ИМПОРТ ВООРУЖЕНИЙ ГРОЗИТ ПОТЕРЕЙ СУВЕРЕНИТЕТА

Интервью Президента Союза промыш­ленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Президента - Генерального кон­структора Холдинговой Компании «Ленинец» А.А. Турчака.

Анатолий Александрович! Вы не только руководитель одной из наиболее успеш­ных компаний России, в основе деятель­ности которой лежат высокие технологии приборостроения - Холдинговой Компании «Ленинец», не только Президент Союза про­мышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Вы еще и почти что ровесник нашей Великой Победы 1945 года.

Поэтому первый вопрос: как Вы считаете, все ли необходимое делается сегодня на го­сударственном уровне для наших ветеранов, для того, чтобы наша молодежь помнила о том, какой ценой досталась эта Победа? Промышленники и предприниматели Санкт-Петербурга, городские власти, что они со сво­ей стороны делают для ветеранов? Сможем ли мы, российское общество, искупить свою вину перед поколением победителей за на­плевательское отношение 1990-х годов?

Согласен с тем, что делается далеко не все. Обеспечить ветеранов квартирами через 65 лучше поздно, чем никогда. В средствах массо­вой информации достаточно много материалов, очерняющих нашу Победу в Великой отечествен­ной войне. Некоторые авторы, которые не ро­дились бы вообще в случае нашего поражения в этой огромной трагедии, или в лучшем случае были бы на положении рабов, рассуждают об ошибках, о лишних жертвах, о терроре и так да­лее. А ведь заградительные отряды были и в гит­леровской армии.

Если почитать гитлеровский план «Ост», то в нем это все было предусмотрено - уничтоже­ние большей части населения и превращение остальных в рабов. Слишком много у нас в по­следнее время развелось разных лакеев типа Смердякова из романа Достоевского «Братья Карамазовы», который желал поражения России в войне 1812 года с французами: «...было бы хорошо, чтобы умная нация-с победила глупую нацию-с».

Слишком много появилось специалистов, которые безапелляционно рассуждают о том, что нужно было делать нашим маршалам и чего не нужно. Каждый из них мнит себя стратегом, видя бой даже не со стороны, а по прошествии десятков лет. Каждый из них считает, что такую войну можно было выиграть в белых перчатках. А сами гвоздь не могут забить, не попав себе по пальцам. В целом это ведет к разрушению исторической памяти нашего народа, к осла­блению культурных основ государства. Со своей стороны многие промышленные предприятия города сохранили свои музеи, сохранили память о ветеранах войны и производства, регулярно собирают ветеранов, оказывают содействие в их лечении.

Я не случайно сделал акцент на имевшем место бессовестном отношении к ветеранам войны. К сожалению, мораль в нашем обще­стве существенно пострадала в постпере­строечный период. Сегодня определенно наметилась, к сожалению, еще одна негатив­ная тенденция, связанная со сменой поколе­ний в руководстве промышленных и научных предприятий. Генеральные директора и кон­структоры, спасшие нашу науку и промыш­ленность в годы безвременья, оказываются «за бортом» в результате жестких, конфликт­ных решений. Примеров много. Что можно и нужно сделать, чтобы подобные эксцессы более не происходили?

Нужно перестраивать мышление сегод­няшних собственников предприятий. У многих основной рыночный лозунг - прибыль любой ценой, как можно быстрее и как можно больше. Отсюда у многих собственников предприятий - курс на финансовых специалистов, управляющих финансовыми потоками в интересах соб­ственников.

Но этот лозунг не подходит для решения ряда важных стратегических экономических процес­сов, которые имеют явно не рыночный характер, не предполагают быстрое получение прибыли. Нужно иметь в виду, что финансовые потоки -это только один из ресурсов производства. Главное в производстве - это продукция в на­туральном выражении, конкурентоспособная на мировом и отечественном рынках.

Задача дня - рост конкурентоспособности в мировой экономике на основе инноваций и инвестиций. А такой ресурс развития как ин­новации в своей основе не является рыночным. Смотрите, обычный рыночный цикл возврата ин­вестиций - 2-3 года: построить торговый центр или бизнес-центр и через этот промежуток вре­мени получить возврат вложенных средств. Вот типичная рыночная стратегия. А инновационное развитие по полному циклу требует 10-12 лет: фундаментальные исследования, прикладные исследования, конструирование, технологии, опытное производство, серийное производство. В конце возможно получение отрицательного результата - риски очень велики. Во многом поэтому наш бизнес не финансирует исследо­вания и разработки, а предпочитает закупать готовое оборудование и технологии за рубежом. Где выход?

Развитые страны уже давно идут по пути финансирования такого рода инновационных исследований за счет государства. Например, Америка. Она уже давно образовала специ­альное государственное агентство по передо­вым разработкам. Именно из этого агентства появился Интернет, технология «стелс» и многое другое, что определило господствующую роль Америки в технологическом превосходстве над остальными странами. Сейчас образовано уже второе такое агентство для исследований ис­точников чистой энергии. Вот в этом случае на передний план выходят не финансовые ме­неджеры, а крупные ученые, главные конструк­торы, главные технологи, генеральные директо­ра. В подтверждение этого приведу утверждение профессора факультета управления канадского университета Макгилла Генри Минцберга, ко­торый сказал: «Попытки обучать управлению людей, у которых нет практического опыта, хуже, чем пустая трата времени, - они унижают саму идею менеджмента».

6 мая в жизни промышленности Санкт-Петербурга произошло знаковое событие. В состав ВМФ принят первый подводный корабль нового поколения - головная под­водная лодка класса «Лада», носящая имя Вашего великого города. 8 мая на ней под­нят военно-морской флаг. Что Вы можете сказать по этому поводу, кого бы хотели особо поздравить? Сколь важным для про­мышленности города будет скорейшее раз­вертывание серийного строительства таких кораблей?

Если рассуждать с позиций роста конкурен­тоспособности, то это событие можно тракто­вать как конкретную реализацию этой задачи. Наш питерский научно-технический потенциал в кораблестроении наращивается в течение столетий - это научные школы, это институт кон­структоров и технологов, это производственный комплекс. Напомню, что кораблестроение во­обще - это высокотехнологичный и наукоемкий вид производства. Признанием этого факта яв­ляется то, что наши подводные и надводные суда конкурентоспособны на мировом рынке. Все это можно отнести и к вновь построенной лодке. Постройка такой лодки - это вклад как в обороноспособность страны, так и в реализацию стратегической задачи по росту конкурентоспо­собности на основе инноваций. Поэтому хочу по­здравить наших кораблестроителей, «судаков», как мы их называем в своей промышленной среде. А серийный выпуск такой продукции - это высококвалифицированные рабочие, это нало­ги в бюджет города, это инвестиции, это зара­ботная плата нашим согражданам.

В последнее время «идеей фикс» руково­дителей МО становится приобретение воен­ной техники за рубежом, на Западе. Пере­чень уже достаточно длинный. Но апофеоз этой деятельности на данный момент - го­товящаяся сделка по «Мистралю». Дальше, поговаривают, будут германские НАПЛ... Что об этом всем думают промышленники Санкт-Петербурга? не являются ли действия руко­водства МО прямой угрозой возникновения военно-технической зависимости России от других государств? не влекут ли они за собой критическое уменьшение оборонного заказа отечественным предприятиям ОПК?

Промышленники Санкт-Петербурга счита­ют такую идею вредной. Почему? Во-первых, оборонно-промышленный комплекс вообще и военное судостроение в частности являют­ся «локомотивом» в инновационном развитии страны. А государственный платежеспособный спрос на продукцию ОПК отечественных произ­водителей - важнейшее условие его развития. Таким образом, импорт вооружения создает условия для торможения развития этого научно-технического комплекса. Этим сдерживается решение стратегической задачи, поставленной Президентом РФ по росту конкурентоспособ­ности нашей продукции на основе инноваций и инвестиций.

Во-вторых, при переходе на импорт вооруже­ния следует иметь в виду, что всякий импорт - это вклад в развитие экономик других стран. Туда уходят рабочие места, налоги, инвестиции и заработная плата - все это включено в цену импортируемого товара.

В-третьих, в Конституции РФ содержится положение, что наша страна является суверен­ным государством. А что обозначает это слово? Это полная политическая независимость и са­мостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях, не допускающая иностранного вмешательства. Необходимыми условиями суверенитета являются высокий уровень отечественной оборонной промышлен­ности и вооруженных сил, продовольственная независимость, лекарственная независимость, независимость в области машиностроения, не­зависимость в науке и ряд других факторов. В свое время Ирак закупил во Франции систе­му противоракетной обороны. Перед нападени­ем на Ирак США попросили своего союзника по НАТО - Францию - дистанционно отключить эту систему, что и было сделано. Вот вам и при­мер закупки систем вооружения по импорту.

В основе промышленности Санкт-Петербурга лежит судостроение. В основе деятельности городской администрации - эффективное использование «квадратных метров». Как известно, под стапелями и скла­дами питерских верфей таких метров - мил­лионы... Коллизия налицо. Отсюда, в том чис­ле, и разговоры о Приморске, о суперверфи для гражданского судостроения в Кронштад­те. Процесс вытеснения верфей из городской черты носит объективный характер, но... Все-таки ведь основа их деятельности - во­енное кораблестроение. Его мы обязаны сохранять и развивать. Может быть, есть смысл рассматривать перспективу создания в Кронштадте мощной верфи именно под ко­раблестроение, с последующим плановым переводом туда людей и активов верфей, ра­ботающих в городской черте?

Первое, это утверждение о том, что в основе промышленности города лежит судостроение. В структуре продаж в 2009 году по обрабаты­вающей промышленности производство транс­портных средств (судостроение и автомобиле­строение) занимает около 10% и не претендует на первое место по удельному весу. В принципе перенос такого тяжелого производства из цен­тра города может быть оправдан. Что такое судостроение? Это огромные материальные, транспортные и трудовые потоки. Вряд ли можно признать целесообразным установку ядерных реакторов на суда в центре многомиллионного города. Недавно принято решение по переносу Адмиралтейских верфей в Кронштадт на терри­торию Морского завода. Но главное при пере­носе - это подготовка на новой площадке со­временных мощностей, сохранение устоявшихся связей между судостроительной наукой, кон­струированием, технологиями и производством. А эти связи базируются на общности людей вы­сокой квалификации, занимающихся этими во­просами.

Анатолий Александрович, Вас за глаза называют и «красным директором», и «под­польным миллиардером», Ваши успехи объ­ясняют кто дружбой с Путиным, кто банков­скими финансовыми операциями, удачным управлением недвижимостью. Мне же пред­ставляется, что в основе Ваших, несомненно, выдающихся успехов лежит вовремя осо­знанная и осуществленная диверсификация бизнеса, поиск новых направлений для при­ложения капитала и интеллекта. Или главное все же не это?

Я пришел работать на одно из предприятий «Ленинца» 50 лет назад и уже 25 лет возглавляю компанию. По стажу работы я действительно «красный директор». А вот слухи о том, что я дол­ларовый миллиардер, несколько преувеличены. Я не считаю наличие большого количества де­нег главной целью жизни. Настоящие ценности в жизни не покупаются за деньги. Это семейные ценности, это коллектив единомышленников, это интересная работа, которую ты знаешь и мо­жешь выполнять. Я что-то не слышал о милли­ардерах в электронной промышленности обо­ронного назначения. Хотя я бы приветствовал появление миллиардеров в высокотехнологич­ной и наукоемкой промышленности. Если мы хо­тим здесь добиться мирового уровня конкурен­тоспособности, то на мировом уровне должна быть и заработная плата для всех работающих на этом предприятии, и доходы акционеров та­ких компаний.

Среди очевидных успехов «Ленинца» в по­следнее десятилетие отмечают, и вполне справедливо, создание радиолокационных комплексов для Су-34 и для индийской мор­ской авиации - комплекса «Морской змей». Как известно, эти работы шли достаточно тя­жело. Если можно, расскажите, пожалуйста, об этих комплексах, какие трудности и как пришлось преодолеть? Какие особенности отличают эти разработки (если это возмож­но, конечно, по режимным соображениям)?

Ответственно могу заявить, что истребитель-бомбардировщик Су-34 на дан­ный момент является лучшей машиной в мире в своем классе. Это заслуга, прежде всего, коллектива разработчиков самолета во главе с главным конструктором Р.Г. Мартиросовым. Радиолокационный комплекс, созданный «Ле­нинцем», обеспечивает все заданные в техническом задании характеристики, работу авиа­ционного комплекса по наземным, морским и воздушным целям, а также решение задач РЭБ. Противокорабельные ракеты, размещен­ные на самолете Су-34, оснащены головками самонаведения, созданными на предприятиях компании. По этой машине мы имеем пяти­летний действующий контракт. Что касается комплекса «Морской змей», то он успешно эксплуатируется в морской авиации республи­ки Индия. По своим характеристикам он пре­восходит все зарубежные аналоги. Аналогич­ный комплекс нами создан и для Российских Вооруженных Сил. В этом году мы завершили государственные испытания, готовим про­изводство и со следующего года начнем его серийные поставки. Причем мы можем по­ставлять комплекс в различной конфигурации в зависимости от предназначения носителя, будь то самолет, вертолет или дирижабль. Трудностей, естественно, хватало, но наши специалисты, ученые, руководители для того и работают, чтобы с ними справляться.

 

ХК «Ленинец», насколько это известно, занимается созданием унифицированного семейства всепогодных ГСН 3-мм диапазо­на волн для высокоточного оружия ВВС, СВ, ВМФ и унифицированной РЛС 3-мм диапазо­на волн для целеуказания высокоточному оружию малой дальности ВВС и СВ. Какие перспективы у этого направления, что уже сделано на данный момент?

Да, действительно, такие работы велись и ведутся.

«Ленинец» принял участие в создании бор­тового комплекса стратегического бомбарди­ровщика Ту-160. В середине апреля началь­ник вооружений генерал Поповкин заявил о прекращении ряда программ создания обо­ронной техники, в том числе ПАК ДА. Как Вы можете прокомментировать такое решение? Мы вновь начинаем «экономить» на стратеги­ческих вооружениях, или кого-то очень смутил визит «белых лебедей» в Южную Америку?

То, что касается Ту-160 и других самолетов дальней авиации - работы по их модернизации и продлению ресурса в настоящее время ведут­ся. Нам поручено провести глубокую модерниза­цию РЭК, чем мы сейчас и занимаемся. Работы идут в соответствии с утвержденными графика­ми. Что касается ПАК ДА, то мы разрабатываем версию комплекса, который может быть уста­новлен и на новом носителе.

Конечно, наших читателей интересует и тема гиперзвука. Будьте добры, расскажи­те, пожалуйста, о продвижении программы «Аякс». По мнению ряда специалистов, этот проект способен произвести революцию в об­ласти создания гиперзвуковых летательных аппаратов. Когда можно будет увидеть этот аппарат «в металле», каков Ваш прогноз?

К сожалению, работы по программе «Аякс» сегодня не имеют необходимого финансирова­ния и продолжаются, к сожалению, более низки­ми темпами, чем мы когда-то планировали.

Подготовил Александр Чернов