А.А. Турчак: «Где производство – там инновации, наука и финансы»

Журнал "Промышленно-строительное обозрение" №5 (август 2011 года)

 

Федеральный проект инновационного развития Петербурга, идея создания которого принадлежит Союзу промышленников и предпринимателей, не уступит по конкурентоспособности проекту Сколково.  В городе есть для этого потенциал, но необходимо создать условия для того, чтобы этот потенциал использовать.

О том, что уже сделано бизнес-сообществом и что необходимо еще  предпринять для повышения  инновационной активности мы говорим с Президентом РОР СПП Санкт-Петербурга, президентом - генеральным конструктором ХК «Ленинец», профессором, д.э.н., к.т.н. Анатолием Турчаком.

-Анатолий Александрович, судя по тому, насколько серьезные замечания и предложения были  представлены Союзом при обсуждении Комплексной инновационно-промышленной программы, для бизнес-сообщества чрезвычайно важно ускорить процесс инновационного развития  экономики города.

- Это действительно одна из важнейших задач. Многие ученые и специалисты обращают внимание на необходимость срочного перехода от пятого технологического уклада в экономике страны к шестому, причем отмечают, что даже пятый технологический уклад мы пропустили за прошедшее двадцатилетие.

Уже просматриваются ключевые направления шестого уклада: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Эти виды деятельности необходимо развивать в обязательном и приоритетном порядке.

И для этого нам  необходимо: обеспечить рост конкурентоспособности товаров и услуг на отечественном и мировом рынках, достичь опережающего развития инновационного сектора экономики, начать реальный переход к экономике шестого технологического уклада.

Низкая инновационная активность бизнеса, а именно  мы это сейчас наблюдаем, оказывает прямое влияние на конкурентоспособность российских товаров  на мировых рынках. Экспорт высокотехнологичной продукции - машин, оборудования и транспортных средств - в разы меньше, чем ее импорт.

Именно поэтому наш Союз в прошлом году главное внимание уделял поиску путей ускорения инновационного развития, формированию благоприятного предпринимательского климата в городе. Эта работа велась при непосредственном участии Комитетов экономического развития, промышленной политики и торговли, науки и высшей школы», научно-технического Совета при губернаторе Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского научного центра Академии наук РФ, Совета ректоров Вузов, многих крупных научных и промышленных организаций города.

В качестве основной цели была определена задача поиска и разработки прорывных инновационных направлений и нахождения рынков сбыта для новых товаров и услуг. Были рассмотрены источники финансирования - федеральные, городские, средства отечественного бизнеса.

По итогам проведенного анализа особенно ценным было отмечено то, что наши разработки базируются на полном технологическом цикле создания инновационной продукции. Эти исследования были положены в основу проекта «Промышленной концепции Санкт-Петербурга до 2020 года», которая была разработана в прошлом году под руководством Союза.

Комплексная инновационно - промышленная Программа - это серьезный шаг вперед в развитии научно-производственного потенциала Санкт-Петербурга. Она по своей сути и содержанию заменяет как минимум три действовавшие в последние годы документа:

- Программу инновационно-технологического развития промышленности СПб в 2009-2011 годы, постановление Пр-ва СПб от 21.10.2008 № 1268;

- Комплексную программу мероприятий по реализации инновационной политики  в СПб в 2009-2011, постановление Пр-ва СПб от 17.02.2009 № 152;

- План мероприятий по развитию научной деятельности  в СПб в 2008-2011 годы, постановление Пр-ва СПб от 19.06.2007 № 684.

Это, несомненно, должно улучшить организацию исполнения, повысить результативность и ужесточить контроль за реализацией Программы.

Исходя из последних рекомендаций Президента РФ Д.А. Медведева о необходимости усиления внимания развитию обрабатывающих производств, созданию новых конкурентоспособных продуктов, повышению роли и значимости во всех сферах жизни людей труда, считал бы целесообразным, предложить Правительству города выделить из состава КЭРППиТ специалистов прошедших реальную школу научно-промышленной деятельности и на их основе сформировать комитет по научно-промышленной политике Санкт-Петербурга.

С целью повышения качества управленческих решений по вопросам развития научно-промышленного комплекса СПб, для оценки проектов и программ, результатов их выполнения необходимо при новом комитете создать Совет независимых экспертов, к работе которого необходимо привлечь на конкурсной основе авторитетных специалистов города и России, причем не на общественной, а на платной основе. С ними должны быть заключены договоры и за свои решения они должны нести материальную ответственность.

Мы убеждены, что для ускорения инновационного развития, прежде всего, необходимо создание благоприятной предпринимательской среды - налоговой, таможенной, инвестиционной, кадровой.

-Какие рычаги было предложено задействовать?

-Прежде всего, необходимо стремиться к привлечению федеральных источников финансирования путем разработки «Федеральной инновационной программы по Санкт-Петербургу». Бизнес и город должны участвовать в ней на условиях софинансирования.

К этому есть важные предпосылки: в условиях снижения доходности бизнеса, вызванного последствиями кризиса, длительности процесса от фундаментальных исследований до серийного производства, высоких рисков на всех этапах работы бизнес крайне неохотно идет в научные разработки, предпочитая закупать оборудование и технологии за рубежом.

Есть опыт США по созданию федерального агентства для финансирования прорывных технологических разработок. Именно этому агентству мир обязан появлением Интернета, технологии Стелс, системы Джи Пи Эс и многих других прорывных технологий.

Это будет также соответствовать решению Председателя Правительства РФ В.В. Путина о создании нового органа «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Федеральный проект инновационного развития Санкт-Петербурга может стать более конкурентоспособным по отношению, в частности, к проекту Сколково за счет грамотного использования существующей в нашем городе инфраструктуры,  развития имеющихся научных школ.

Еще одно направление - это координация работ по выполнению постановления Правительства РФ №218 от 09.04.2010 года - подбор деловых партнеров для вузовской науки среди промышленных предприятий. В соответствии с этим постановлением государство выделяет средства вузам для проведения научных исследований на условиях софинансирования проекта со стороны бизнеса.

Естественно, что для формирования программы необходимо аккумулировать перспективные научные разработки. Наряду с другими задачами этим могло бы заняться Северо-Западное Отделение Академии Наук РФ.  О необходимости создания отделения в нашем городе Союз промышленников и предпринимателей говорит уже несколько лет.

Существует еще одна проблема, не решив которую мы не  добьемся роста инновационной активности. Это недостаток мощностей конструкторских и технологических организаций. За время реформирования многие из них перестали существовать, а потребность в них имеется как у малого, так и у крупного бизнеса. Без них невозможно создавать инновационную продукцию.

Эта работа уже проводится в рамках формирования кластеров и новых технологических платформ. Именно  современная форма кооперации бизнеса - кластеры, позволит реально создавать  технологические цепочки от разработки продукции до запуска ее в серию.

-Какая роль в идее Федерального проекта инновационного развития Санкт - Петербурга отводится промышленности?

-Промышленное производство является основой для инноваций. Если в городе не будет промышленности - конечной стадии инновационного развития, то не будет и инноваций. Об этом свидетельствует опыт постиндустриального развития в странах Запада и в Америке.

Наш город не может сохранить статус научного и культурного центра, если в нем не будет условий для развития производства. Позволю здесь процитировать  известного американского ученого Элвина Тоффлера, который совершенно справедливо подчеркивал: «туда, куда уходит реальное производство с его сотнями тысяч конкретных задач, требующих изобретательности и напряжения разума - туда уйдут и наука, и образование, и финансы».

Еще одно направление создания благоприятного инновационного климата  выдвинули представители вузовской науки. Речь идет о последовательной, продуманной подготовке кадров для инновационной экономики. Образованное молодое поколение - это главный и чуть ли не единственный козырь России в мировой технологической гонке.

Я бы сказал так: известный лозунг «Учиться, учиться и учиться» не  потерял, да и никогда не потеряет своей актуальности. Для решения этой задачи в нашем городе также имеются огромные возможности. В Петербурге  действуют уникальные научные школы, работают крупные специалисты и авторитетные ученые в самых различных областях.

-Сегодня в городе много сделано для того, чтобы  инновационная активность бизнеса росла, скажем, уже существует инфраструктура..

-Создание инновационной инфраструктуры или иными словами, оболочки для инновационного развития, чрезвычайно важный процесс, но этого  недостаточно. Большинству представителей интеллектуального труда понятно, что мало построить здание, повесить вывеску «Технопарк» и ждать того момента, когда в нем автоматически забьет инновационная деятельность.

Содействие развитию бизнеса можно сформулировать достаточно простым требованием: «Искать и находить рынки сбыта - продавать, продавать и еще раз продавать». Но продавать нужно свою наукоемкую и высокотехнологичную отечественную продукцию, а не импортную через систему многочисленных посредников.

-Но, продать  можно только то, что востребовано, необходимо потребителю...

-Совершенно верно. Кроме того, можно  способствовать продажам инновационной продукции, стимулируя спрос. Городской заказ, городские целевые программы, считаю, могут содействовать формированию новых рынков, а промышленники Петербурга, уверен, адекватно ответят на любые запросы.

Вот такой пример: в ноябре 2009 года в Петербурге  утверждена «Концепция повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения». Рабочей группой СПП СПб в Комитеты по энергетике и инженерному обеспечению, экономики промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга  были представлены предложения, направленные на  экономию энергопотребления, природных ресурсов и улучшение экологии городской среды.

Должен заметить, что промышленность Санкт-Петербурга выпускает турбины, парогенераторы, тепловые насосы, компрессоры, кабели и другую продукцию нового поколения с энергоэффективностью не хуже мировых образцов.

В результате совместной деятельности  властей и промышленников уже этим летом на улицах Петербурга появятся светодиодные светильники, которые будут работать от альтернативных источников энергии: солнца и ветра. По крайней мере, такое обязательство взяли на себя семь компаний, занимающихся инновационными разработками, которые объединились в партнерство. Проект автономного уличного фонаря уже представлен специалистам. Светодиодный прототип, на основе которого разработан новый светильник, стоит около 16 тысяч рублей.

Городская программа по модернизации систем наружного освещения в Петербурге рассчитана до 2015 года. Суммарное финансирование перехода Петербурга на светодиоды составляет примерно 486 миллионов рублей.

Интересно предложение ОАО «Авангард»: "Электролизные установки Э-5 - Э40 для получения гипохлорита натрия» и обеззараживания воды. В сравнении с лучшими зарубежными образцами,  в том числе работающими в городе, эта установка позволяет экономить 1,5 кВт*ч электроэнергии при  гидролизе 1 кг активного хлора в гипохлорит натрия.

Годовая экономия по расчетам для станций Колпино, Зеленогорска и других составит 67 тыс. кВт*ч. И в этой продукции уже заинтересован крупный городской потребитель ГУП «Водоканал», предприятия из других регионов России.

ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» разработало и освоило производство компенсаторов реактивной мощности (КРМ), которые позволяют решать задачи энергосбережения, сокращая до 12-13% энергетических затрат на двигателях, применяемых во всех областях промышленности  (от элементарных вентиляторов и заканчивая двигателями на мощнейших станках).

ОАО «Радар ММС» работает над программой «Умный дом». На «Балтийском заводе» началось строительство первой в мире плавучей атомную электростанции мощностью 70 мегаватт. В планах  сооружение  ещё семи таких станций.

Новый импульс этому процессу придаст, надеюсь,  и № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Росту спроса на продукцию способствует и реализация крупных инвестпроектов,  например, таких как организация  скоростного движения Российскими железными дорогами. ОАО «Радиоавионика» ХК «Ленинец» разработала и серийно поставляет для девяти железных дорог России средства железнодорожной автоматики.

Причем проектирование и модернизация станций «под ключ» ведется самим предприятием. При модернизации главного пути участка Санкт-Петербург - Москва для организации высокоскоростного движения произведено переоснащение 5 станций, в т.ч. одной из крупнейших (204 стрелки) - станции Бологое. На всех станциях заменены устаревшие устройства электропитания на разработанные в компании совмещенные питающие установки.

Замена релейных на микропроцессорные существенно повысила их надежность, стабильность энергопитания, отказоустойчивость, позволила обеспечить детальную диагностику, что естественно усилило безопасность и экономичность движения поездов. Примеры, безусловно, можно продолжать. И сегодня формирование спроса и содействие продажам, мы считаем нашей задачей.

-Что будет предпринято для решения этой задачи?

-Союз уделяет особое внимание выставочной и внешнеэкономической деятельности. СПП является одним из организаторов выставки «Российский промышленник», содействует проведению Петербургской технической ярмарки. И, конечно, способствует поддержке и развитию взаимоотношений с коллегами  стран СНГ, прибалтийскими республиками и государствами Европы, Америки, Ближнего и Дальнего Востока.

Сегодня Союз имеет соглашения и договоры о сотрудничестве с коллегами из Белоруссии, Украины, Франции, заключён договор с Конфедерацией работодателей Латвии, который предусматривает наше участие в мероприятиях в рамках финансируемой Европейским Союзом программы «Северное измерение». В составе исполнительной дирекции созданы департаменты внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества и юридического обеспечения. Вначале на общественных началах, а по мере укрепления финансового положения нашей организации появятся работники на постоянной основе.

-Как известно Санкт-Петербург является крупнейшим центром оборонно-промышленного комплекса страны, и развитие отрасли также основано на  инновационных разработках.  Как здесь обстоят дела?

Думаю, тема заслуживает отдельного разговора, поскольку дела в отрасли весьма далеки от совершенства. В последнее время руководители предприятий ОПК высказывают много критических замечаний в адрес МО РФ по несвоевременному доведению Гособоронзаказа до исполнителей.

Оборонно-промышленный комплекс - основа промышленности, да и всей экономики нашего города. Это 150 крупных и средних предприятий, входящих в систему ОПК. И ещё более сотни петербургских организаций машиностроения, металлургии, химической, пищевой промышленности и других отраслей принимающих участие в выполнении Гособоронзаказа.

К сожалению, вынужден констатировать, что положение дел с Гособоронзаказом на сегодняшний день крайне тяжелое. По большинству предприятий не объявлены аукционы и не проводятся конкурсы на закупку продукции. В Постановлении Правительства записано, что договоры должны быть заключены до 1 апреля, а для единственных исполнителей - до 1 марта.

Как известно производственный цикл создания сложных изделий вооружения и военной техники составляет 8-10 месяцев. Таким образом, если контракт будет заключен в июле-августе, то это запланированный срыв Гособоронзаказа с соответствующими последствиями для предприятия.

Достаточно жесткое заявление Президента РФ Д.А. Медведева, прозвучавшее на днях об усилении спроса с руководителей предприятий оборонного комплекса ставит нас перед дилеммой: «А нужно ли заключать договора по выполнению Гособоронзаказа на 2011 год с учетом оставшегося времени на их исполнение».

Ситуация в последние дни усугубляется принятыми Министерством Обороны решениями. Не успел перейти на другую работу В.А. Поповкин, как уже подготовлена директива о реорганизации военных приемок.

После её реализации произойдет уменьшение численности офицерского состава в разы. При этом сокращению подвергнутся не только люди, но и сами военные представительства, как самостоятельные организации, аккредитованные при предприятиях оборонной промышленности.

Большое количество предприятий, контролируемых одним ВП приведет к ослаблению контроля продукции как для МО РФ, так и для инозаказчиков, что неизбежно повлечет снижение её качества и всплеск рекламаций от потребителей.

В создании конечного изделия: самолета, корабля, ракеты принимают участие многие сотни предприятий страны. Любое некачественное, не соответствующее техническим условиям изделие, а это может быть конденсатор, резистор, транзистор и т.д. приведет к многомиллионным и даже миллиардным потерям, несопоставимым с затратами на содержание военпредов.

Значительное увеличение сроков рассмотрения и согласования технических, договорных и ценовых документов со стороны ВП негативно скажется на сроках подготовки и проведение конкурсных процедур, открытии финансирования и проведении окончательных расчетов за поставленную продукцию.

Президент России потребовал в ближайшее время принять новую федеральную целевую программу развития ОПК на 2011-2020 годы. Её объем в четыре раза превышает предыдущую - сейчас государство готово вложить в отрасль около 20 триллионов рублей.

Предприятия Санкт-Петербурга сегодня способны бороться за значительный объем Гособоронзаказа, но нам нужна постоянная конструктивная поддержка и помощь Правительства города, создание самостоятельного комитета по научно-промышленной политике как раз и позволит целенаправленно и планово вести эту работу.

Не менее тревожное положение складывается с военной наукой. Но это предмет отдельного разговора. В этом году в американском Сенате состоялись слушания по вопросу развития военного сектора промышленности США, с докладом выступил ответственный руководитель МО США по размещению оборонных заказов Фрэнк Кэндалл.

В докладе было заявлено, что технологическое превосходство ВС США над армиями других стран является залогом успешного решения задач по обеспечению национальной безопасности Америки.

Для поддержания достигнутого уровня развития вооружения и военной техники Министерство обороны должно непрерывно направлять свои усилия на развитие и укрепление структур национальной оборонной и гражданской промышленности, государственных лабораторий и академических подразделений, обеспечивающих Пентагон результатами последних изысканий научного и технологического характера, которые должны или могут быть использованы в военной сфере.

 

Подготовила Роза Михайлова