ГОРОД ЖИВЕТ, ПОКА ЖИВУТ ЗАВОДЫ (отчет с совместного заседания Президиумов ОО СПП СПб и РОР СПП СПб 20.10.2011)
Успешная реализация Программы социально-экономического развития города на 2012-2014 годы, наполнение городской казны напрямую зависят от условий, в которых живет и развивается промышленный комплекс, малый и средний бизнес.
Что сегодня становится препятствием для экономического развития, как следует совершенствовать взаимоотношения власти и бизнеса, как развивать кооперацию между предприятиями, повышать конкурентоспособность продукции - эти проблемы и задачи стали предметом обсуждения членов президиума СПП и городской власти.
Промышленный комплекс - стабилен
Председатель Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Евгений Елин обрисовал экономическую ситуацию и рассказал, на каких принципах формируется Программа социально-экономического развития города.
- Промышленность неплохо перенесла кризис, был небольшой спад по индексу промышленного производства, но уже в 2010 году он пошел в рост и в 2011 году составляет 114%, а по сравнению с прошлым годом отгрузка промышленной продукции увеличилась на 32%.
Обеспечить стабильность в кризис городу помогло то, что промышленность диверсифицирована. Благодаря двум отраслям - энергомашиностроительной и судостроительной - экономическая устойчивость сохранялась в Петербурге в самое тяжелое время.
Сегодня вклад в экономику города вносят отрасли, поддержанные в свое время правительством, - автомобильная и металлургическая. Начался возврат капиталовложений в инфраструктуру, которые город делал, привлекая инвестора.
До кризиса обсуждался вариант движения городской экономики по пути деиндустриализации. Теперь, на ближайшее десятилетие, этот вопрос закрыт.
Город не может обойтись без промышленного комплекса, поскольку все вспомогательные секторы, которые до кризиса активно действовали, в частности строительство, туризм, показали свою уязвимость.
Таким образом, промышленность - это та основа, которая дает городу возможность для развития и роста экономики.
Два месяца назад правительством была принята Программа социально- экономического развития Санкт-Петербурга до 2014 года.
При ее формировании мы постарались учесть все нынешние реалии, а также положения ранее принятой Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года.
При реализации новой программы, считаю, следует учесть три важных фактора: Санкт-Петербург стал глобальным городом, мы вошли в период демографического спада и живем в режиме исторического города.
Поскольку налицо старение населения, развиваться промышленность будет с учетом притока трудовых ресурсов извне.
Как все глобальные города, мы неизбежно столкнемся с миграционным переростом, который породит культорологические, социальные, ментальные проблемы. И здесь нам предстоит подумать, какие меры предпринять для консолидации населения.
И, наконец, городу с большим историческим и культурным наследием следует особое внимание уделить формированию градостроительной и промышленной политики.
Петербург заинтересован в современных, высокотехнологичных производствах и готов содействовать их привлечению, стимулировать модернизацию на действующих предприятиях.
Только в 2010 году правительство направило на поддержку промышленного комплекса около 3,5 млрд рублей в виде налоговых льгот. Вклад города в техперевооружение предприятий в этом году составит 8,5 млрд рублей.
Идет развитие обеих площадок Петербургской ОЭЗ, где создаются лучшие в России условия для вхождения в рынок инновационных предприятий. Мы начали реализовывать кластерную политику, содействуя появлению тех отраслей, которых в Петербурге не было. Это автомобиле-строение, автопромышленность, производство автокомпонентов, фармацевтическая промышленность.
Что касается горзаказа, считаю, это мощный инструмент для развития промышленности разных отраслей, и нам пора создавать полномочный орган, лоббировать собственных производителей, безусловно, тех, кто производит конкуренто-способную продукцию.
Где и чем рискуем
Президент Союза промышленников и предпринимателей Анатолий Турчак обратил внимание на проблемы, решение которых требует непосредственного участия бизнес-сообщества, законодательных и исполнительных органов.
- На первое место я бы поставил внешнеэкономические риски: продолжается мировой кризис. Снижение деловой активности в мировой экономике может вызвать снижение спроса и цен на энергоресурсы. Это приведет к падению объема продаж, как это было в 2009 году.
В условиях снижения спроса на мировых рынках возможно, прежде всего за счет демпинговых цен, усиление агрессивного продвижения товаров на российский рынок. С другой стороны, рубль может продолжить девальвацию, и весь импорт подорожает - от товаров и комплектующих до продуктов питания.
Падение объема продаж энергоресурсов может в явном виде сказаться и на федеральном и на городском бюджете из-за уменьшения поступления налогов. Напомню, что удельный вес продаж Роснефти в структуре городской обрабатывающей промышленности в январе - августе этого года наибольший - 55%. При этом две трети прибыли и соответственно налога на прибыль в январе - июле 2011 года получено именно в обрабатывающей промышленности.
Уже сейчас наметились неблагоприятные предкризисные тенденции: почти не растет объем грузовых перевозок, третий год подряд не увеличиваются продажи в строительстве, объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2011 года сократился на 10%.
Не хотелось бы повторять практику предыдущего кризиса, когда мы до последнего верили, что он нас не затронет. И антикризисная программа была разработана со значительным опозданием.
Как известно, стратегическое развитие промышленности определяется не в промышленности, а в науке. Нам предстоит, минуя пятый технологический уклад, который мы по сути уже пропустили, перейти к ключевым технологиям шестого уклада: биотехнологиям, основанным на достижениях молекулярной биологии, системам искусственного интеллекта, глобальным информационным сетям и интегрированным высокоскоростным транспортным системам.
Для реализации этого стратегического курса мы должны сформировать современную конкурентоспособную модель национальной экономики, в основе которой будут находиться знания, инновации и высокие технологии.
Перед бизнесом стоит задача модернизации производства. Каждому понятно, что для этого необходимо как можно больше средств оставлять в распоряжении предприятий. Но в нашей экономической практике происходит ровно наоборот.
Процесс отбора средств у предприятий нарастает. Это увеличение налоговой нагрузки, ежегодный рост цен и тарифов организаций-монополистов, включая ЖКХ, рост стоимости полуфабрикатов и комплектующих, высокие ставки кредитования, административные барьеры и связанная с ними коррупция.
Государство требует развивать высокотехнологичные наукоемкие производства. При этом одновременно увеличивает налоги на фонд оплаты труда с 26% до 34%.
Процесс получения разрешения на строительство должен занимать несколько месяцев, а не несколько лет, подключение дополнительной мощности в электроэнергетике также должно быть оперативным и недорогим.
Как известно, одной из важнейших составляющих благоприятного предпринимательского климата является среда платежеспособного спроса. Наличие спроса в кризис - спасательный круг для бизнеса. А вот государственный спрос - это вопрос государства.
Проведенный анализ показал, что по ряду федеральных целевых программ в 2010 году не выполнен план, не использованы предусмотренные федеральные средства, утрачен платежеспособный спрос, в том числе для нашего городского бизнеса. Вопрос ни разу не рассматривался правительством города.
Это в значительной степени связано с тем, что в городской администрации нет самостоятельного органа, который бы отвечал и занимался научно-промышленной политикой региона.
Около 10 млрд рублей реального платежеспособного спроса может быть утрачено в связи с недостатками в организации работ по государственному оборонному заказу.
Несмотря на все наши усилия, город закупает мало продукции питерских предприятий. Здесь есть два момента: первый - город не приобретает конкуренто-способную наукоемкую высокотехнологичную продукцию, такую как гамма-томографы и циклотроны НИИ ЭФА им. Ефремова, и это вина городских чиновников.
Но есть и другой: город не покупает продукцию в связи с ее неконкурентоспособностью, и это беда и вина руководителей и владельцев предприятий.
Время настоятельно требует от нас постановки перед собой самых амбициозных задач. Так, за предстоящее десятилетие производительность труда необходимо увеличить минимум в два раза, поднять долю инновационной продукции примерно в три раза.
Выход, считаю, в разработке и реализации научно-промышленной политики, благодаря которой были бы сформированы те виды научной и промышленной деятельности, по которым у нас имеются или могут быть созданы хорошие заделы (научные, технологические, производственные, кадровые).
Это позволило бы определить прорывные направления и их разработчиков по всему технологическому циклу. Для них в первую очередь необходимо создать приоритетную предпринимательскую среду.
И еще один важный вопрос. Сегодня ни для кого не секрет, что большинство продовольственных товаров в наших магазинах и предприятиях общественного питания либо импортные, либо произведены из импортного сельскохозяйственного сырья. В прошлом году Президент РФ утвердил Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации. Но, к сожалению, для ее реализации сделано немного.
Хочу напомнить, что в предлагаемом бюджете предусмотрены субсидии для ГУП «Продовольственный фонд» в размере 86 млн рублей и на развитие сельского хозяйства в Санкт-Петербурге около 100 млн рублей. Эти деньги никак не повлияют на выполнение Доктрины.
Наиболее эффективным ответом на опасность возникновения дефицита продовольствия для Санкт-Петербурга является переориентация в обеспечении сельхозпродукцией на возможности Ленинград-ской области, но для этого нужно разработать согласованную аграрную политику двух регионов.
Качественное партнерство
Уровень взаимоотношений промышленников с властями, государством, равно как и между собой, меняется медленно. Однако время, российские и мировые экономические события диктуют более качественный, продуманный и прагматичный стиль взаимодействия.
- Мы живем в глобальном мире, сотрудничаем с западными производителями, приобретаем у них лицензии на выпуск современной продукции. И ясно представляем, в каких условиях наши зарубежные партнеры переживают кризис. У нас пока все ограничивается планами по созданию центров стимулирования производителей, - констатирует Геннадий Локотков, вице-президент СПП СПб, генеральный директор ЗАО «РЭПХ». - Никакой поддержки, проводя масштабную модернизацию производства, мы не получили, хотя вложили в строительство и обновление 200 тыс. кв. м производственных площадей и технологического оборудования 8, 5 млрд рублей. При этом, замечу, только за восемь месяцев этого года наши налоговые отчисления составили 1 млрд 27 млн руб.
Мало гордиться тем, какой у нас в городе научный потенциал, какая рабочая элита сконцентрирована на предприятиях, важно все это грамотно использовать. Никто в деле развития промышленного производства за нас ничего не сделает.
Пора самим между собой кооперироваться, чтобы создавать достойную продукцию. Мы сегодня, например, намерены заказы на комплектующие разместить на Ижорских заводах, что даст возможность ижорцам развить еще одно направление деятельности.
Нам следует выйти на новый уровень взаимоотношений и управления, которые станут стимулировать промышленное развитие. Универсальный способ, конечно, сложно найти, но нельзя формально подходить к процессу.
Премьер-министр Владимир Путин считает, что страна живет, когда живут заводы, уточнив, правда, что в новом технологическом формате, новой среде. Но это зависит от нас с вами. Ни один завод, который создает имидж города, не должен уйти в небытие, я очень надеюсь на поддержку города и нашего бизнес-сообщества.
- Главные проблемы нашей отрасли связаны со станкостроением, с производственной базой и ее модернизацией, - поделился член Президиума СПП СПб, генеральный директор ОАО «Кировский завод» Георгий Семененко. - Россия сейчас не входит даже в первую сотню мировых производителей. И потому каждое предприятие, решая задачи модернизации производства, идет своим путем.
Кировский завод столкнулся с этой проблемой давно, и мы ее решили, создав дочернее предприятие, которое успешно занимается тематикой модернизации станков и оборудования. Более того, помогаем в решении задач партнеров.
Так, например, занимались модернизацией станков с диаметром обработки 17 и 14 м на «Силовых машинах». Специалисты этого предприятия выполняют заказы по ремонту Саяно-Шушенской ГЭС.
Петербург всегда был школой станко-строения, и традиции эти, считаю, надо возродить общими усилиями, в кооперации с действующими в городе компаниями, фундаментальной и отраслевой наукой.
Для этой цели мы учредили Станко-строительный кластер Санкт-Петербурга, в который объединились основные предприятия, работающие в секторе. Важно, что сегодня государством принята Программа развития отечественного станкостроения и инструментальной промышленности, это подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении.
И, конечно, для нас, как для всех производителей, важно, чтобы городское правительство, осуществляя крупные закупки техники, ориентировалось на свои предприятия.
В этом году городом был приобретен большой объем коммунальной техники у иностранных компаний, хотя Кировскому заводу было что предложить. Но в тяжелое для нас время контракт был подписан с зарубежным поставщиком.
- Мне не нравится, как сегодня КЭРППиТ строит отношения с реальным сектором экономики, - поделился президент Ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» Александр Зорин. - В 2000 году, когда сетевая торговля вышла на рынок, комитетом была создана рабочая группа по взаимодействию промышленности с торговлей.
Где сейчас этот орган, который имел опыт, механизмы работы с торговой сетью? Конкурсы по получению госзаказа как механизм сегодня неэффективны: почему, например, на них допускаются посредники, которые ничего не производят? Государство и город только выиграют, если будут иметь дело непосредственно с производителем, которому нет смысла манипулировать с ценой продукта.
Я представляю наиболее устойчивую отрасль, поскольку наша продукция имеет постоянного потребителя. В городе действуют четыре крупных объединения, конкурирующие между собой как по уровню технологического оснащения, так и по ассортименту продукции.
Нас всегда критикуют за высокие цены, но это следствие взаимодействия с органами власти и теми субъектами, в том числе с естественными монополиями, деятельность которых государство в силу законов должно координировать, контролировать, а также формировать тарифную политику.
На гражданские рельсы
Насколько активно пойдет процесс кооперации производств, безусловно, в первую очередь зависит от инициативы бизнеса, и сегодня сообщество к нему практически готово. В развитие промышленности наряду с инновациями, управленческими инвестициями, информационными технологиями немалую роль, по мнению директора ФГУП «ЦНИИ им. ак. Крылова» Валентина Пашина, будут играть кластерные принципы организации производства высокотехнологической продукции.
Именно промышленность должна замкнуть инновационную цепочку: разработки, НИОКРы, технологии, производство, рынок, конкурентоспособная продукция.
Судостроение Петербурга и Ленинградской области вполне может претендовать на создание кластеров. Здесь сосредоточены крупные мощности отечественного судостроения, развитый рынок труда и подготовки кадров. В регионе концентрируется 90% научно-технического и проектного потенциала этой отрасли России, реализуется от 20 до 40% объемов строительства судов.
- Чтобы правильно определить сценарий развития кластера, надо учесть два основополагающих фактора, - убежден Валентин Пашин, - строить конкурентоспособную морскую технику на военных заводах и верфях невозможно в принципе.
Состав производства, экономика и менеджмент гражданской верфи и заводов военного кораблестроения различны, и это порождает высокие накладные расходы и неконкурентоспособную цену продукта, длительность строительства.
Кроме того, при смешанном производстве неизбежно происходит дотирование гражданской продукции за счет военного кораблестроения. Минобороны обречено дотировать гражданскую продукцию, с чем оно в последнее время не согласно. Значит, необходимы чисто гражданские верфи.
Вторым фактором является ограничение роли отечественного судостроения отверточно-сборочными производствами либо работы по зарубежным лицензиям. Это путь безнадежно догоняющего.
Стратегически надежным может быть только сценарий, опирающийся на отечественные разработки, не исключающий при этом использования в необходимых и обоснованных случаях лицензий и других носителей зарубежного опыта.
Это и есть конкурентообразующая основа кластера, ядром которого должны стать центры исследования и разработок и гражданские верфи. Во главу угла надо ставить инновационную составляющую, ее роль обусловлена необходимостью создания новых типов судов, морской техники.
Петербуржцами сегодня разрабатываются новый архитектурно-конструктивный тип ледокола, суда для перевалки природного газа в сжиженно-сжатом состоянии, уникальная ледостойкая технологическая платформа для глубоководных месторождений, не имеющая аналогов в мире платформа для бурения поисковых разведочных скважин на мелководье и многое другое. В том числе проекты, которые могут быть востребованы и в городском хозяйстве.
В том, что производство гражданской продукции для предприятий оборонки должно стать фактором развития, вхождения в новые рынки, представители отрасли не сомневаются и активно действуют в этом направлении. Но без поддержки города и кооперации не обойтись.
- Если ориентироваться только на военный заказ, надо забыть о серийном производстве: заказы Минобороны сегодня исчисляются штуками, - констатирует член Президиума СПП СПб, президент Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций генеральный директор ОАО «Авангард» Валерий Шубарев. - Гражданская техника - это новая конкурентная среда, в которой нужно уметь действовать.
У нас в городе базируется более 200 предприятий радиоэлектроники, причем в основном предприятий инновационных, поскольку технологическое обновление происходит в отрасли каждые несколько лет.
Возможности компаний, кадровые и технические, позволяют говорить о цифровом телевидении, системах навигации, о светодиодах, энергосбережении, комплексах безопасности.
Для того чтобы сохранить потенциал предприятий, необходимо постоянное переоснащение, но сегодня в России утрачена база производства оборудования, необходимого для модернизации. Возможности купить суперсовременное оборудование нет.
Но нам удалось, благодаря тому, что у администрации города налажены межгосударственные партнерские связи с Белоруссией, сформировать программу и разработать новое уникальное оборудование. Для этой цели работали специалисты 18 лучших предприятий двух стран.
По решению двух правительств на «Авангарде» создается Центр микросистемотехники, который ориентирован на технологию, конкурентную в мире. Центр микроэлектроники позволяет создавать датчики, сенсоры, которые являются основой систем сбора информации, мониторинга, управления.
Мы наладили серийное производство газовых датчиков, способных реагировать на утечку при превышении нормы подачи газа, предотвращая, таким образом, аварии. Кроме того, запущено производство датчиков для системы мониторинга конструкционной безопасности зданий.
Решение проблем комплексной технической безопасности - стратегическая задача центра. Мы способны создавать технологии производства оборудования - это, например, приборы для тонкого газового анализа, который может выявлять наличие газа, выделяемого взрывчатыми, ядовитыми, наркотическими веществами.
Однако в Петербурге наша продукция не востребована! Надо в корне менять отношение администрации как потребителя инновационной продукции. Есть смысл учредить орган, который будет создавать и реализовывать программу госзаказа. Конкурсы, убежден, отживший механизм, с необъективной оценкой конкурентного продукта.
Считаю, пора создать экспертный совет из авторитетных специалистов, который сможет определять качество и перспективность продукта. Решение по договорам, контрактам, конечно, должна осуществлять администрация, но экспертная оценка должна стать обязательной.
Малый бизнес накрыли законами
Имущественные проблемы, ограниченный доступ к энергоресурсам, нехватка кадров, административное давление, дорогие кредиты и постоянно меняющееся законодательство. Эти проблемы представители петербургского малого бизнеса, по информации председателя Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елены Церетели, считают главными препятствиями для роста и развития.
- В прошлом году было принято на федеральном уровне около 300 законодательных актов, из них 25% регулируют малый бизнес, - напомнила Елена Церетели. - Как приспособиться, сориентироваться в этой массе правовых документов предпринимателю, когда все меняется со скоростью света. У нас должны быть действенная городская программа поддержки предпринимательства, либеральное законодательство, регулирующее работу малого бизнеса, в т. ч. налоговое законодательство.
В городе сделано много - есть и программа поддержки малого бизнеса, работает фонд кредитования, за счет ресурсного центра решаются кадровые проблемы. Мы эффективно работали с администрацией и губернатором, в прошлом году было реализовано большее десяти инициатив, предложенных представителями малого бизнеса. Однако нередко случается, что новые требования в одночасье могут перечеркнуть достигнутое ранее.
Например, Постановление об оперативном продлении аренды для добросовестного арендатора. Напомню, в Гражданском кодексе добросовестность определяется тем, насколько своевременно внесена арендная плата. У нас, чтобы продлить аренду, по требованию КУГИ следует представить девять документов.
Опять предлагается ввести новый способ налогообложения, отменить единый налог. Представьте, что значит небольшому предприятию перейти на новую систему налогообложения или на упрощенку.
Региону нужно выступить с инициативой, прежде чем внедрять новые законодательные нормы, надо выяснить точку зрения предпринимателей.
Слово губернатора
- Не соглашусь с утверждением, что Петербург - глобальный город. Формально по количеству жителей, обороту и объему промышленного производства, может, он таким и является, - сказал, подводя итоги разговора, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. - Считаю, что глобальный город тот, где обеспечивается высокое качество жизни, который притягивает людей со знаниями.
Петербург как объект культурного наследия, безусловно, привлекает. Но жить и работать пока стремятся к нам люди с невысокой квалификацией, интересами, не совпадающими с интересами города и его жителей.
Надо развивать экономику, и, совершенно справедливо, экономику инновационную. Но если трезво оценивать, у нас не так много предприятий современного уровня с точки зрения технической, технологической оснащенности.
Как заметил президент Союза промышленников и предпринимателей Анатолий Александрович Турчак, нам придется, минуя пятый, перейти в шестой технологический уклад. То есть пятого у нас нет, мы его не достигли.
Сегодня многие сетовали по поводу того, что городской заказ проходит мимо предприятий города. Не готов делать заключения, могу в некоторой степени согласиться с тем, что недорабатывает сегодня городское правительство в этом процессе.
Но уверен, что одним из факторов, который влияет на получение городских заказов, является несоответствие цены и качества, то есть неконкурентоспособность товаров, произведенных в нашем городе.
Я готов рассматривать все конкретные предложения, представляйте их. Например, такая простая, казалось бы, задача, как обеспечение качественными и эффективными противогололедными материалами. Город будет в больших количествах такую продукцию закупать.
Еще одна проблема, связанная с борьбой с пресловутыми сосульками. Как я знаю, объявлялись конкурсы на лучшие материалы, технологии, решения в этой области. Однако предложения, которые были представлены, специалистов не впечатлили. Может, есть возможность создания телескопической техники, способной работать эффективно.
Интересны, думаю, будут технологии, направленные на обеспечение безопасности, о которых рассказал генеральный директор ОАО «Авангард» Валерий Шубарев.
Можно и нужно говорить о совершенствовании форм и методов поддержки малого бизнеса. Но в первую очередь, считаю, помогать следует малым предприятиям, работающим в реальном секторе экономики, в производстве. Именно такие фирмы могут стать точками инновационного развития.
Вероятно, есть смысл формировать при промышленных гигантах малые и средние предприятия, обкатывать идеи, инновационные технологии, понять их значимость, востребованность, чтобы потом запустить в серийное производство.
Иными словами, поддержку города должны получать компании, работающие в инновационной сфере, производители необходимых городу и горожанам потребительских продуктов. И эта проблема может быть темой отдельного обсуждения, с выработкой конкретных мер.
Очень важны и вопросы взаимоотношений между предприятиями различных отраслей, смежниками, производителями, потребителями, в том в числе и их партнерство с естественными монополиями.
Здесь имеет смысл создание совместно с Союзом промышленников и предпринимателей, другими общественными отраслевыми организациями бизнес-площадки для обсуждения задач и проблем. В конце каждого года надо аккумулировать все предложения, выработать условия и гарантии поставок, а правительство готово выступить координатором при обсуждении идей производителей.
Все ваши предложения, направленные на развитие, будут рассмотрены и учтены. Подумаем и о выделении промышленного комплекса в отдельный блок. Также мы намерены вынести на широкое обсуждение основы Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на перспективу 2020 года, используя для этого современные информационные ресурсы. Призываю всех горожан участвовать в обсуждении и промышленников как наиболее активную часть населения. Все вы можете направлять ваши предложения.
Роза Михайлова