Выступление А.А.Турчака на заседании правительства Санкт-Петербурга 24.03.2015

 

Уважаемый Георгий Сергеевич, уважаемые члены правительства, коллеги!

В отчетах Андрея Станиславовича Максимова, Жанны Владимировны Воробьевой и справке комиссии достаточно подробно изложены материалы подтверждающие выполнение постановления Правительства «О Комплексной программе развития профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2011 - 2015 годы». Как член комиссии могу ещё раз подтвердить, что проделан большой объем работы, положительно сказывающийся на результатах социально-экономического развития нашего города.

Работодатели и их объединения внесли определенный вклад в развитие системы профессионального образования.

Взаимодействие предприятий и учебных заведений осуществляется в рамках Соглашения о сотрудничестве между Союзом промышленников
и предпринимателей и Советом ректоров вузов и аналогичного соглашения с Советом директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Богатый опыт разработки совместных образовательных программ, создания базовых кафедр, организации целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов имеют «Светлана», ЦНИИ «Электроприбор», НИИ «Вектор», «Алмаз-Антей», «Концерн «Гранит-Электрон», «КБ «Арсенал», «Электроавтоматика», «ЦНИИ КМ «Прометей», «Балтийская Промышленная Компания» и многие другие.

Проблема нехватки кадров по отдельным отраслям экономики в настоящее время решается посредством подготовки и переподготовки квалифицированных кадров по программам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения на базе вузов, колледжей, техникумов, прежде всего тех, которые смогли в последние годы провести модернизацию учебно-лабораторной базы, поставив самое современное оборудование, которое используется на профильных предприятиях. Конечно, в немалой степени этому способствовала соответствующая работа в рамках Комплексной программы и выделявшиеся для нее средства бюджета города.

Мониторинг Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга показывает, что каждое крупное городское предприятие ежегодно тратит на подготовку и переподготовку кадров около 10 млн. руб. Ряд предприятий - «Адмиралтейские верфи», «Водоканал», «Силовые машины», «Климов», «Ленэнерго» содержат свои учебные центры. При участии Ассоциации предприятий радиоэлектроники создан кластер непрерывного образования и подготовки рабочих и инженерно-технических работников. В прошлом году при участии Союза создан «Центр подготовки специалистов для литейных производств» и «Северо-Западный центр оценки и сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных учреждений и специалистов».

Другим направлением сотрудничества является проведение вузами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу ведущих предприятий города.

Так, в интересах ОАО «Авангард» в целях внедрения инновационных разработок в электронную промышленность России и развития высокоскоростного транспорта Университет аэрокосмического приборостроения проводит опытно-конструкторскую работу «Разработка и исследование систем радиочастотной идентификации на основе акустоэлектронных элементов на поверхностных акустических волнах для железнодорожного и автомобильного транспорта и создание технических решений по организации их серийного производства в Российской Федерации.

Активно используют разработки вузов и многие другие предприятия, в том числе «НИИ «Вектор», «Крыловский государственный научный центр», «ЦНИИ «Электрон», «НПП «Радар ммс», «Силовые Машины».

При этом предприятия выступают не только заказчиками, но и участниками научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так, «Концерн «Океанприбор» совместно с Электротехническим университетом участвует в выполнении опытно-конструкторских работ по теме «Разработка системы гидроакустического мониторинга акватории».

Важным направлением сотрудничества является участие предприятий города в научно-практических конференциях, проводимых вузами и средними специальными учебными заведениями.

Полезным можно считать опыт проведения в Санкт-Петербурге различных профессиональных конкурсов и олимпиад среди студентов техникумов, колледжей и вузов, организованных Комитетами по науке и высшей школе и образования. Работодатели активно привлекаются в состав экспертных групп, жюри при проведении конкурсов и олимпиад, предоставляют свою базу для их проведения.

Конкурсы способствуют не только повышению качества подготовки, но и популяризации наиболее востребованных в городе специальностей и профессий, что очень важно в условиях наблюдаемого в целом ряде отраслей дефицита квалифицированных кадров.

Для его ликвидации требуются стратегические решения на государственном уровне.

Я думаю, что в этой аудитории нет необходимости долго убеждать в том, что какие бы масштабные проекты мы не задумывали, сколько бы денег в нашей стране не было, если не будет творческих инженеров, высококвалифицированных рабочих, осуществить мы ничего не сможем. Говоря о подготовке кадров мы должны руководствоваться тем, что в современных производствах в корне изменяется содержание труда не только инженерно-технических сотрудников, но и рабочих. От исполнительских функций, заданных и регламентированных в условиях индустриального производства, работник переходит к функциям управления технологическим процессом, он не просто выполняет заданный объем работ в единицу времени, но оценивает ситуацию, контролирует процесс, принимает оперативные решения. При этом у него уменьшаются физические нагрузки, но значительно возрастают интеллектуальные затраты, формируются новые функции, растёт напряженность труда. Грядущее коренное изменение содержания квалификации промышленных кадров ставит новые задачи перед образовательными учреждениями.

Прежде всего это устранение ещё имеющихся случаев количественной несостыковки специальностей, по которым готовит кадры система профессионального образования, и специальностей, востребованных работодателями, что требует более качественного прогнозирования движения рабочих мест и потребности в кадрах.

А также - актуализация образования, наполнение учебных программ, что требует прогнозирования изменений в содержании профессий и построения на этой основе национальной системы квалификаций.

Одним из элементов комплексного решения проблемы должно стать создание принципиально новой системы оценки квалификации, отвечающей современным требованиям экономики. Центральным звеном такой системы становится новое поколение профессиональных стандартов, которые должны служить основой для стандартов образовательных.

Президент Российской Федерации В.В. Путин выступая 19 марта на съезде РСПП большое внимание уделил профессиональным стандартам, в первую очередь образовательным. Он отметил, «что с участием предпринимательского сообщества уже утверждено более 400 профессиональных стандартов, подготовлен законопроект об обязательном применении работодателями профстандартов, а также о формировании на их основе государственных образовательных стандартов».

Наша с вами общая задача, сказал Президент России - «обеспечить новое качество экономики, развитие отечественной промышленности. Это мотор долгосрочного экономического роста, научного прогресса, решения социальных проблем. Это новые рабочие места, значит - возможность для самореализации и достойного заработка миллионов наших граждан. Это создание новых точек опережающего роста, комплексное развитие территорий на всём огромном пространстве нашей страны».

Как Вы, Георгий Сергеевич, уже сегодня отмечали, у города в сравнении с другими регионами есть серьезные конкурент­ные преимущества, и прежде всего, высокий процент научно-технических специалистов, представляющих как уже сложившиеся научные школы, так и формирующиеся в рамках перехода на шестой технологический уклад. Есть, одним словом, высокий потенциал уникально­го человеческого капитала. Как показывает опыт, специалистов, способных делать по-настоящему сложные вещи в научно-технической сфере, в мире не так уж много. И в этом смысле Санкт-Петербург остается инженерным центром, кадровым центром России.

Благодарю за внимание.