Содоклад А.А.Турчака на заседании Президиумов СПП СПб 20.10.2011
Уважаемый Георгий Сергеевич! Коллеги!
У нас с Вами сегодня особое заседание Президиума, мы не только обсуждаем Программу социально-экономического развития и Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2012-2014 годы, не только определяем роль и вклад бизнес-сообщества в их реализацию, но, на мой взгляд, с учетом прихода в город нового губернатора и изменений состава Правительства, предстоящих декабрьских и мартовских следующего года выборов должны определить основные политические, экономические и социальные направления нашей деятельности на предстоящие пятнадцать - двадцать лет жизни города. Конечно это не может произойти в ходе сегодняшнего заседания, но такую задачу необходимо ставить и решать в течении предстоящего 2012 года.
Ряд этих вопросов был поднят в докладе Е.И. Елина и на них я не буду заострять Ваше внимание, отмечу только, что сегодняшний доклад заставляет задуматься каждого участника нашего заседания и критически переосмыслить свою роль и степень участия в реализации намеченного.
В свою очередь хотел бы обратить особое внимание на три-четыре проблемы, решение которых требует непосредственного участия бизнес-сообщества, законодательных и исполнительных органов.
На первое место я бы поставил внешнеэкономические риски: продолжается мировой кризис. Падение платежеспособного спроса и долговые обязательства - вот основные проблемы Америки, Западной Европы, Китая, многих других стран. Снижение деловой активности в мировой экономике может вызвать снижение спроса и снижение цен на потребляемые энергоресурсы. Это приведёт к падению объема продаж уже у нас, как это было в 2009 году.
Напомню, что тогда продажи в питерской экономике упали на 10%, промышленное производство - на 20% (индекс промышленного производства), инвестиции в промышленность уменьшились на треть, численность занятых в обрабатывающих производствах сократилась на 7%.
В условиях падения спроса на мировых рынках возможно, прежде всего за счет демпинговых цен усиление агрессивного продвижения товаров на российский рынок. С другой стороны рубль может продолжить девальвацию и весь импорт подорожает - от товаров и комплектующих до продуктов питания.
Падение объема продаж энергоресурсов может в явном виде сказаться и на федеральном и на нашем городском бюджете из-за уменьшения поступления налогов. Напомню, что удельный вес продаж Роснефти в структуре городской обрабатывающей промышленности в январе - августе этого года наибольший - 55%. При этом две трети прибыли и соответственно налога на прибыль в январе - июле 2011 года получено именно в обрабатывающей промышленности.
Уже сейчас наметились несколько неблагоприятных предкризисных тенденций. В их числе:
- практически не растет объем грузовых перевозок;
- третий год подряд не растут продажи в строительстве;
- объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2011 года сократился
на 10%.
Хотелось бы не повторять практику предыдущего кризиса, когда мы до последнего верили, что он нас не затронет и пройдет мимо. Антикризисная программа тогда была разработана со значительным опозданием.
Особое внимание необходимо обратить на проблемы, связанные с долговременными отрицательными тенденциями в питерской науке и промышленности. Так продолжает снижаться уровень конкурентоспособности городской промышленности в мировой экономике. Импорт в разы превосходит экспорт. Это касается прежде всего поставок высокотехнологичной и наукоемкой продукции машиностроения (вне стран СНГ). Это касается и инвестиционной активности. В последние годы в структуре инвестиций в основной капитал доля бюджетных средств составляла наибольшую часть - от 40 до 50%, кредиты банков не превышали 10% и только в 2010 году они составили 27%.
Многочисленные международные исследования показывают, что наш предпринимательский климат значительно хуже, чем в других странах мира. Конкретно речь идет о таких составляющих предпринимательского климата как налоговая, инновационная, инвестиционная, финансовая, таможенная среды и ряд других. Никакая невидимая рука рынка не решит эту задачу. Это обязанность государства и его представителей на местах. В той же Америке, в развитых странах Западной Европы это предмет жесткого регулирования, в первую очередь посредством выделения государственных средств на длительный период, прежде всего на проведение исследований и разработок. Почему? Потому что рыночный цикл обычного бизнеса - три - четыре года. За этот период вложенные инвестиции должны вернуться. А инновационный цикл создания нового сложного продукта насчитывает порядка 10 лет, при этом в конце его совсем не гарантирован положительный результат.
Определение этих конкурентоспособных направлений, их выбор из множества возможных - задача научно-технической политики России. Как известно стратегическое развитие промышленности определяется не в промышленности, а в науке. Стоит задача, минуя пятый технологический уклад, который мы по сути уже пропустили, перейти к ключевым технологиям шестого уклада: биотехнологиям, основанным на достижениях молекулярной биологии, системам искусственного интеллекта, глобальным информационным сетям и интегрированным высокоскоростным транспортным системам. Для реализации этого стратегического курса, как уже неоднократно с различных трибун говорилось, мы должны сформировать современную конкурентоспособную модель национальной экономики, в основе которой будут находиться знания, инновации и высокие технологии.
Перед бизнесом стоит задача модернизации производства, каждому понятно, что для этого необходимо как можно больше средств оставлять в распоряжении предприятий. Но в нашей экономической практике происходит ровно наоборот. Процесс отбора средств у предприятий нарастает. Это увеличение налоговой нагрузки, ежегодный рост цен и тарифов организаций - монополистов, включая ЖКХ, рост стоимости полуфабрикатов и комплектующих, высокие ставки кредитования не сравнимые с западными, это административные барьеры и связанная с ними коррупция. Государство требует развивать высокотехнологичные наукоемкие производства. При этом одновременно увеличивает налоги на фонд оплаты труда с 26% до 34%. Процесс получения разрешения на строительство должен занимать несколько месяцев, а не несколько лет, подключение дополнительной мощности в электроэнергетике также должно быть оперативным и недорогим.
Как известно одной из важнейших составляющих благоприятного предпринимательского климата является среда платежеспособного спроса. Наличие спроса в кризис - это просто спасательный круг для бизнеса. Именно поэтому Союз работает над проблемами государственного оборонного заказа, над расширением спроса экономики города на продукцию городских предприятий. Этому посвящена наша выставочная работа и внешнеэкономическая деятельность. Активизация рыночного спроса от потребителей нашей продукции - это вопрос бизнеса. А вот государственный спрос - это вопрос государства.
Проведенный анализ показал, что по ряду федеральных целевых программ в 2010 году не выполнен план, не использованы предусмотренные федеральные средства, утрачен платежеспособный спрос, в том числе для нашего городского бизнеса. Вопрос ни разу не рассматривался Правительством города.
Это в значительной степени связано с тем, что в городской Администрации
нет самостоятельного органа, который бы отвечал и занимался научно-промышленной политикой региона.
Около 10 млрд. рублей реального платежеспособного спроса может быть
утрачено в связи с недостатками в организации работ по
государственному оборонному заказу.
По состоянию на сентябрь 2011 года, объем Государственного оборонного заказа снизился на 4,8 млрд. руб. к уровню минувшего года, при этом если объем финансирования в прошлом году на этот период составлял 87,0%, то в 2011 году менее 50%. Кроме того растет задолженность как Министерства Обороны, так и головных исполнителей контрактов за выполненные работы и поставленную продукцию, она составляет уже более 3 млрд. рублей.
Несмотря на все наши усилия, город мало закупает продукции питерских предприятий. Здесь есть два момента: первый - город не покупает конкурентоспособную наукоемкую высокотехнологичную продукцию, такую как гамма-томографы и циклотроны НИИ ЭФА им. Ефремова и это вина городских чиновников. Но есть и другой: город не покупает продукцию в связи с её неконкурентоспособностью, и это беда и вина руководителей и владельцев предприятий. Да, годы реформ не самым лучшим образом отразились на нашей промышленности. Но при этом нужно помнить, что всякий импорт - это наш вклад в развитие экономик стран - экспортеров. Именно туда уходят налоги, рабочие места, инновации, инвестиции, заработные платы, т.к. всё это включено в цену импортируемого товара. Что делать? Нужно изменять практику закупок по импорту. Не просто покупать импортные товары, а настаивать на образовании совместных производств в городе. Тогда у нас появятся новые рабочие места, новые технологии, часть наших затрат вернется в городской бюджет. Но и в этом вопросе надо быть очень внимательными, просчитывать последствия принимаемых решений, чтобы не получился очередной автомобильный кластер. По этому пути уже давно идет Китай. Важная роль в этом деле принадлежит малому и среднему бизнесу города.
Ещё раз хочу отметить, что промышленное производство является основой экономического и социального развития города, источником и потребителем инноваций. Наш город никогда не станет научным и культурным центром, если в нем не будут развиваться наука, промышленность и транспорт. В связи с этим напомню высказывание известного американского ученого Элвина Тоффлера: «Туда, куда уходит реальное производство с его сотнями тысяч конкретных задач, требующих изобретательности и напряжения ума - туда уйдут и наука, и образование, и финансы». Время настоятельно требует от нас постановки перед собой самых амбициозных задач.
Так, за предстоящее десятилетие производительность труда необходимо увеличить минимум в два раза, поднять долю инновационной продукции примерно
в 3 раза.
Можем ли мы «вытянуть» всю промышленность на уровень, соответствующий мировому по цене и качеству? В свое время из-за этого перенапряглась экономика СССР. Космос, ядерная энергетика, тяжелая индустрия, обороноспособность - это удавалось держать на мировом уровне. Все остальное делали тоже сами, но оно было хуже, чем в мировой индустрии.
Где выход из имеющейся ситуации? Выход в разработке и реализации научно- промышленной политики, в составе которой были бы сформированы те виды научной и промышленной деятельности, по которым у нас имеются или могут быть вновь созданы хорошие заделы (научные, технологические, производственные, кадровые). Это позволило бы определить прорывные направления и их разработчиков по всему технологическому циклу. Для них в первую очередь необходимо создать приоритетную предпринимательскую среду.
И ещё один важный вопрос.
Сегодня ни для кого не секрет, что большинство продовольственных товаров в наших магазинах и предприятиях общественного питания, либо импортные, либо произведены из импортного сельскохозяйственного сырья.
В прошлом году Президент РФ утвердил Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.
Однако, к сожалению, представители Ассоциации сельхозпроизводителей говорят о том, что после утверждения Доктрины в деле её реализации сделано немного. Положение отечественного сельского хозяйства продолжает ухудшаться и не только из-за климатических и финансовых катаклизмов, а прежде всего из-за продолжающегося экономического и административного давления на село, игнорирования насущных проблем агропромышленного комплекса.
Хочу напомнить, что в предлагаемом бюджете предусмотрены субсидии для ГУП «Продовольственный фонд» в размере 86 млн. руб. и на развитие сельского хозяйства в Санкт-Петербурге около 100 млн. рублей. Представляется, что эти деньги никак не повлияют на выполнение Доктрины. Понятно, что не все регионы России имеют собственное мощное сельскохозяйственное производство.
Наиболее эффективным ответом на опасность возникновения дефицита продовольствия для Санкт-Петербурга является переориентация в обеспечении сельхозпродукцией на возможности Ленинградской области, но для этого нужно разработать согласованную аграрную политику двух регионов, принять совместную программу и план конкретных мероприятий по замещению импорта молока, молочных продуктов, мяса, овощей, картофеля и т.п. продукцией, произведенной в Ленинградской области, а если возможности области не позволят получить необходимый объём поставок, то выйти в соседние регионы: Псковскую и Новгородскую области. Нужно взять за правило: ввозить из-за рубежа только то, что невозможно произвести у себя и у своих ближайших соседей.
Уже на стадии разработки продовольственных балансов города необходимо зафиксировать не только объёмы поставки сельхозпродукции, но и определить регионы-поставщики.
В основу этой работы должен быть положен закон о продовольственной безопасности Санкт-Петербурга, принятие которого недопустимо затянулось.
Итак, в качестве наших важнейших задач на среднесрочную перспективу для достижения целей, определенных Президентом РФ и председателем правительства РФ, и выполнения программы социально - экономического развития Санкт - Петербурга на 2012 - 2014 годы можно назвать следующие:
- Обеспечение безопасности и суверенитета страны, которые в первую очередь зависят от состояния и развития оборонного и аграрно-промышленного комплексов, а также разумной демографической и кадровой политики на всех уровнях хозяйствования;
- Разработка научно-технической политики с определением приоритетных направлений развития науки и техники;
- Создание благоприятного предпринимательского климата для развития отечественного бизнеса;
- Подготовка и подписание взаимовыгодного трехстороннего Соглашения на предстоящий период.
Благодарю за внимание.