ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
О необходимости перевода российской экономики на «инновационные рельсы» говорится уже много лет. На федеральном и региональном уровнях приняты десятки документов, нацеленных на техническое перевооружение и стимулирование инноваций, постоянно растет число различных организаций, в названии которых присутствует слово «инновационный», создаются все новые комиссии и советы. Но реальными успехами по выпуску действительно инновационной продукции могут похвастаться лишь отдельные предприятия.
Что же препятствует массовому росту инноваций в отечественной промышленности?
Своим видением сложившейся ситуации мы попросили поделиться президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, президента - генерального конструктора ХК «Ленинец», профессора, д. э. н., к. т. н. А. А. Турчака.
- Анатолий Александрович, а так ли уж нужны нам инновации? 1 Будем пользоваться не отечественными, а заграничными товарами, построим на территориях заводов торгово-развлекательные комплексы, переквалифицируем ученых и преподавателей в менеджеров по продажам...
- ... и превратимся из суверенного государства в полностью зависимую от чужих интересов колонию. Хорошо ли живется в таких странах? Я лично таких примеров не знаю. Заинтересованы ли другие государства в росте благосостояния жителей своих колоний, в защите прав граждан, в улучшении экологической обстановки? Не уверен. История свидетельствует, что интересы метрополий всегда были основаны на получении максимальной прибыли от своих колоний и подавлении любых протестных выступлений. Конечно, сегодня вешать недовольных на площадях никто не будет - для «приручения масс» будут
использованы политтехнологи, уже опробованные в республиках бывшей Югославии, Грузии и в ряде других стран. Такого пути вы хотите для России? Понятно, что «нет»!
У нас есть только один достойный путь развития - экономическая независимость. Существует ряд отраслей, которые обусловливают суверенитет России. К ним, в частности, относятся ОПК и АПК, энергетическое и атомное машиностроение, станкостроение, фармацевтическая промышленность. Эти отрасли необходимо развивать в обязательном порядке, но одними директивами тут не обойтись.
Экономическая независимость в современных условиях возможна только при стабильно растущей конкурентоспособности отечественной промышленности. Что может обеспечить такой рост? Для нас, промышленников, ответ очевиден: модернизация экономики, инновации, развитие человеческого капитала.
- Что же мешает промышленным предприятиям активно заниматься модернизацией производства и инновациями?
- Важно понимать, что и модернизация, и инновации не могут возникнуть сами по себе. Для них нужна «почва» - благоприятная предпринимательская среда.
Существует расхожее мнение, что кризис подталкивает предприятия к техническому переоснащению и внедрению новых технологий. Мы бы и рады, да только где в кризис взять на это средства? Еще раз отмечу, что ставки кредитов в России не позволяют вкладывать средства в долгосрочные программы и проекты, к которым, увы, относятся и модернизация, и инновации. А собственных средств у предприятий на это нет: если в 2008 году в обрабатывающей промышленности Санкт-Петербурга сальдированный финансовый результат составил 285 млрд рублей, то в 2009 году - лишь 152 миллиарда.
На словах все «за» инновации. Но на практике российский бизнес избегает инновационных проектов, так как в нынешней предпринимательской среде сроки окупаемости, например, торгово-развлекательного проекта в разы меньше, чем цикл разработки и внедрения по-настоящему инновационного продукта. Средний рыночный цикл в бизнесе занимает 2-3 года. А период разработки и вывода на международный рынок передового во всех отношениях комплекса бортового оборудования «Морской дракон» ХК «Ленинец» занял 7 лет!
- Где же выход из этого замкнутого круга?
- Во-первых, в государственном финансировании приоритетных инновационных проектов. Этим путем давно идут Соединенные Штаты Америки, другие экономически развитые страны. Так, например, в антикризисном плане Полсона (США, прим. ред.) предусмотрена поддержка промышленности за счет специального инновационного фонда, удвоение расходов федерального бюджета на НИОКР, частичное финансирование новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях. Другой пример: в тех же США образовано новое государственное агентство по разработке программы «чистой энергии» с бюджетом в 150 млрд долларов на 10 лет, и его руководителем назначен не управленец, не менеджер, а известный ученый. Т. е., несмотря на кризис, США делают ставку не на скорый финансовый результат, а на стратегическое господство в самых востребованных отраслях науки и техники.
Во-вторых, выход из нынешнего инновационного тупика должна стать внятная государственная промышленная политика.
Летом этого года из федерального центра прозвучали знаменательные для нас заявления по инновационному центру «Сколково», резидентам которого обещаны снижение ставок социальных страховых взносов, отмена налога на прибыль до достижения определенного уровня окупаемости вложений, особые правила регистрации предприятий, свобода от давления правоохранительных органов и хорошие условия для работы иностранных специалистов. По-сути эти заявления не что иное, как приговор существующим в нашей стране условиям для инновационного развития, признание того факта, что в нынешней предпринимательской среде инновации приживаются плохо.
Мы - промышленники и предприниматели -очень надеемся, что новые правила уже в ближайшее время будут распространены на весь российский бизнес.
- Каковы место и роль Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга в решении вышеуказанных проблем?
- Вся 20-летняя история СПП СПб неразрывно связана с позитивными преобразованиями в промышленном секторе экономики, с созданием в городе благоприятной деловой среды. Считаю, что с этими задачами мы справляемся довольно успешно.
Так, в частности, за последние 12 месяцев при нашем участии был разработан и принят Закон «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», который призван совершенствовать предпринимательскую среду для промышленности.
Кроме того, мы внесли предложение о создании Промышленного совета, и он был создан во главе с губернатором В. И. Матвиенко.
Мы блокировали проект Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2025 года, разработанный Леонтьевским центром, так как в этом проекте не были учтены важные тенденции, факторы и варианты развития городской экономики, в т. ч. конкурентоспособность промышленности, роль и место фундаментальных исследований. Мы были услышаны Губернатором и Правительством города, решением Промышленного совета нашему Союзу было дано поручение изыскать средства и подобрать разработчиков альтернативного варианта Концепции. Совместно с Вольным экономическим обществом (его возглавляет первый вице-президент СПП СПб С. Д. Бодрунов, прим. ред.), привлечены необходимые средства и заключен договор с Санкт-Петербургским государственным университетом экономики и финансов на создание нового варианта Концепции.
- Какие инновационные направления (проекты) особо перспективны для России и, в частности, для Санкт-Петербурга?
- Сегодня мировая экономика готовится переходить от пятого технологического уклада к шестому. Согласно мнению экспертов, в 21 веке успешными будут предприятия и сферы бизнеса, которые смогут освоить эти новые рубежи: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы.
Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки. Рост атомной энергетики и потребления природного газа будет дополнен расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии. Произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Завершится переход от «общества потребления» к «интеллектуальному обществу», в котором важнейшее значение приобретут требования к качеству жизни и комфортности среды обитания. Производственная сфера перейдет к экологически чистым и безотходным технологиям. В структуре потребления доминирующее значение займут информационные, образовательные, медицинские услуги. Ожидается существенный прогресс в технологиях переработки информации, системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой дальнейшую глобализацию экономики, формирование единого мирового рынка товаров, капитала, труда.
Мы должны учитывать эти прогнозы как необходимость развивать в обязательном приоритетном порядке отечественный научно-промышленный сектор. Мы должны отдавать себе отчет, что России требуется принципиально новая инновационная экономика. Если мы этого не сделаем, то нам достанется лишь роль одного из «ресурсных» статистов мирового рынка.