса «Морской змей». Как известно, эти работы шли достаточно тяжело. Если можно, расскажите, пожалуйста, об этих комплексах, какие трудности и как пришлось преодолеть? Какие особенности отличают эти разработки (если это возможно, конечно, по режимным соображениям)?
Ответственно могу заявить, что истребитель-бомбардировщик Су-34 на данный момент является лучшей машиной в мире в своем классе. Это заслуга, прежде всего, коллектива разработчиков самолета во главе с главным конструктором Р.Г. Мартиросовым. Радиолокационный комплекс, созданный «Ленинцем», обеспечивает все заданные в техническом задании характеристики, работу авиационного комплекса по наземным, морским и воздушным целям, а также решение задач РЭБ. Противокорабельные ракеты, размещенные на самолете Су-34, оснащены головками самонаведения, созданными на предприятиях компании. По этой машине мы имеем пятилетний действующий контракт. Что касается комплекса «Морской змей», то он успешно эксплуатируется в морской авиации республики Индия. По своим характеристикам он превосходит все зарубежные аналоги. Аналогичный комплекс нами создан и для Российских Вооруженных Сил. В этом году мы завершили государственные испытания, готовим производство и со следующего года начнем его серийные поставки. Причем мы можем поставлять комплекс в различной конфигурации в зависимости от предназначения носителя, будь то самолет, вертолет или дирижабль. Трудностей, естественно, хватало, но наши специалисты, ученые, руководители для того и работают, чтобы с ними справляться.
ХК «Ленинец», насколько это известно, занимается созданием унифицированного семейства всепогодных ГСН 3-мм диапазона волн для высокоточного оружия ВВС, СВ, ВМФ и унифицированной РЛС 3-мм диапазона волн для целеуказания высокоточному оружию малой дальности ВВС и СВ. Какие перспективы у этого направления, что уже сделано на данный момент?
Да, действительно, такие работы велись и ведутся.
«Ленинец» принял участие в создании бортового комплекса стратегического бомбардировщика Ту-160. В середине апреля начальник вооружений генерал Поповкин заявил о прекращении ряда программ создания оборонной техники, в том числе ПАК ДА. Как Вы можете прокомментировать такое решение? Мы вновь начинаем «экономить» на стратегических вооружениях, или кого-то очень смутил визит «белых лебедей» в Южную Америку?
То, что касается Ту-160 и других самолетов дальней авиации - работы по их модернизации и продлению ресурса в настоящее время ведутся. Нам поручено провести глубокую модернизацию РЭК, чем мы сейчас и занимаемся. Работы идут в соответствии с утвержденными графиками. Что касается ПАК ДА, то мы разрабатываем версию комплекса, который может быть установлен и на новом носителе.
Конечно, наших читателей интересует и тема гиперзвука. Будьте добры, расскажите, пожалуйста, о продвижении программы «Аякс». По мнению ряда специалистов, этот проект способен произвести революцию в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов. Когда можно будет увидеть этот аппарат «в металле», каков Ваш прогноз?
К сожалению, работы по программе «Аякс» сегодня не имеют необходимого финансирования и продолжаются, к сожалению, более низкими темпами, чем мы когда-то планировали.
Подготовил Александр Чернов