Тезисы А.А.Шохина для выступления в Санкт-Петербурге

 

Тезисы А.А.Шохина для выступления в Санкт-Петербурге на совместном Общем (отчетно-выборном) собрании членов СПП СПб

1. Оценка российского делового климата.

Есть некоторый позитив - последний опрос РСПП зафиксировал улучшение деловой среды и качества законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, за последние пять лет. Запущены новые, эффективные механизмы взаимодействия государства и бизнеса, включая оценку регулирующего воздействия проектов нормативных актов и экспертизу действующих НПА. С участием бизнес-сообщества готовятся предложения по оптимальному варианту создания института Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Макроэкономическая статистика довольно благоприятна по большинству показателей. В прошлом году существенно вырос приток иностранных инвестиций (по итогам 2011 года был на 66,1% выше, чем в 2010 году). Индекс промышленного производства в январе-феврале 2012 г. составил 104,9 % к январю-февралю 2011 г.

Одновременно сохраняется и даже растет озабоченность компаний растущей фискальной нагрузкой, высокими темпами роста цен и тарифов (Председатель Правительства РФ в отчете перед Госдумой ФС РФ предложил продумать механизм и уровень индексации тарифов естественных монополий, который позволит сохранить невысокие темпы инфляции), нехваткой квалифицированных кадров, незащищенностью частной собственности, административными барьерами и коррупцией, неадекватностью значительной части инфраструктуры потребностям бизнеса.

Продолжается отток капитала и «переезд» российских компаний в более благоприятные юрисдикции, например, Казахстан. Перспективные прогнозы темпов развития экономики не очень оптимистичны. Минэкономразвития России снизило прогноз роста ВВП с 3,7% до 3,4 % в 2011 году.

Решение этих задач требует более активной совместной работы бизнеса и государства по улучшению предпринимательского климата по ряду вопросов. Такая возможность есть - Председатель Правительства и будущий Президент России заявил в рамках отчета в Госдуме, что до конца 2012 года планируется внести целый пакет поправок в законодательство, которые призванысущественно улучшить деловой климат, создать дополнительные гарантии для инвесторов, а его первым указом  станет утверждение дорожных карт по выполнению предвыборных инициатив.

Бизнес должен использовать это «окно возможностей», как и площадки Агентства стратегических инициатив, Открытого Правительства и ряд других.

Это позволит формировать «заказ» на изменения в деловом климате исходя из

интересов компаний на всех стадиях: от подготовки стратегий до проектов

законов.

2. Дополнительная ответственность предпринимательского сообщества по ряду направлений взаимодействия государства и бизнеса.

Пример - профессиональное образование. В рамках РСПП уже ведется подготовка и экспертиза профессиональных стандартов. Следующий шаг -законодательное закрепление этой деятельности как обязанности работодательских организаций, а также формирование правовых условий для их использования при подготовке образовательных стандартов, программ конкретных вузов, а также участия работодателей в независимой оценке качества образования.

3. Расширение работы в рамках оценки регулирующего воздействия.

В ОРВ участвует достаточно много компаний, но доля компаний-членов региональных отделений РСПП среди экспертов пока невелика.

Необходимо расширение числа участников проводимых экспертиз, особенно в условиях распространения процедур ОРВ на таможенную и налоговую сферу; введения «раннего» ОРВ (фактически на стадии концепции проекта НПА), а также предложенной РСПП обязательной оценки регулирующего воздействия всех законопроектов при подготовке их ко второму чтению в Государственной Думе ФС РФ. Учитывая, что механизмы ОРВ будут постепенно перенесены на уровень субъектов РФ, у региональных отделений РСПП должен быть опыт такой работ.

4.       Антикоррупционные  процедуры.

На  последнем   съезде  РСПП одобрены  Основные принципы антикоррупционного  поведения  членов Российского союза промышленников и предпринимателей.

На их основе будет подготовлен проект антикоррупционной хартии российского бизнеса, к которому смогут присоединиться другие бизнес-объединения. Компании-члены РСПП должны начинать применять эти принципы в своей практической деятельности уже сейчас.

5.       «Налоговый маневр».

РСПП предлагает активнее применять универсальные стимулы, не пытаясь делить бизнес на «плохой» и «хороший». При этом льготы должны быть простыми в администрировании не только для налоговых органов, но и для бизнеса.

Последнее экспресс-анкетирование, проведенное в апреле РСПП, показало, что даже крупные компании практически не пользуются правом списания расходов на НИОКР с коэффициентом 1,5 из-за сложного администрирования или отсутствия необходимых направлений НИОКР в избыточно жестком перечне «допущенных» к льготам исследований.

Учитывая длительные сроки подготовки подзаконных актов, особенно если речь идет о применении налоговых льгот, целесообразно ориентироваться на «презумпцию добросовестности бизнеса». Если в течение месяца после принятия законодательства подготовка подзаконных актов (перечень оборудования, подпадающего под льготы и т.д.) не завершена, льготой может пользоваться любая компания, декларирующая, что она имеет на это право.

Начата работа по снижению нагрузки на бизнес в части налога на имущество для нового оборудования. Надеемся на активное участие компаний Санкт-Петербурга в данной работе.

6.       Окончательное решение по параметрам пенсионной реформы.
Бизнесу сложно определять стратегию развития в условиях непредсказуемости
одного из ключевых видов нагрузки. Если в сжатые сроки совместно с бизнес-сообществом  не будетподготовлена стратегия развития системы социального  страхования, за пределами 2013 года должны быть сохранены действующие в 2012-2013 годах ставки страховых взносов при одновременной отмене дополнительного тарифа страхового взноса в размере 10% с «хвоста». Правда, Президент России на заседании  Открытого Правительства отметил, что бюджетных возможностей для снижения страховых тарифов нет. Значит, наша задача найти такие возможности и источники финансирования. Тем более, параллельно было дано поручение фактически ускорить процесс приватизации госкомпаний.

7.       Обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов.

Несмотря на достигнутые договоренности, страховые тарифы для секторов, в отношении которых они изначально были завышены, пока так и не были снижены до обоснованного рыночного уровня.

Для того, чтобы решить данный вопрос в отношении страхования объектов в 2013 году, потребуется собрать информацию у компаний - сколько это стоит предприятию или холдингу в 2012 году, как изменилась нагрузка по сравнению с 2011 годом, как по оценкам компаний уровень тарифов сказался на объемах добровольного страхования, а также в целом на реализуемых и планируемых инвестпроектах. Это повысит достоверность наших обоснований снижения тарифов.

Параллельно необходимо активизировать работу по совершенствованию экологического законодательства, законодательства о промбезопасности и т.д. Такая работа уже ведется комитетами РСПП, но ее необходимо делать более комплексной и системной.

8.       Присоединение России к ВТО.

В соответствии с решениями, принятыми на съезде РСПП, ведутся отраслевые и региональные обсуждения последствий, рисков и возможностей для российских компаний в рамках присоединения России к ВТО. Возможно, в июне мы проведем широкое обсуждение в формате заседания Правления РСПП. В  любом случае компаниям  необходимо готовится использовать возможности, инструменты и процедуры в рамках ВТО в своих интересах, о чем сказал и Председатель Правительства РФ в отчете перед Государственной Думой.  Механизмы компенсации возможных потерь компаний могут быть разнообразными:  от повышения эффективности разрешенных субсидий, до, например, утилизационных пошлин, как в автопроме. РСПП со своей стороны готов продолжать работать в качестве консолидирующей мнение бизнеса площадки.

9. Без активной позиции бизнеса, и в первую очередь регионального, без повышения уровня ответственности работодательских и иных бизнес-объединений, без дальнейшего совершенствования формализованных институтов и площадок взаимодействия предпринимателей и органов власти радикальное улучшение делового климата невозможно.