А.А.Турчак "О ходе реализации Программы развития системы начального профессионального образования СПб на 2008-2011 годы"
Выступление на заседании Правительства Санкт-Петербурга 22.03.2011 президента СПП СПб А.А.Турчака
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые члены Правительства!
Коллеги!
Комиссия в составе: Ректора государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования С.В. Жолована, Председателя Совета директоров компании «Диполь» - директора по развитию и инновациям Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники Н.В. Ковалёва, Генерального директора ОАО «Армалит-1» А.В. Кузнецова, Президента компании «ЛапинЭнтерпрайз» А.С. Лапина и Генерального директора государственного учреждения «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр» В.Л. Расковалова проанализировала ход реализации Программы развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы. Выводы комиссии изложены в достаточно объемной справке, с которой была ознакомлена Председатель Комитета по образованию О.В. Иванова. Главный вывод комиссии заключается в том, что запланированные на 2010 год мероприятия выполнены и сыграли свою положительную роль в успешном развитии экономики Санкт-Петербурга в минувшем году. Как известно, основной целью Программы является формирование необходимых условий и механизмов повышения эффективности начального профессионального образования для обеспечения приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга квалифицированными рабочими и специалистами. Сегодня можно констатировать, что в основном эта цель достигнута. На основе заявок работодателей в 2010 году был сформирован государственный заказ на подготовку специалистов и разработаны контрольные цифры приема.
Из 10 415 выпускников 2010 года 97% были трудоустроены на предприятиях Санкт-Петербурга.
Для более эффективного использования имеющихся финансовых, материальных и методических возможностей проведена реорганизация и интеграция однотипных ГОУ НПО, на их основе созданы крупные отраслевые ресурсные центры. В целях снижения напряженности на городском рынке труда на базе ГОУ НПО организовано обучение взрослого населения, проводится системная профориентационная работа с привлечением работодателей.
В минувшем году профессиональную подготовку по рабочим профессиям прошли 10 906 человек, что на 10% больше, чем в 2009 году.
25 февраля 2010 года с участием работодателей проведена Коллегия Комитета по образованию «О реализации Городской программы профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся общеобразовательных школ и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга», где были намечены конкретные меры по формированию у молодежи мотивации к труду и приобретению востребованной на рынке труда профессии. Рассмотрены вопросы социального партнерства в области подготовки кадров для предприятий Санкт-Петербурга.
Комитетом по образованию совместно с РОР «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» проводится работа с предприятиями и организациями Санкт-Петербурга по осуществлению мер дополнительной социальной поддержки молодежи в целях закрепления выпускников на производстве, повышения их заинтересованности в продолжении работы по полученной профессии на данном предприятии. Дальнейшее распространение получает опыт работодателей по выплате подъемных денежных средств при поступлении на работу, сохранении за выпускником рабочего места при призыве на службу в ряды Вооруженных Сил.
17 марта 2010 года на президиуме СПП СПб рассмотрен вопрос «О ходе реализации Программы развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы».
В постановлении Президиума были определены задачи работодателей по заключению договоров с ГОУ НПО, предусматривающие обновление и усовершенствование материально-технической базы, проведения практики учащихся и стажировок преподавательского состава, целевого обучения с последующим трудоустройством выпускников на предприятиях, разработке профессиональных стандартов, социальному партнерству. Сегодня можно доложить, что компании формируют бюджеты с учетом затрат на переподготовку и переобучение кадров, организуют в различных формах обучение своих сотрудников и молодежи. На таких предприятиях, как: Водоканал, Силовые машины, Кировский и Ижорские заводы, организованы учебные центры. Предприятия радиоэлектроники, судостроения, Октябрьская ж/д, Метрополитен ежегодно направляют на целевое обучение сотни питерских юношей и девушек.
При поддержке Газпромбанка на предприятиях производственного комплекса «Ижорские заводы» успешно стартовал проект «Наставничество», который направлен на повышение престижа рабочих профессий в целом и совершенствование профессионального мастерства рабочих базовых профессий.
На минувшей неделе, впервые, в Смольном Соборе была вручена молодежная Премия по номинации «Лучший молодой рабочий».
В центре внимания выставки XIV Международного форума "Российский промышленник" в сентябре-октябре 2010 года был подготовленный Комитетом по образованию раздел по профобразованию молодежи.
В октябре 2010 года при Комитете по образованию сформирован Совет по развитию начального и среднего профессионального образования, в составе которого 1/3 - это представители реального сектора экономики.
В декабре 2010 года Союз совместно с Советом ректоров разработал и направил в Комитет по науке и высшей школе и в Комитет по образованию для включения в комплексную программу развития профобразования предложения, подготовленные в связи с Перечнем поручений Президента РФ по итогам совместного заседания Государственного совета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010 года (утвержден Президентом РФ 09.09.2010 Пр-2663), поступившим для исполнения в субъекты РФ. Напомню слова Д.А. Медведева, произнесенные на этом заседании Госсовета: «... хочу ещё раз подчеркнуть: при переходе на инновационный путь развития важно модернизировать профессиональное образование в целом, включая невузовское. И, может быть, даже в большей степени делая сегодня упор именно на невузовское образование, неуниверситетское. Если мы хотим, чтобы последнее было действительно привлекательным, надо создавать современные образовательные учреждения принципиально нового типа, которые дают качественную подготовку высококвалифицированных рабочих и технических кадров».
В связи с вышеизложенным комиссия рекомендует: продолжить работу по реализации Программы развития системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге в 2011 году предусмотрев обеспечение инновационного характера профессионального образования на основе внедрения современных образовательных технологий, повышения качества образовательных услуг, расширения возможностей выбора профессий и образовательного учреждения.
Эта информация особенно важна для родителей будущих учащихся. Продолжить работу по созданию на базе целого ряда инновационных колледжей и образовательных учреждений начального профессионального образования ресурсных центров разного профиля. Изменившийся облик образовательных учреждений, установленные в них современное учебно-лабораторное оборудование позволяют повысить престиж и привлекательность образовательных учреждений, в т.ч. и для организации повышения квалификации работников предприятий. Как пример можно привести введенный в прошлом году комплекс Политехнического колледжа городского хозяйства, его оснащенности самым прогрессивным оборудованием, аудиторному фонду, объектам социально-культурного и спортивного назначения могут позавидовать многие предприятия нашего города.
Представляется целесообразным внести изменения в Комплексную программу развития профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы, дополнив раздел начального профессионального образования. Нам предстоит внести изменения и дополнения в Соглашение между Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитетом по образованию, Комитетом по труду и занятости населения и Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга». В заключение ещё раз хочу подчеркнуть, что в минувшем году проделана значительная работа по развитию системы начального профессионального образования в нашем городе.