Материалы к докладу А.Г.Алтухова на совместном заседании Президиумос СПП Спб 1.06.2011
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
А. Г. Алтухов.
Генеральный директор Ассоциации Энергетических Предприятий СЗФО,
Координатор СРО НП «Экспертиза энерго-эффективности».
Обязательные энергетические обследования установлены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Существенным является тот факт, что обязательному энергетическому обследованию подлежат все потребители топливно-энергетических ресурсов, которые тратят на них более 10 млн. руб. в год.
Проводить энергетические обследования имеют право только предприятия, являющиеся членами саморегулируемых организаций в этой области и выполнившие ряд требований, прежде всего квалификационных (наличие подготовленных специалистов) и технологических (наличие инструментальной базы для проведения обследований на системах энергоснабжения и ограждающих конструкциях зданий и сооружений).
Фактическая возможность проводить энергетические обследования появилась у предприятий с начала регистрации Министерством энергетики Российской Федерации саморегулируемых организаций в области энергетического обследования 04.07.2010.
Союз Промышленников и Предпринимателей Санкт-Петербурга и Ассоциация Энергетических предприятий Северо-Западного Федерального округа выступили соорганизаторами Некоммерческого Партнерства «Экспертиза энерго-эффективности», которое 27.01.2011 получило статус саморегулируемой организации и обладает высококвалифицированными кадровыми ресурсами и инструментальной базой для проведения энергетических обследований на промышленных предприятиях.
При этом реализация требований закона в части проведения энергетических обследований (энергоаудита) проходит крайне медленно. Во многом это связано и с медленными темпами развития нормативной базы (Федеральный закон потребовал принятия около 50 подзаконных актов, из которых на сегодняшний день разработаны и утверждены 37). Вторая проблема реализации требований законодательства - отсутствия финансирования, либо его недостаточность, что порождает резкое падение цен на проведение энергетических обследований, появление на рынке демпинговых предложений, за которыми стоят либо неквалифицированные специалисты, либо просто недобросовестные исполнители.
По данным Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России на 31.05.2011 во всей Российской Федерации представлено в соответствии с действующим законодательством 348 энергетических паспортов, из которых только 80 признаны удовлетворительными. Всего в РФ зарегистрировано 91 СРО в области энергетического обследования, объединяющие около 3000 компаний. Для большинства из них энергетические обследования являются новым направлением деятельности. Следует отметить, что на момент принятия 261-ФЗ в стране было около 300 аккредитованных Минэнерго аудиторских компаний, из которых только половина проводила активную работу в этом направлении.
В этой связи Минэнерго России считает важнейшей задачей ужесточение квалификационных требований к энергоаудиторам и обеспечение их ответственности за результаты проводимых обследований. Этот прозвучало и на прошедшей в Министерстве 31.05.2011 всероссийской конференции, которая собрала руководителей СРО в области энергетического обследования и проводилась совместно с ФГБУ «Российское энергетическое агентство».
На эту подведомственную Минэнерго структуру возложены функции оперативного управления государственной программой энергосбережения до 2020 года, а также управление государственной информационной системой в этой области. В том числе силами специалистов ФГБУ «РЭА» разрабатываются нормативные документы, регламентирующие проведение энергетических обследований и реализацию программ повышения энергетической эффективности, в том числе в рамках энергосервисных контрактов.
Необходимо добавить, что постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318 утверждены «Правила осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Они предусматривают проведение как плановых, так и внеплановых проверок предприятий и должностных лиц, ответственных за выполнение данных требований.
Срок проведения обязательных энергетических обследований истекает 31.12.2012. При этом для качественного энергетического обследования промышленного предприятия требуется 6-12 месяцев. В летние месяцы инструментальные обследования не проводятся. Очевидно, что срыв сроков проведения энергетических обследований приведет не только к административной ответственности в соответствии со статьей 9.16 Кодекса об административных правонарушениях (штраф от 50 до 250 тыс. руб. не является существенным для бюджета любого предприятия), но и ускорению данной процедуры путем привлечения низкоквалифицированных и недобросовестных исполнителей.
При этом основным результатом исполнения 261-ФЗ должна быть реализации программы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, снижение затрат на энергоресурсы и уменьшение энергоемкости производства продукции.
Очевидно, что на данном этапе руководителям предприятий необходимо, как минимум, определить ответственных лиц за реализацию требований законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, первостепенной задачей которых будет выбор исполнителей по данному направлению, составление и согласование технического задания на проведение энергетического обследования. Проведя хотя бы экспресс-оценку потенциала энергосбережения на предприятии и определив объемы необходимых работ, можно будет определить возможные пути их финансирования.