Выступление Ю.В.Трусова на совместном общем (отчетно-выборном) собрании членов СПП СПб 12.04.2012
Выступление вице-президента СПП СПб, генерального директора ООО «Леноблптицепром», Президента Межрегионального объединения работодателей Агропромышленного комплекса Северо-Запада Юрия Васильевича Трусова на совместном общем (отчетно-выборном) собрании членов Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга 12 апреля 2012 года.
Уважаемые коллеги!
Комментарий к выступлению Геннадия Ивановича Исакеева, управляющего филиалом в Санкт-Петербурге ЗАО АКБ «Новикомбанк»: Вы все знаете, что я не банкир. Более того, я считаю, что хороших банков не бывает. Я считаю, что все они живут за нас счет, но почему-то об этом не помнят, а считают, что мы живем благодаря банкам. Моя мечта, что не станет в стране чего есть, и банкиры в очередь встанут к нам за продовольствием. Но, дай бог, чтобы моя мечта никогда не осуществилась.
Я хотел бы вас вернуть к тезису о продовольственной безопасности, который прозвучал в докладе Анатолия Александровича Турчака. Причем продовольственная безопасность Санкт-Петербурга решается в двух уровнях - один уровень федеральный, второй здесь в Петербурге.
Естественно, сейчас ситуация в связи с вступлением в ВТО приняла несколько неопределенный характер. Но о ВТО уже много было сказано, и поэтому я хочу добавить только одно предложение. Очень сожалею, что Анатолий Николаевич Шохин не имеет возможности его услышать.
Все мы стали свидетелями того, что Минэкономразвития и переговорщики подготовили, в общем, неплохие условия для вступления России в ВТО. Все мы понимаем, что эти условия - это обязательства России перед ВТО, но никто не знает, какие обязательства правительство России приняло перед нами. Нет таких обязательств! Когда говорят, что планы есть, мы все тоже знаем, что никаких планов отраслевые министерства для адаптации наших предприятий для вступления и работы в условиях ВТО не подготовили. Только в марте месяце правительство РФ провело совещание, и все получили поручение эти планы срочно готовить. Сошлюсь на наше министерство. Владимир Владимирович Путин вчера сказал, что будет разработана Программа развития сельского хозяйства, которая целиком и полностью нацелена на то, чтобы сельское хозяйство нормально работало в условиях ВТО. А ведь в октябре прошлого года Министерством сельского хозяйства такая программа была разработана - 253 страницы и ни одного слова о ВТО! Недавно в Ленэкспо прошло совещание Продфорум, на котором выступал представитель Министерства экономики. Когда я ему стал говорить об этом факте, он ответил: «меня самого бесит эта ситуация. У меня впечатление складывается, что отраслевые министры не знали, что страна собирается вступить в ВТО». Теперь отраслевые министры будут готовить Программу.
Мое предложение, которое я прошу Вас, Анатолий Александрович, передать Шохину, следующее. Российский Союз промышленников и предпринимателей должен дать оценку проведенной отраслевыми министерствами работы по адаптации своих предприятий к условиям работы в ВТО. И пусть эта оценка послужит основанием для того, чтобы решать вопрос - работать этим министрам в правительстве дальше или не работать. Потому, что, в конце концов, с моей точки зрения, вопрос кто, где будет министром, особенно когда речь идет об отраслевых министерствах, нельзя решать без консультаций с бизнес-сообществом. И, наверное, РСПП пора говорить свое веское слово, чтобы в нашем правительстве не появлялись министры, которые по сути, не выполняют возложенные на них функции.
Теперь о продовольственной безопасности. В августе, когда перережут виртуальную ленточку вступления в ВТО, ничего не изменится. Изменения начнут образовываться постепенно. Если в прошлом году у нас импорт продовольствия увеличился на 14 %, в том числе молочных продуктов на 17% по России, а это без ВТО, можно себе представить, что произойдет, когда мы окажемся в ВТО. Начнется вытеснение из наших магазинов отечественных продуктов импортными. Видимость, когда в магазине все лежит, людей успокаивает. Люди не понимают, что чем больше в магазине импортных продуктов, тем ситуация опасней, потому что свое производство начнет сокращаться. Это неизбежно, потому что, когда заработает программа, мы еще не знаем. Мы и самой программы не видели. А по мере того, как будет больше импорта, мы с вами узнаем, сколько этот импорт стоит. Это сегодня его будет держать дешевым, а потом он будет стоить ту цену, которая нужна хозяевам сетевых структур. Сетевые магазины преследуют только одну цель - извлечение прибыли. Если им предоставлено законам об основах регулирования торговли в России право извлекать эту прибыль, они будут извлекать ее. Извлекать из нас производителей за счет снижения цен на входе и из покупателей. Вопрос этот очень серьезный.
У России есть Доктрина продовольственной безопасности - исключительно хороший документ, подписанный президентом в 2009 году, который уже 4-й год работает. Однако с продовольственной безопасностью у нас от этого лучше не стало. Почему? Да потому, что сегодня не Доктрина продовольственной безопасности определяет проводимую в стране политику и все конкретные условия по производству и реализации товаров, а целый ряд законов. Законов, которые сегодня противоречат Доктрине продовольственной безопасности и по сути делают невозможной ее исполнение в том объеме, в котором Доктрина должна исполняться. И если говорить о верхнем федеральном уровне, то на верхнем уровне еще работать, работать и работать. И я не знаю, будет ли способен новый состав Государственной Думы привести законодательство в соответствие с Доктриной продовольственной безопасности или нет. А законы, которые нужно приводить в соответствие, тоже касаются многих из вас. Кого устраивают 94 ФЗ? Никого. Закон об основах регулирования торговой деятельности не устраивает никого, кроме магазинов, которые считают, что даже этот куцый закон и то в чем-то их ограничивает. И есть еще много законов, препятствующих реализации доктрины продовольственной безопасности.
Переходя к продовольственной безопасности Санкт-Петербурга, могу сказать, что я очень обрадовался, когда узнал, что Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли дал старт разработке Программы обеспечения продовольственной безопасности Санкт-Петербурга. Исключительно, изумительно хорошо. Но я очень боюсь, что Программа, которая разрабатывается раньше Закона, будет играть ту же роль, что и Доктрина продовольственной безопасности. Наверное, сначала, в Санкт-Петербурге нужно принять Закон о продовольственной безопасности, а потом на основании этого Закона разрабатывать Программу. Кстати, этот Закон разработан, его можно немедленно рассмотреть и принимать, по необходимости внеся поправки. Наверное, нужно, в конце концов, признать один совершенно непреложный факт. Санкт-Петербург сегодня не может обеспечить свою продовольственную безопасность никак. Он ее может обеспечить только в том случае, если будет ориентироваться на Ленинградскую область и на прилегающие регионы - Псковскую, Новгородскую, Вологодскую и т.д. - с тем, чтобы ресурсы этих областей, их агропромышленный потенциал задействовать на обеспечение поставок в Санкт-Петербург. Есть один важный момент. Когда начинается спор о качестве продукции, я всегда говорю, что качество продукции определяется ее свежестью. Если овощи, молоко свежие, то качество таких продуктов и питательная ценность неизмеримо выше продуктов с консервантами. Сети не любят свежую продукцию. Хорошо, что сегодня КЭРППиТ дал старт программе по обеспечению города свежей продукции. Но, что такое для Санкт-Петербурга 72 места? Очень мало. Свежая продукция сегодня в сетях отсутствует, они ее не терпят. Это понятно, возни с продуктами, срок хранения которой 2-3 дня, очень много. Сети стимулируют, прямо требуют, чтобы им привозили продукцию со сроком хранения не менее недели, а то и 30, 90 дней и более. Возьмите молоко «Большая кружка», откройте его, поставьте и попробуйте через 10 дней это молоко выпить - не будете. Консерванты, которые там есть, сделают его горьким, при этом я не говорю, что это молоко вредное. Все эти моменты можно решить. Свежей продукцией людей кормить можно только тогда, когда она произведена на не очень больших расстояниях от места потребления. Вот это должно быть заложено в основу обеспечения продовольственной безопасности Санкт-Петербурга. Естественно, там нужно заложить не только производство продукции, но и реализацию. Сегодня мало 72 машин, мало магазинов шаговой доступности. Нужно потребовать, чтобы была восстановлена та система торговли, которая торговала по принципу «сегодня привезли - к вечеру продали». Вот эта система должна работать, это будет обеспечивать продовольственную безопасность нашего города.
Заканчивая свое выступление, хочу вас вернуть к нашему обсуждению Концепции развития Санкт-Петербурга до 2025 года. Я тогда выступал и сказал, что хотел бы уснуть и проснуться в Санкт-Петербурге 2025 года. Но меня остановило одно. Я во всей этой Концепции ни слова не нашел, а что есть будут в Санкт-Петербурге в 2025 году. Если мы не будем в Концепциях предусматривать, как и чем мы будем кормить жителей Санкт-Петербурга, такие концепции не смогут обеспечить благостную и хорошую жизнь будущим поколениям, для которых мы сегодня стараемся.
Я хочу поддержать Владимира Георгиевича Дербина, когда он сказал, что не надо застраивать промышленные территории жильем. Каждая лишняя тысяча людей, которая будет сегодня размещена в этих многоэтажных коробках, это лишняя нагрузка на продовольственный рынок, это лишние рты. Надо, в конце концов, задуматься над последствиями.
И в заключении, работу Президиума СПП СПб предлагаю признать удовлетворительной.