Выступление А.А.Турчака 12.12.13 на Конференции в СПбГЭУ
Роль предприятий ОПК в модернизации научно-промышленного комплекса страны
Роль и значение промышленности в современном мире трудно переоценить. Промышленность сегодня - это не только мощнейший и стабильный источник доходов бюджета, но и локомотив стратегического развития. Промышленность дает реальный стимул для развития науки и образования, так как именно на производство конечного продукта направлен человеческий ум, навыки и умения. Только неразрывный союз промышленности, науки и образования дает принципиальную возможность развития страны в качестве независимой, суверенной державы. Хотим мы этого или нет, но ответ на вопрос «будет ли наша страна одним из лидеров мирового сообщества или будет придатком цивилизации, поставляющим на мировой рынок ресурсы?» зависит от состояния отечественной промышленности и реальных возможностей ее развития.
Продолжающийся мировой экономический кризис свидетельствует о провале теории «безпромышленного развития». В свое время США и ЕС перевели в Китай и другие страны Азии десятки тысяч промышленных предприятий. США и ЕС рассчитывали, что азиаты будут работать «за копейки» и не смогут сделать что-либо лучшее из-за отсутствия передовых технологий. Но вышло иначе! Азиаты начали активно учиться и очень скоро превзошли своих учителей. Начали с копирования, а сегодня они уже имеют свои прекрасно оснащенные научно-исследовательские центры, свои университеты и, соответственно свои технологии. В результате рынки США и стран ЕС переполнены дешевыми, но вполне конкурентоспособными товарами из Азии, которые производятся отнюдь не на азиатских филиалах американских или европейских компаний.
К чему стремятся теперь США и ЕС?
Первое: к реиндустриализации своей промышленности. В США, например, на стимулирование производства и создание новых рабочих мест выделяют 447 млрд. долларов. Европа также озаботилась перспективными технологиями производства, которые должны обеспечить промышленности ЕС конкурентоспособность.
Второе: к доступу своих товаров на российский рынок, чему весьма способствует вступление России в ВТО. Вот что об этом с присущей ему прямотой сказал Президент США Б. Обама: «Членство России в ВТО позволит снизить тарифы и улучшить международный доступ на российский рынок услуг, сделает Россию подотчетной системе правил, управляющих международным торговым поведением, а также предоставит средства использовать эти правила. Присоединение России к ВТО даст возможность увеличить экспорт для американских производителей и фермеров, которые, в свою очередь, получат высокооплачиваемые рабочие места в США. Россия также открывает свой рынок услуг в секторах, приоритетных для американских компаний, включая аудиовизуальный, телекоммуникационный, финансовый, компьютерный и сектор розничной торговли».
Подтверждается вывод нобелевского лауреата по экономике Э. Тоффлера: без промышленности страна постепенно, но неуклонно лишается «мозгов» и финансовых ресурсов. Все уходит туда, где есть реальное производство. Этот постулат подтверждает исследование, проведенное РАН. Оказалось, что главная причина «утечки мозгов» из современной России не величина зарплаты, а востребованность результатов труда, отсутствие бюрократии, гармоничное общественное устройство.
К сожалению, Россия не хочет учиться на чужих ошибках. Нам так и не удалось переломить отрицательные тенденции, сформировавшиеся в последнее десятилетие: медленно растет конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке, не удается обеспечить необходимый рост инвестиций в высокотехнологичный сектор промышленности, снижается численность занятых в науке. Тревожит медленная реализация прошлогодних указов Президента РФ В. В. Путина, в частности, Указа №596, где говорится о необходимости реиндустриализации отечественной экономики и улучшения предпринимательской среды.
Необходимо признать, что эти проблемы характерны и для нашего города. Среди 20 крупнейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга по объему промышленной продукции только четыре являются отечественными и высокотехнологичными. Остальные - это автосборочные предприятия иностранных фирм (последний передел), пищевые предприятия, производители труб, проката, косметики (низкое число переделов ресурсов).
На заседании Президиума Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга в феврале текущего года мы определили направления работы по росту доли высокотехнологичной и наукоемкой промышленности, активному содействию развитию науки и инноваций, созданию высокопроизводительных рабочих мест, улучшению предпринимательского климата и привлечению инвестиций. Понятно, что решить эти задачи возможно только в тесном взаимодействии бизнеса и государства.
Недавно в Санкт-Петербурге прошел 12-й общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России». На нем прозвучали суждения, достойные цитирования. Приведу только два: «Если у тебя нет собственной стратегии, ты в плену чужой тактики» и «Стратегия задает идеологию пространственного развития, это компас, ведущий к поставленным целям». В целом же 12-й общероссийский форум подтвердил: создание четкой и согласованной системы долговременного планирования - одна из важнейших общенациональных задач, решение которой позволит существенно повысить эффективность государственного управления.
К сожалению, в этой сфере мы делаем только первые и весьма запоздалые шаги. О системном стратегическом планировании всего народнохозяйственного комплекса Российской Федерации речи пока не идет. При этом если говорить о бизнесе, особенно крупном, то он в рамках государственно-частного партнерства заинтересован получить не столько максимальную поддержку, сколько внятную экономическую политику для формирования и реализации собственной стратегии. В бизнесе она реализуется пока лишь на перспективу в три, максимум пять лет. Но при внятной государственной политике тот же бизнес будет делать более дальние прогнозы и строить планы.
Территориальное, бюджетное и инфраструктурное планирование, прогнозирование рынка труда - в настоящее время одни из самых горячих тем. Сегодня в Государственной Думе находится проект о государственном стратегическом планировании Российской Федерации. Он уже принят в первом чтении. Как отдельная задача в нем рассматривается оптимальный баланс интересов федерального, регионального и местного уровня власти. Однако работа затянулась. Первое чтение прошло почти полгода назад, а международная обстановка, состояние мировых рынков всё более влияют на ситуацию в России. Это цены на углеводороды, развитие технологий добычи нефти и газа из сланцев, события «арабской весны», война в Сирии, международный терроризм и другие процессы.
Перед нами стоит задача ускорения перехода петербургской промышленности на шестой технологический уклад, базирующийся на открытиях в областях био и нанотехнологий. Мы полагаем, что внедрение шестого технологического уклада, главное преимущество которого выражается в существенном снижении трудозатрат, энерго и материалоемкости, необходимо начинать с оборонной промышленности, так как этот сектор регулируется государством, и как уже не раз бывало, оборонная промышленность подтянет и остальные сектора экономики.
В своем выступлении я постараюсь обратить Ваше внимание на ключевые вопросы, решение которых должно обеспечить рост конкурентоспособности предприятий ОПК нашего города.
Прежде всего это поддержка со стороны городского Правительства научных и промышленных предприятий в их борьбе за получение и своевременное и качественное решение имеющихся и возникающих вопросов Гособоронзаказа. Это - конкурсы, контракты, цены, авансирование, комплектация, кредитование. Все выше перечисленные вопросы должны найти свое решение в ближайшее время.
Это не только конкурентоспособность, это еще и важнейший вопрос привлечения кадров в ОПК. Не пойдет молодежь работать на оборудовании и технологиях середины прошлого века. На старом оборудовании и старых технологиях невозможно выпускать современную военную технику. Если такое положение будет сохраняться, мы потеряем не только свою долю мирового рынка, но и отечественный рынок. Какой должна быть ежегодная динамика инвестиций в ОПК? Если исходить из задач, поставленных Президентом РФ, то на уровне 115-120% в год. Каковы потенциально возможные источники инвестиций? По большому счету их два. Это средства предприятий и средства федерального бюджета, поступающие на реализацию федеральных целевых программ. Кредитование я опускаю, так как средняя ставка кредитования для большинства предприятий ОПК не подъемна.
И, наконец, в долгосрочной перспективе необходимо уделить особое внимание инновациям и развитию науки: ведь именно наука формирует ТТЗ и облик современных средств и систем В и ВТ, разрабатывает принципы и способы боевого применения создаваемого вооружения. Здесь также много проблем. Минобороны через свои научные институты, исходя из планов развития вооруженных сил должно формировать заказ на конкретные виды вооружения. Эти запросы направляются в наши головные институты и конструкторские бюро. На основе совместных проработок создаётся Программа, как минимум на десять лет вперед. Обязательно должны быть разработаны и утверждены пятилетние планы производства вооружений, это особенно важно для выпуска изделий с длительным циклом изготовления. При этих условиях можно планировать развитие, брать длинные кредиты и создавать современную технологию производства.
Заострю особое внимание на судостроении, т.к. именно этот кластер является одним из наиболее важных и перспективных. Судостроительные заводы, составляющие его ядро, в 2012 году произвели продукции на 33 млрд. рублей. В целом рост производства составил 125,8% по отношению к 2011 году. На предприятиях и в организациях отрасли работает более 50 тыс. горожан. В городе сосредоточены научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро и промышленные предприятия, обеспечивающие около 70% объемов научных и опытно-конструкторских работ и порядка 40% объемов производства отечественной судостроительной промышленности. На протяжении 3-х столетий судостроение было лицом, визитной карточкой нашего города, к сожалению, в 21 веке мы его начали терять.
Среди системных проблем судостроительных предприятий выделяются:
- недостаточная интеграция научной, проектно-конструкторской и промышленной составляющих в реальном производстве кораблей и судов;
- нарастающие трудности привлечения заводов-комплектаторов к поставкам продукции, необходимой для судостроения;
- отсутствие масштабной технологической модернизации судостроительных мощностей города;
- комплексное обострение кадровой проблемы;
- снижение оперативности управления дочерними обществами вследствие инерционной 3-х уровневой структуры управления ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Не находят конструктивного решения вышеперечисленные проблемы и в проекте «Стратегии развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» на период до 2030 года», презентованной в сентябре на Международной выставке
«Нева - 2013».
В ноябре мною направлено письмо Министру промышленности и торговли Д.В. Мантурову, в котором были поставлены вопросы требующие своего решения по дальнейшему развитию петербургского судостроения. 8 ноября под председательством Губернатора Г.С.Полтавченко состоялось заседание Промышленного Совета, на котором ещё раз было акцентировано внимание на вышеперечисленных вопросах. Губернатор принял решение провести с руководством «Объединенной судостроительной компании» рабочее совещание. Оно состоялось 4 декабря. Появляется уверенность в том, что, наконец, появится реальная, конкретная программа действий.
Программа должна предусматривать развитие научно-технологической, испытательной, нормативно-правовой базы, подготовку и закрепление специалистов, как рабочих так и научных и инженерных кадров. Аналогичные отраслевые Программы должны быть разработаны в области создания новейшей компонентной базы: электроники и оптики, лазеров, материалов и других составляющих конечного продукта. И это не какие-то надуманные требования, это требования сегодняшнего дня по обеспечению безопасности и целостности страны.
В подтверждение вышесказанного приведу ссылку на доклад ответственного руководителя МО США по размещению оборонных заказов Фрэнка Кендалла на слушаниях в американском Сенате. В докладе было заявлено: «Технологическое превосходство Вооруженных сил США над армиями других стран является залогом успешного решения задач по обеспечению национальной безопасности Америки. Для поддержания достигнутого уровня развития вооружения и военной техники Министерство обороны непрерывно направляет свои усилия на развитие и укрепление структур национальной оборонной и гражданской промышленности, государственных лабораторий и академических подразделений, обеспечивающих Пентагон результатами последних изысканий научного и технологического характера, которые должны или могут быть использованы в военной сфере».
Далее он заверил Сенат в том, что Пентагон всеми силами старается сохранить команды специалистов в промышленности, способные конструировать и производить основные системы вооружений. Это обусловлено тем, заявил Кендалл, что длительные перерывы в реализации военных программ могут привести к утрате соответствующих навыков той части специалистов, которая ориентирована на выполнение заказов ВС США. На восполнение потери таких специалистов потребуются огромные усилия по обучению целого поколения американцев, или даже не одного, профессиональным навыкам, необходимым для эффективной работы в военной промышленности и других отраслях национальной экономики, связанных с созданием систем и средств ВВТ.
В военном ведомстве США правила, регулирующие порядок разработок, производства и закупок ВВТ для МО занимают не одну тысячу страниц. Эти документы постоянно подвергаются корректировкам, обусловленным практической необходимостью и изменениям внешних условий выполнения оборонных заказов.
Это позволяет увязать в единый процесс: стратегическое планирование, определение потребностей ВС в ВВТ для решения стоящих перед ними задач, разработку программ создания и закупок вооружений, а также формирование бюджетной заявки военного ведомства на очередной финансовый год. Более конкретные указания по развитию ВС формируются в едином документе «Руководство по военному планированию», который выходит за подписью Министра обороны США и распространяется на каждую пятилетнюю программу МО.
К текущим задачам реиндустриализации отечественной экономики и, прежде всего ОПК, как уже отмечалось ранее, относится и модернизация предприятий, и подготовка кадров, и коммерциализация научных идей, разработок. В среднесрочной перспективе (три-четыре года) промышленности Санкт-Петербурга понадобятся крупные инвестиции в основные фонды. Уже сейчас износ фондов в промышленности города в среднем достигает 40%. В долгосрочной, вернее сказать бессрочной перспективе необходимо уделять особое внимание инновациям и развитию науки: как отраслевой, вузовской, академической, так и военной.
Важнейшие вопросы, на которые необходимо обратить пристальное внимание, причем в оперативном порядке, это:
-
создание национальных исследовательских центров, в которых объединяются университеты (кадровое обеспечение) и НИИ (научное обеспечение).
-
выделение государственных средств на НИР и ОКР.
-
резкое увеличение в службах генеральных заказчиков МО РФ доли профессионалов, грамотных военных и технических специалистов.
-
уход от практики назначения на должности генеральных и главных конструкторов ОПК различного рода «специалистов», далеких от знания предмета, которым собираются руководить.
-
усиление роли советов генеральных и главных конструкторов систем оружия.
-
анализ работы госкорпораций в ОПК.
Как Вы знаете, несколько дней тому назад Президент России В.В. Путин провел серию совещаний по проблемам развития Авиации, Флота, Войск космической обороны и Ракетных войск стратегического назначения.
Итоги президент подвел на встрече с руководством минобороны, главнокомандующими видами Вооруженных сил, командующими родами войск и представителями оборонных предприятий. «Разговор был принципиальным и подчас даже, как в таких случаях говорят, нелицеприятным, но исходили мы всегда только из одного - из того, что поставленные задачи должны быть решены. Решены эффективно и в нужные для страны сроки. Это первый такой опыт, и он показал, что такая форма работы востребована. Нам удалось посмотреть на все проблемы гособоронзаказа не только в перспективе, но и по горизонтали сверить часы, посмотреть, как идет параллельная работа по видам и родам Вооруженных сил, по предприятиям, которые обеспечивают перевооружение. На перевооружение государство предусмотрело огромные деньги. В 2003 году общий объем бюджета минобороны был 600 млрд. рублей. В этом он составил 2,3 трлн. Государство выделяет эти деньги для того, чтобы обороноспособность была обеспечена надолго, на длительную историческую перспективу», - подчеркнул Верховный Главнокомандующий.
Подводя итог, хочется напомнить высказывание лауреата Нобелевской премии Ж. Алферова: «Сегодня в России нет более важной задачи, чем развитие науки и образования. Это на самом деле вопрос жизни и смерти нашей страны. Если мы не сможем по-настоящему возродить высокотехнологичные отрасли промышленности, то так и останемся тем, во что мы уже превращаемся - сырьевой колонией других государств».